КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 15. Организация конституционного правосудия в федеративных государствах. Возникновение и развитие конституционно-уставного правосудия в России
Часть IV. КОНСТИТУЦИОНО-УСТАВНОЕ ПРАВОСУДИЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Первый вопрос темы связан с изучением особенностей организации и функционирования конституционного правосудия в государствах с федеративной формой территориального устройства. Как правило, в таких странах существует два уровня государственной власти и два уровня конституционного регулирования. Соответственно, становится необходимым обеспечивать верховенство федеральной конституции на всей территории страны и конституций субъектов федерации в пределах каждого из них. Отдельно нужно рассмотреть, как осуществляется конституционный контроль в федеративных государствах с североамериканской и с европейской моделями конституционного правосудия. Система судов общей юрисдикции, осуществляющая контроль в странах североамериканской модели (США, Индия и другие), основана на принципе иерархической соподчинённости, в отличие от федераций европейской модели, где подобная субординация отсутствует. На примере Аргентины, Швейцарии и некоторых других стран изучается функционирование смешанной модели судебного конституционного контроля. Значительное внимание в этой связи следует уделить опыту Федеративной Республики Германии, где наряду с Федеральным конституционным судом действуют земельные конституционные суды, поскольку концепция конституционного правосудия в субъектах Российской Федерации во многом ориентирована на практику этой страны. Следующий вопрос темы – становление конституционно-уставного правосудия в субъектах Российской Федерации с момента зарождения идеи учреждения специализированных органов конституционного надзора (контроля) в автономных республиках советского государства в 60-х годах ХХ века до её реализации на основе Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». Студент должен знать, когда и в каких субъектах Российской Федерации были созданы первые конституционные суды и другие органы конституционно-уставного контроля (надзора), как проходил процесс унификации их организационных форм, какова динамика нормативного регулирования и образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в настоящее время. Необходимо проанализировать, почему процесс создания специализированных органов судебного конституционного контроля в субъектах Российской Федерации происходит медленно, и какие меры способны повлиять на его интенсификацию. Следует уделить внимание нормативно-правовому регулированию образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, имея в виду, что Конституция Российской Федерации прямо о них не упоминает. Правовую основу функционирования специализированных органов судебного конституционного контроля субъектов Российской Федерации составляет Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.
Тема 16. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: состав, полномочия, взаимодействие с Конституционным Судом Российской Федерации Приступая к изучению судебного конституционно-уставного права в субъектах Российской Федерации, необходимо установить место конституционных (уставных) судов в системе органов государственной власти субъектов России, а также в судебной системе Российской Федерации. Это высшие органы государственной власти субъектов Российской Федерации наряду с законодательными и исполнительными. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» отнёс их к судам субъектов России и установил, что они создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 17). Состав и структура конституционных (уставных) судов различаются, поскольку эти вопросы решаются каждым российскими субъектом самостоятельно. Количество судей в них колеблется от трёх (Адыгея) до семи (Санкт-Петербург). Студент должен проанализировать требования, которые предъявляются к кандидатам на должность судьи конституционного (уставного) суда законами разных субъектов России, выявить общие и специфичные положения на этот счёт. Таким же образом исследуются способы формирования конституционных (уставных) судов, порядок утверждения и освобождения конституционных (уставных) судей от должности, юридические и социальные гарантии их независимости, основания приостановления и прекращения их полномочий. Важно установить круг полномочий конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, который также не одинаков для всех Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» определил их лишь в общих чертах: это вопросы соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации (ст. 27). Необходимо продумать, как соотносятся полномочия специализированных органов судебного конституционного контроля субъектов России и Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В заключение нужно обратиться к исследованию взаимодействия конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации. Эти органы не связаны организационными и инстанционными узами; решения конституционных (уставных) судов не могут быть пересмотрены федеральным Конституционным Судом. Несмотря на это, в совокупности они представляют собой нецентрализованную систему конституционного правосудия, построенную на принципе федерализма, функционирующую в едином правовом пространстве для реализации общих задач. Немаловажно здесь установить связанность правовых позиций органов судебного конституционного контроля разных уровней.
Тема 17. Особенности судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации Тема охватывает собой общие правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации и особенности осуществления ими производства по отдельным категориям дел. Моделью судопроизводства для конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации выступает юрисдикционная деятельность Конституционного Суда Российской Федерации. Для начала нужно определить, какие моменты сближают судебный конституционно-уставный процесс с судопроизводством в федеральном органе судебного конституционного контроля (схожесть в предмете, общие принципы, одинаковые правила доказывания и т.д.), а какие являются индивидуальными для каждого субъекта Российской Федерации (круг участников (субъектов), перечень объектов нормоконтроля и т.д.). Необходимо установить также, какие виды производства осуществляются в различных конституционных (уставных) судах (устное и письменное, по отдельным категориям дел и т.д.). Далее рассматриваются стадии производства в конституционных (уставных) судах. Как правило, это внесение обращения в суд; предварительное рассмотрение обращения; принятие или отказ в принятии обращения к рассмотрению; подготовка дел к слушанию; судебное разбирательство; вынесение итогового решения; исполнение итогового решения. По сравнению с производством в Конституционном Суде Российской Федерации, законодательством субъектов России устанавливаются более сжатые сроки для прохождения этих стадий, иные правила уплаты госпошлины и т.д. Следует особое внимание уделить процедуре принятия, провозглашения, вступления в силу и опубликования итогового решения конституционного (уставного) суда; возможности пересмотра данного решения в некоторых субъектах России (Башкортостан, Свердловская область и т.д.); праву конституционного (уставного) судьи на выражение особого мнения. Круг отдельных категорий дел в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации обусловливается их полномочиями. Правила производства по некоторым из них (например, по толкованию конституции (устава) субъекта Российской Федерации, по разрешению споров о компетенции) типичны. Для ряда конституционных (уставных) судов характерны особые производства (дела о конституционности правоприменительной практики в Республике Саха (Якутия), о конституционности деятельности политических партий в Республике Башкортостан, об одобрении пересмотра положений раздела об основах конституционного строя в Республике Адыгея и т.д.). Полноте освоения темы будет способствовать анализ практики действующих конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 746; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |