Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Возникновение и развитие конституционного правосудия в России. Становление института судебного конституционного контроля в нашей стране проходило с существенной спецификой




Становление института судебного конституционного контроля в нашей стране проходило с существенной спецификой. Освоение темы необходимо начать с периодизации этого процесса, предложенной М.А. Митюковым. Это: 1) зарождение идей конституционного правосудия в России (ХIХ-начало ХХ веков); 2) приспособление Верховного Суда СССР к осуществлению «подсобной» роли в конституционном надзоре (1924-1933 годы); 3) осуществление конституционного контроля в «квазипарламентских» формах (1936-1987 годы); 4) охрана Конституции посредством специализированного конституционного надзора (1988-1991 годы); 5) образование и деятельность Конституционного Суда Российской Федерации (с 1991 года по настоящее время).

Истоки конституционного правосудия можно обнаружить ещё в конституционных проектах XVIII-XIX веков, трудах дореволюционных юристов (М.М. Ковалевского, Н.И. Лазаревского, В.Н. Дурденевского, С.А. Котляревского, Л.А. Шалланда). Эти идеи и воззрения, однако, не были востребованы советской властью после принятия Конституции РСФСР 1918 года.

В дальнейшем попытки преобразовать существовавшие в начале XX века механизмы правовой охраны Конституции в конституционный контроль североамериканской модели не увенчались успехом. Верховный Суд СССР осуществлял конституционный надзор лишь в течение девяти лет (1924-1933 годы). Очередное практическое начинание в этой сфере – предложение о создании конституционного суда, также окончившееся неудачей – было предпринято при разработке проекта Конституции СССР 1964 года.

Реальными, хотя и ограниченными полномочиями по осуществлению конституционного надзора обладал учреждённый в 1988 году Комитет конституционного надзора СССР. А с 1991 года в России появился специализированный орган судебного конституционного контроля – Конституционный Суд, действующий до настоящего времени.

Подробнее стоит рассмотреть этапы деятельности Конституционного Суда, включая его кризис в 1993 году и переходный период (1993-1995 годы). Студент должен иметь представление, в каком направлении шли дискуссии о конституционном контроле при подготовке проекта Конституции Российской Федерации на Конституционном совещании 1993 года.

Необходимо рассмотреть вопрос о развитии института судебного конституционного контроля в России после принятия действующей Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года «О Конституционном Суде Российской Федерации», а применительно к субъектам Российской Федерации – также Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации». Нужно знать и содержание изменений, вносившихся в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» в 2001-2007 годах.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

С чем связано отсутствие в советский период специализированных органов конституционного контроля? Означает ли это, что конституционный контроль в нашей стране в то время не осуществлялся вовсе?

Опишите полномочия Комитета конституционного надзора СССР. Чем они отличались от полномочий ныне действующего Конституционного Суда Российской Федерации?

Какими нормативными правовыми актами регулировалась конституционное правосудие в нашей стране в период с 1990 по 1993 год?

Дайте характеристику Закона РСФСР от 12 июля 1991 года «О Конституционном Суде РСФСР».

В чём суть кризиса, произошедшего в 1993 году в Конституционном Суде? Была ли приостановлена его деятельность?

Назовите организационные формы межгосударственного сотрудничества конституционных судов, в которых принимает участие Конституционный Суд Российской Федерации.

 

Часть II. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СУДЕБНО-КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

Тема 4. Конституционный Суд Российской Федерации: природа, место в системе органов государственной власти, полномочия

Для начала следует определить особенность природы Конституционного Суда Российской Федерации как специфичного политико-правового органа. Его функционирование связано с разрешением вопросов права, но нельзя отрицать, что оно оказывает влияние и на политическую жизнь в государстве. Необходимо уяснить, каким должно быть соотношение права и политики в деятельности Конституционного Суда, в каких случаях и почему ему следует быть активным, а в каких – самоограничивать себя.

На основе изучения норм Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» студент должен уяснить, для достижения какой цели формируется судебный орган конституционного контроля, и каковы задачи, стоящие перед ним.

Далее исследуется вопрос о месте Конституционного Суда Российской Федерации в системе государственных органов. На этот счёт у учёных нет единой точки зрения: одни утверждают, что он представляет собой специализированный суд (В.В. Ершов), другие – контрольный орган (В.Е. Чиркин), третьи – орган, обладающий двоякой контрольно-судебной природой (Н.В. Витрук), и т.д. Следует помнить, что Суд относится к числу высших федеральных органов государственной власти, компетенция которого прямо установлена в Конституции Российской Федерации (ст. 125). В то же время Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» считает его частью судебной системы России.

Усвоение полномочий Конституционного Суда Российской Федерации предваряется изучением основных и дополнительных направлений его деятельности – функций. К числу основных функций конституционных судов относится нормоконтроль, разрешение споров о компетенции, толкование конституции, защита прав и свобод человека и гражданина. Набор дополнительных функций индивидуален для каждой страны. Студент должен определить, какие основные и дополнительные функции характерны для Конституционного Суда Российской Федерации.

Как и функции, полномочия конституционных судов подразделяются на основные и дополнительные. Их основные полномочия являются юрисдикционными, т.е. связанными с разрешением конкретных дел. Дополнительные полномочия бывают как юрисдикционного, так и неюрисдикционного характера (к числу последних относится, например, выступление с законодательной инициативой). Необходимо установить, как определён круг полномочий Конституционного Суда Российской Федерации в Конституции России, Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде Российской Федерации», регламентированы ли они там исчерпывающим образом, как интерпретирует их сам Конституционный Суд Российской Федерации.

Для полноты освоения материала необходимо обратиться к нормам Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» и проследить динамику изменения полномочий Конституционного Суда.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Какие гарантии самостоятельности и независимости Конституционного Суда Российской Федерации предусмотрены российским законодательством?

Проанализируйте положения Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и определите, какие особенности присущи Конституционному Суду Российской Федерации как самостоятельному органу государственной власти, а какие обусловлены принадлежностью его к судебной системе.

Установите, есть ли границы у полномочий Конституционного Суда Российской Федерации.

В каких случаях Конституционный Суд Российской Федерации может и должен устанавливать фактические обстоятельства? Какие фактические обстоятельства устанавливаются Конституционным Судом?

Продумайте, какими полномочиями по осуществлению нормоконтроля обладают суды общей юрисдикции, арбитражные суды России. Как соотносятся они с полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации?

Существуют ли законы, которые не могут проверяться на конституционность Конституционным Судом Российской Федерации?

 

Тема 5. Решения и правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации

Логическим продолжением предыдущей темы является изучение особенностей решений, выносимых Конституционным Судом Российской Федерации, и содержащихся в них правовых позиций.

Сначала следует определиться, в каком значении Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» употребляет термин «решение Конституционного Суда». Оно двоякое.
Во-первых, решением называется вывод суда по существу рассматриваемого им дела (признание соответствующим либо не соответствующим Конституции Российской Федерации проверяемого нормативного акта, договора и т.д.). Во-вторых, решение Суда – это правовой акт, которым опосредуется его деятельность.

Следующий вопрос темы – специфика юридической силы и действия решений Конституционного Суда Российской Федерации. Из Конституции Российской Федерации, а также Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» следует, что она равна юридической силе самого российского Основного закона. Они общеобязательны на всей территории Российской Федерации; их невозможно обжаловать, пересмотреть, преодолеть повторным принятием нормативного правового акта, аналогичного признанному не соответствующим Конституции Российской Федерации; действуют прямо, не требуя подтверждения другими органами государственной власти (ergo omnes).

Далее рассматривается классификация актов Суда. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» подразделяет их на итоговые и иные. К итоговым он относит постановления и заключения, которые выносятся в результате рассмотрения конкретного дела по существу. Надо иметь в виду, что в практике Конституционного Суда Российской Федерации появился ещё один вид итоговых решений – отказные определения с позитивным содержанием (или определения о распространении правовой позиции), которые завершают т.н. «письменный» процесс, производимый без рассмотрения дела по существу в судебном заседании. Следует изучить и иные процессуальные, специальные и организационно-управленческие акты Конституционного Суда России.

Актуальным будет знакомство с новым юридическим феноменом – правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации. Студент должен знать понятие правовой позиции, а также уметь объяснить, как соотносится она с решением Суда; в какой части определения, постановления или заключения она может содержаться; обладает ли она самостоятельной юридической силой. Нужно учитывать, что вышеуказанные вопросы в российской юридической литературе относятся к числу дискуссионных.

В завершение изучения темы необходимо рассмотреть классификацию правовых позиций на материально-правовые (сформулированные по существу поставленного перед Конституционным Судом вопроса) и процессуальные (касающиеся собственной деятельности Суда).

 

Тема 6. Состав, формирование и структура Конституционного Суда Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации – коллегиальный орган государственной власти. Конституция Российской Федерации установила его численный состав в количестве 19 судей (ст. 125). Студенту следует проанализировать положения Закона РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» о составе органа конституционного контроля в период с 1991 по 1993 год, который был иным.

Не совпадали в разное время и способы формирования Конституционного Суда. Согласно Закону РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» его судьи избирались Съездом народных депутатов РСФСР по представлению Председателя Верховного Совета РСФСР. По ныне действующему законодательству судьи Конституционного Суда назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации. В настоящее время в Суде осуществляют полномочия как судьи, избранные Съездом народных депутатов РСФСР, так и судьи, назначенные Советом Федерации.

В рамках вопроса о формировании Конституционного Суда Российской Федерации необходимо изучить перечень требований, предъявляемых к кандидатам на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации», конституционным судьёй может стать гражданин Российской Федерации, достигший ко дню назначения возраста 40 лет, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права и безупречной репутацией (ст. 8).

Говоря о структуре Конституционного Суда Российской Федерации, следует различать организационно-правовые формы его деятельности и его административное строение.

Организационно-правовые формы деятельности Конституционного Суда Российской Федерации бывают основными (осуществляемыми в заседаниях Суда) и вспомогательными (предназначенными для решения организационных, финансовых, кадровых и иных подобных вопросов). Основными организационно-правовыми формами являются пленарные заседания и заседания палат; вспомогательными – рабочие совещания и комиссии.

Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации распределяются между его пленумом и двумя палатами Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст.ст. 21, 22). Надо иметь в виду, что Законом РСФСР «О Конституционном Суде РСФСР» предусматривались только пленарные заседания органа конституционного контроля.

Немаловажно знать административную структуру Конституционного Суда, исследовав полномочия его должностных лиц (Председателя, заместителя Председателя, судьи-секретаря) и аппарата Суда, уделив особое внимание его Секретариату.

 

Тема 7. Особенности статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Прежде всего, необходимо вспомнить общие положения о статусе судьи с учётом норм Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации». Затем надо определить, в чём состоит специфика нормативно-правового регулирования статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации по сравнению с общим судейским статусом.

Последовательная характеристика структурных элементов статуса судьи Конституционного Суда (принципов, прав, обязанностей и т.д.) предваряется исследованием видов такого статуса. Из Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» и других нормативных правовых актов следует возможность выделения статуса действующего судьи; статуса судьи, полномочия которого приостановлены; статуса судьи, пребывающего в отставке. Студент должен иметь представление об особенностях, присущих каждому из них. Кроме того, надо знать, каков срок пребывания в должности судьи Конституционного Суда (на сегодняшний день полномочия судьи ограничены лишь предельным возрастом – 70 годами) и как изменялось его законодательное регулирование.

Далее исследуются принципы статуса судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Необходимо уяснить содержание принципов независимости, несменяемости, неприкосновенности, равноправия судей и знать их гарантии, в том числе материальные.

Для обеспечения независимости судьи Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается круг занятий и действий, не совместимых с данной должностью. Он не может занимать государственные и общественные посты, осуществлять предпринимательскую деятельность, быть членом политической партии, должен воздерживаться от совершения иных поступков, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 11). Надо знать, что судья обязан руководствоваться также этическими нормами поведения, принятыми в судейском сообществе. Например, он не должен дискредитировать Конституционный Суд в своих публичных выступлениях.

Важно изучить права и обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а также меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности, которые могут быть применены к нему в случае невыполнения обязанностей.

Завершающий вопрос темы – приостановление и прекращение полномочий судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Необходимо знать основания этих процедур, по решению каких органов и в каком порядке они осуществляются, какие последствия влекут для конституционного судьи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1613; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.