КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмпирический и теоретический уровни в естествознании
Научный метод – это способ организации средств познания, он рационализирует и оптимизирует научное познание. Методы познания подразделяются на эмпирические и теоретические. Эмпирические методы познания опираются на чувственно-наглядные приемы и способы познания: Научное наблюдение – целенаправленное восприятие предметов и явлений объективной действительности, которое осуществляют планомерно, согласно поставленной цели. Описание – языковая или письменная фиксация полученных при наблюдениях сведений. Измерение – сравнение объектов исследования по каким-либо сходным признакам и определение неизвестной величины с помощью эталона – известной установленной единицы меры. С измерения начинается количественное естествознание. Существует множество единиц измерения. В настоящее время в естествознании действует преимущественно Международная система единиц (СИ) построена на базе семи основных (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль) и двух дополнительных (радиан, стерадиан) единиц. Эксперимент – целенаправленное повторение наблюдения в специально созданных и строго контролируемых условиях. Моделирование – подбор близкого прототипа, исследование его в соответствующих условиях и экстраполирование полученной информации на подлинный объект исследования. Чувственные восприятия при наблюдениях позволяют оценить лишь внешние стороны явлений, не раскрывая сущности и законов их развития. Например, в результате химической реакции мы видим изменение цвета раствора или образование осадка. Наблюдения не дают сведений том, что в реакционной среде происходит активация молекул, которая сопровождается переносом электронов и образованием новых ионов и молекул. Эти понятия формируются в результате теоретических исследований. Теоретические методы познания формируются на определенных абстрактных конструкциях, отражающих сущность изучаемых явлений: Абстрагирование – переход от чувственно воспринимаемых конкретных объектов к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. Абстрактные понятия формируются в результате практической и аналитической деятельности. Высшим этапом в развитии познания является логическое мышление. Идеализация – особый вид абстрагирования, мысленного создания прообраза существующего объекта. В физике примером идеализации является «материальная точка». Под этим понятием подразумевается любое тело, лишенное всяких размеров и формы. Формализация –построение абстрактно-математической модели с использованием специальной символики. Позволяет оперировать не с объектом, а с символами или знаками. Примеры формализации: химическая символика и математические описания физических законов. Математической формализации принадлежит центральное место. Индукция – получение общего вывода на основании частных фактов, т.е. способ рассуждения от частного к общему. Дедукция – получение частных выводов на основе каких-либо общих положений, т.е. способ рассуждения от общего к частному. Интуиция – непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения. Формирование теорий начинается с выдвижения научной проблемы – вопроса, который возникает на базе появившихся новых фактов, не объяснимых с помощью старых теорий. При осмыслении фактов и попытках решения проблемы рождается гипотеза, которая после анализа либо отвергается, как не имеющая достаточных доказательств, либо переходит в ранг научной гипотезы. На базе законов формируется научная теория – система доказанного знания о сущности явлений. Создание новой научной теории предполагает получение объективныхистинных знаний о сущности явления, но абсолютную истину можно познать только в бесконечном процессе познания. Как правило, мы имеем дело с относительной истиной.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |