Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпирический и теоретический уровни в естествознании




 

Научный метод – это способ организации средств познания, он рационализи­рует и оптимизирует научное познание.

Методы по­знания подразделяются на эмпирические и теоретиче­ские.

Эмпирические методы познания опираются на чувственно-наглядные приемы и способы познания:

Научное наблюдение – целенаправленное восприя­тие предметов и явлений объективной действительнос­ти, которое осуществляют планомерно, согласно постав­ленной цели.

Описание – языковая или письменная фиксация полученных при наблюдениях сведений.

Измерение – сравнение объектов исследования по каким-либо сходным признакам и определение не­известной величины с помощью эталона – известной установленной единицы меры. С измерения начинается количественное естествознание. Существует множество единиц измерения. В настоящее время в естествоз­нании действует преимущественно Международная систе­ма единиц (СИ) построена на базе семи основных (метр, килограмм, секунда, ампер, кельвин, кандела, моль) и двух дополни­тельных (радиан, стерадиан) единиц.

Эксперимент – целенаправленное повторение на­блюдения в специально созданных и строго контроли­руемых условиях.

Моде­лирование – подбор близкого прототипа, исследование его в соответствующих условиях и экстраполирование получен­ной информации на подлинный объект исследования.

Чувственные восприятия при наблюдениях позво­ляют оценить лишь внешние стороны явлений, не рас­крывая сущности и законов их развития. Например, в результате химической реакции мы видим изменение цвета раствора или образование осадка. Наблюдения не дают сведений том, что в реакционной среде происходит акти­вация молекул, которая сопровождается переносом элек­тронов и образованием новых ионов и молекул. Эти поня­тия формируются в результате теоретических исследований.

Теоре­тические методы познания формируются на определен­ных абстрактных конструкциях, отражающих сущность изучаемых явлений:

Абстрагирование – переход от чувственно вос­принимаемых конкретных объектов к воспроизводимым в мышлении абстрактным представлениям о них. Абст­рактные понятия формируются в результате практичес­кой и аналитической деятельности. Высшим этапом в развитии познания является логичес­кое мышление.

Идеализация – особый вид абстрагирования, мысленного создания прообраза существующего объек­та. В физике примером идеализации является «материаль­ная точка». Под этим понятием подразумевается любое тело, лишенное всяких размеров и формы.

Формализация –построение абстрактно-математи­ческой модели с использованием специальной симво­лики. Позволяет оперировать не с объектом, а с символами или знаками. Примеры формализации: химическая символика и математические опи­сания физических законов. Математической формализа­ции принадлежит центральное место.

Индукция – получение общего вывода на основа­нии частных фактов, т.е. способ рассужде­ния от частного к общему.

Дедукция – получение частных выводов на ос­нове каких-либо общих положений, т.е. способ рассуждения от общего к частному.

Интуиция – непосредственное постижение истины без предварительного логического рассуждения.

Формирование теорий начинается с выдвижения научной проб­лемы – вопроса, который возникает на базе появивших­ся новых фактов, не объяснимых с помощью старых тео­рий. При осмыслении фактов и попытках решения про­блемы рождается гипотеза, которая после анализа либо от­вергается, как не имеющая достаточных доказательств, либо переходит в ранг научной гипотезы. На базе законов формируется науч­ная теория – система доказанного знания о сущности явлений.

Создание новой научной теории предполагает получе­ние объективныхистинных знаний о сущности явления, но абсолютную истину можно познать только в бес­конечном процессе познания. Как правило, мы имеем дело с относительной истиной.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 833; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.