КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическая часть
ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ Лабораторная работа № 6.
Цель работы: изучить особенности движения планет вокруг Солнца; размеры и движение Земли вокруг Солнца. Материалы и оборудование: географический атлас, географический глобус, циркуль, линейка, миллиметровая бумага. Повторите материал по темам «Вселенная», «Звезды», «Земля» и выясните, какие объекты составляют систему небесных тел. Практическая часть Задание 1. Рассмотрите схему движения планет вокруг Солнца в разделе «Звезды» и таблицу 2. Дайте сравнительную характеристику Земли и одной из планет Солнечной системы (по выбору студента) по следующей форме (табл. 1). Таблица 1. Сравнительная характеристика Земли и других планет
Таблица 1. Характеристики больших планет Солнечной системы
Задание 2. Дайте краткую физико-географическую характеристику выбранной планеты, ориентируясь на следующие вопросы: - Способна ли планета удерживать вокруг себя атмосферу? - Есть ли на этой планете смена времен года и если есть, то с чем связана – с ее расстоянием от Солнца или с наклоном оси? - Каков состав атмосферы? - Как влияет атмосфера на температурный режим планеты? - Каковы суточные контрасты температур? - Чем отличается эта планета от планет земной группы (если выбрана одна из больших планет)? - Оцените физико-географические условия для существования биосферы на данной планете. Задание 3. Выполните рисунки 2 и 3 и объясните возникновение солнечных и лунных затмений.
Рис. 1. Схема солнечного затмения Рис. 1. Схема лунного затмения
С чем связано наступление лунных и солнечных затмений? Почему затмения не происходят каждый месяц (одно солнечное и одно лунное)? Задание 4. Пользуясь данными табл. 2, постройте график «Зависимость дальности видимого горизонта от высоты места наблюдения». Таблица 2
График вычерчивают на миллиметровой бумаге, масштабы – горизонтальный и вертикальный – могут быть различными. Наиболее удобные масштабы: горизонтальный 1:100 000, вертикальный 1:4000000. Для построения графика берут систему прямоугольных координат. На оси абсцисс откладывают высоту места наблюдения, на оси ординат – дальность видимого горизонта. При построении кривой первые четыре цифры, обозначающие высоту места наблюдения, не принимаются во внимание, поэтому на кривой будет показано изменение дальности видимого горизонта с высоты 100 м. Высоты 2, 10, 50 м и соответствующая им дальность видимого горизонта из-за масштаба не учитываются, на них следует обратить внимание при анализе графика. Вычислите по графику дальность видимого горизонта для вы-сот: 8848 м (Джомолунгма), 5642 м (Эльбрус). Пользуясь графиком, данными таблицы 2 и картой, определите, можно ли с мыса Дежнева увидеть берега Америки? Можно ли из Санкт-Петербурга увидеть берега Финляндии? Для ответа на поставленные вопросы из карты атласа надо выписать высоту побережья у м. Дежнева и Санкт-Петербурга, по графику определить дальность видимого горизонта с этих точек, по карте – расстояние между соответствующими пунктами. Высоту противоположного берега принимают за 0 м. Объясните, почему, учитывая только эти данные, нельзя определить истинные пределы видимости. Дальность видимого горизонта земной поверхности при нормальном состоянии атмосферы определяют по формуле
где h – высота места наблюдения. Задание 5. Определите протяженность России с севера на юг от северной точки на материке мыс Челюскин (77° 43' с.ш.) до южной, находящейся на границе Дагестана с Азербайджаном (41 11' с.ш.). Задание 6. Ответьте на следующие вопросы: Воспроизведите рисунок 4 и продолжите построение: 1) покажите положение светораздельной плоскости; 2) покажите направление суточного вращения Земли (вдоль параллели); 3) заштрихуйте темную половину Земли. Рис. 4. Освещение Земли солнечными лучами
Задание 6. Постройте кривые продолжительности самого длинного и самого короткого дня на разных широтах Северного полушария (табл. 3). Таблица 3. Изменение продолжительности дня на разных широтах Северного полушария в течение года
На оси абсцисс обозначают градусы широты, на оси ординат – часы суток. Обе кривые строят на одном графике разным цветом. Проанализируйте ход кривых и ответьте на вопросы: По графику определите, какова продолжительность самого короткого и самого длинного дня в Архангельске, Москве, Волгограде. Контрольные задания 1. Какова продолжительность дня и ночи на экваторе? 2. Как изменяется продолжительность дня и ночи по направлению от экватора к полюсам? 3. Каковы основные доказательства вращения Земли вокруг оси? 4. Почему падающие на Землю тела отклоняются к востоку? На какой широте это отклонение наибольшее, где оно равно нулю? 5. На сколько часовых поясов разделена территория России?
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 5552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |