Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления развития антимонопольной политики




ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

На современном этапе развития мировой экономики, характеризующемся формированием глобальных рынков и ускорением НИОКР, наблюдается всплеск интереса государств к антимонопольной политике, сравнимый с тем, который происходил в конце XIX века, в момент ее зарождения и становления законодательства, заложившего основы регулирования конкуренции.

Можно выделить три основных наблюдающихся в мире тенденции развития антимонопольной политики [14]:

1) приобретение политикой сетевого (децентрализованного) характера;

2) ужесточение норм в отношении картелей;

3) введение ограничений для государств (правительства) в части предоставления льгот.

Что касается первой тенденции, то в 2001 году произошло уникальное для международных экономических отношений событие – возникла международная общественная организация «Международная конкурентная сеть» (ICN). Она была создана государственными органами основных развитых и развивающихся стран, отвечающими за защиту конкуренции, для более эффективного сотрудничества по улучшению антимонопольного регулирования. В настоящее время в ICN входят 90 органов власти из 80 стран.

Задачи этой организации – обеспечение антимонопольных органов регулярными контактами в неформальной форме, усиление кооперации и конвергенция проводимой политики. Это единственный международный орган, занимающийся вопросами правоприменения антимонопольного законодательства. Членство в ней является добровольным и открыто для любого ведомства, отвечающего за конкуренцию.

Функционирование такой сетевой организации, действующей на основе горизонтальных связей, в принципе, позволяет в перспективе преодолеть отсутствие наднационального регулирования. По всей видимости, в мире существует только еще одна аналогичная организация – Всемирная ассоциация агентств, стимулирующих иностранные инвестиции (World Association of Investment Promotion Agencies - WAIPA). Обращает на себя внимание тот факт, что объектом политики агентств, стимулирующих иностранные инвестиции, точно также как и у антимонопольных органов являются отдельные фирмы, а государства скорее конкурируют друг с другом при отсутствии необходимого наднационального законодательства.

Что касается второй тенденции – ужесточения норм в отношении картелей – то оно в мировой экономике началось с принятия в 2004 г. Советом ОЭСР Рекомендаций по эффективным действиям против «злостных» картелей (Recommendation on Effective Action against Hard Core Cartels - C(98)35/FINAL). Данный документ предписывал ужесточение санкций по отношению к картелям (точнее, т.н. «злостным картелям», предусматривающим фиксацию цен или раздел рынков), усиление кооперации между ведомствами стран-членов организации, определение существующих в законодательстве препятствий. После этого в течение последних лет картели были основной повесткой дня всех международных форумов, касающихся вопросов конкуренции. Активные действия по выявлению картелей дали в 1990-х годах определенные результаты, однако, выявленные случаи – лишь часть злоупотреблений.

Что касается третьей тенденции – введения ограничений для государств в части предоставления льгот – то это направление, в принципе нехарактерно для антимонопольных органов, и было распространено в первую очередь в Европейском Союзе. Она действительно является обоснованной, когда в федеральных государствах начинается «торг за инвестиции» между отдельными юрисдикциями, превращающийся в политику «разори соседа».

В русле этих же тенденций – сетевая организация, ужесточение политики в отношении картелей, контроль за государственной помощью – в 2004 годах прошла реформа антимонопольной политики в Европейском Союзе, включавшая четыре компонента [14]:

− новую директиву о конкуренции (Reg (EC) No 1/2003, вступила в силу в 2004 г.), которая позволила национальным антимонопольным органам и судам напрямую применять статью 81 (право компании немедленно обращаться в суд и требовать компенсации, если подобные случаи уже рассматривались);

− новую директиву о регулировании слияний (Reg (EC) No 139/2004), которая позволила Европейской Комиссии вмешиваться в рассмотрение любых сделок, усилила действие принципа «одного окна», ввела гибкость в сроки решений;

− новые исключения из запрещенных согласованных действий, касающихся передачи технологии между фирмами;

− регулирование воздушных сообщений между аэропортами ЕС и третьих стран – влияние альянсов между европейскими и зарубежными авиакомпаниями

Если говорить об основных новациях, то хотелось бы отметить следующие:

1) реорганизация департамента конкуренции Европейской комиссии по отраслевому признаку;

2) изменение процедур при регулировании предоставления государственной помощи (упрощена процедура извещения, добавлены новые исключения – борьба с безработицей, поддержка обучения, льготы малому и среднему бизнесу);

3) сетевая организация взаимодействия Европейской комиссии с национальными антимонопольными органами (интенсификация информационного обмена между антимонопольными ведомствами, принцип одного окна, в центр - Комиссии ЕС - передаются сделки, затрагивающие более трех стран-членов ЕС или превышающие определенные пороги);

4) изменение процедур рассмотрения ходатайств (ликвидирована презумпция нарушения для фирм с большой долей рынка, появление оценки увеличения возможностей координации действий, большая информационная открытость по отношению к заявителям);

5) усиление аналитической составляющей (удлинение срока для «глубокого» изучения рынка при рассмотрении ходатайств, при оценке предоставления государственной помощи);

6) создание механизмов кооперации с органами судебной власти (проведение тренингов для судей).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 568; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.