Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессионально-этические нормы в психодиагностике




Как и в медицине любое психодиагностическое обследование может существенно влиять на судьбу человека. Поэтому во всех странах, где широко используется психодиагностическая практика, она регламентируется как обще-этическим кодексом, так и специально разработанными профессионально-этическими стандартами. В организации и проведении психодиагностического обследования соблюдение этических норм психодиагностики является обязательным.

Этические нормы психодиагностики - комплекс норм и принципов защиты интересов и прав обследуемых лиц. Они включают наиболее общие правила обследования, которые предупреждают неоправданное или некомпетентное использование методик психологической диагностики, является кодексом профессиональной этики психолога, который занимается психодиагностическими исследованиями.

Морально-этические принципы деятельности психолога-психодиагноста в своих общих положениях отображают общечеловеческие нормы, которые регламентируют поведение соответственно требованиям профессиональных обязанностей, моральных норм относительно общества, профессиональной честности, принципов гуманизма и т.п.

Профессиональная деятельность психолога рядом с указанными выше требованиями предъявляет и ряд специфических требований, которые вытекают с ее особенностей. Психолог-консультант становится в позицию исследователя человеческой личности; в сферу его интереса могут попасть интимные стороны духовной жизни другого человека, содержание сложных межличностных отношений, конфликтов, в конце концов, объектом исследования в ряде случаев могут стать болезненные проявления личности, отклонение в поведении, следствия психического заболевания. В этом аспекте нормы профессиональной этики психолога по сложности, многоаспектности и важности осуществления успешной профессиональной деятельности не уступают соответствующим нормативам деятельности врача.

Наиболее важными в комплексе норм и требований профессиональной этики есть соблюдения принципов гуманности, преимущество интересов обследуемого в определении целей, планировании процедуры, характере проведения диагностического обследования. От психолога и социального работника требуются немалый такт, ограждение обследуемого от "психических" травм, безусловное уважение к его личности. В случаях нарушения психологами профессиональной этики при работе с обследуемыми, в результате чего наносится моральный ущерб, все полученные "положительные" результаты и рекомендации теряют любой смысл.

 

К важнейшим этическим принципам, которых должен придерживаться психолог, принадлежат:

1. Профессиональная компетентность.

Правильная диагностика, которая опирается на научную интерпретацию данных обследования, результаты комплексного изучения человека в рамках личностного подхода, глубокий анализ содержания получаемых в диагностическом обследовании сведений могут быть обеспеченные только высококвалифицированными специалистами в области психодиагностики, психометрии, теории психологических измерений, вариационной статистики.

Психологическая диагностика относится к числу наиболее сложных областей практической психологии. Не только успех диагностической деятельности в целом, но и правильное применение конкретных методик, адекватная интерпретация их результатов требуют большого объема сведений, которые постоянно уточняют их надежность, валидность, области применения теста.

Практическая направленность психологической диагностики, необходимость ее широкого внедрения в разные области общественной практики предусматривают возможность проведения отдельных обследований лицами без специальной психологической подготовки: педагогами, врачами, другими специалистами. Однако это распространяется, как правило, на узкие, специализированные тестовые методики с высоким уровнем стандартизации проведения и обработки результатов (простые функциональные пробы, тесты достижений, разработанные для применения педагогами, отдельные групповые тесты). В любом случае окончательной оценкой полученных эмпирических данных, разработкой вывода должен заниматься консультирующий такую работу профессиональный психолог.

На предупреждение некомпетентного использования тестов направлено и требование ограничения распространения тестовых материалов. Широкое и бесконтрольное распространение тестового материала (инструментария) среди неспециалистов неизбежно приводит к дискредитации психологических методов, может нанести значительный вред личности. Широкое распространение тестового материала крайне нежелательно и потому, что ряд методик (в частности личностные опросники) частично или целиком теряют свою диагностическую ценность, если их содержание и измеренные показатели известны обследуемым. В конце концов, в условиях общедоступности методик самотестирования возможно травмирование психики личности.

 

2. Конфиденциальность исследования.

Неразглашение сведений обследуемых, которые не относятся непосредственно к целям и задачам конкретного психологического обследования, должно быть общим и абсолютно незыблемым правилом профессиональной этики психолога. Обследование, объем и характер информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и учреждениям, должно быть сознательным и добровольно санкционировано самым обследуемым. Общей установкой любого психодиагностического обследования должно быть разъяснение обследуемому того, что является целью исследования, предоставление ему помощи в выборе правильной позиции и линии поведения, решение сложных или конфликтных ситуаций, выявление направления самосовершенствования и т.п.. При проведении экспертизы и консультирования, особенно в случаях применения тестов способностей, неправильное субъективное толкование результата может нанести вред личности обследуемого, поэтому необходимое соблюдение индивидуального подхода к выбору формы и объема информации, которая ему сообщается, соблюдение деонтологических, психогигиенических принципов. Последнее наиболее важно и актуально в области клинической психодиагностики.

 

3. Объективность исследования.

Исследование должно быть целиком непредубежденным. На психодиагноста не должны оказывать влияние общее впечатление о личности обследуемого: симпатия или антипатия, собственное психическое состояние или расположение духа, заангажированность на получение определенного результата и т.д.

 

4. Принцип психопрофилактического изложения материала.

При сообщении результатов самому обследуемому необходимо придерживаться определенных предупредительных мер, направленных против их неправильного использования, неправильной интерпретации или возможного появления невротически-депрессивных реакций. Таким образом, психодиагностические результаты не должны травмировать психику и самооценку обследуемого.

Если обследуемый настаивает на том, чтобы "переработать" тестовые задачи, то психолог должен иметь вариант эквивалентной методики, чтобы убедить последнего в правильности использования предложенной методики.

 

5. Принцип ограниченного распространения специальных методик.

Сертифицированные обществом психологов психодиагностические методики должны распространяться только среди аттестованных специалистов. Этот принцип имеет целью предупреждение неправильного использования оригинальных методик. Доступ к таким методикам должен быть ограниченным, они должны быть доступны только для специалистов, которые будут проводить такие исследования, и отвечать за достоверность результатов.

Разные ситуации обследования и применение отдельных видов психодиагностических средств объединены со специфическими профессионально-этическими нормативами, правилами и приемами. Поэтому, все указанные требования в первую очередь предъявляются к профессиональному, психолого-педагогическому, клиническому консультированию, экспертизе, исследованию с целью отбора и расстановки персонала и т.п.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 9266; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.