Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рационально-эмотивная терапия поведения Альберта Эллиса




Техники

1. Метод «Фиксированной роли». В ходе коррекционного взаимодействия клиенту предлагают (на основе соответствующих приемов) посмотреть на мир глазами другого человека и вести себя соответственно. Клиент с помощью психолога активно экспериментирует с принимаемыми ролями гипотетических персонажей в реальной жизни клиента.

Психолог просит клиента написать небольшую пьесу, в которой он был бы главным действующим лицом. Затем психолог предлагает клиенту написать сочинение: дать самому себе характеристику глазами другого человека, который хорошо знает клиента.

После того как сочинение написано, клиента просят представить, что он будет временно отсутствовать (например, уедет в отпуск), а его место займет персонаж, в которого ему надо будет постараться перевоплотиться. Разыгрывая различные ситуации со значимыми людьми, клиент начинает постепенно осознавать. Что он может успешнее экспериментировать с межличностными отношениями, используя свое собственное поведение как «независимую переменную».

В конце психокоррекционной работы (в целом она длится 1-2 недели) клиенту разрешается вернуться к свойственному ему ранее ролевому поведению. «Вернувшись» в свое прежнее «Я» клиент обсуждает с психологом приобретенный опыт.

2. «Подъем по лестнице». Техника позволяет клиенту изучить иерархию конструктов. Если клиент предпочитает пользоваться подчиняющими конструктами, то психолог задает ему вопросы: «Почему? Чем лучше для вас играть подчиняющие роли?» Обсуждение конструктов с помощью вопросов, начинающихся со слова «почему», похоже на своеобразный подъем вверх по лестнице.

3. «Складывание пирамиды». Эта техника очень похожа на технику «Подъем по лестнице». Но психолог вместо вопроса «почему?» задает вопрос «как?». Процедура складывания пирамиды представляет собой своеобразное движение «вниз», к конкретизации описания поведения вследствие действия того или иного конструкта,

4. «АВС-модель». Данная техника заключается в том, что клиента просят охарактеризовать каждый полюс исследуемого конструкта. Например, у женщины имеется избыточный вес. Психолог задает ей следующие вопросы: «Какие преимущества у нее есть вследствие избыточного веса? Какие минусы привносит в ее жизнь большой вес?». Отвечая на вопросы поставленные подобным образом. Клиент имеет возможность определить границы действия конструкта и предпринять попытки для его перестройки.

2. Когнитивно –поведенческое направление

Эллис одни из первых заявил о роли рациональных мыслительных процессов в поведенческих нарушениях. Анализируя свою психоаналитическую практику, Эллис обнаружил, что за многими поведенческими и эмоциональными нарушениями стоят мысли и убеждения определенного рода. Именно эти мысли, а не объективная жизненная ситуация, вызывают эмоциональные нарушения. Эллис предложил модель АВС. С его точки зрения, объективные факты, поступки, события и ситуации, с которыми сталкивается человек (А), не влияют непосредственно на эмоции, чувства и поведение человека (С). между этими двумя переменными стоят мысли, убеждения человека (В) относительно происходящих с ним событий и их влияние на его жизнь.

  А Активирующие события
 
   
Объект вмешательства В Рациональные (rB) или нерациональные (iB) убеждения
 
   
  С Эмоциональные реакции или эмоционально окрашенное поведение

Поскольку переменные А и С часто недоступны нашему непосредственному влиянию, то имеет смысл заняться анализом и изменением мыслей и убеждений, т.е. переменной В.

Ключевым, конечно, в этом случае становится вопрос о том, какие именно мысли и установки ответственны за плохое психическое самочувствие клиента, что именно в характере мышления клиента создает почву для нарушения адаптации и болезненного поведения?

Анализируя характер мыслей своих клиентов, Эллис нашел ответ на этот вопрос. Болезненные мысли он назвал нерациональными убеждениями и сумел выделить две важнейшие характеристики, присущие нерациональным мыслям.

1. Фразы наподобие «меня никто не любит», содержат широкое обощение(никто, вообще, все и т.д)

2.Далее, модальность долженствования не несет в себе нерациональности, если мысли о долге соответствуют реально заключенным договорам, обязанностям, возникающим на законных основаниях.

Сочетание обобщения и долженствования, по Эллису, указывает на нерациональность, которая имеет пагубные последствия для эмоций и поведения.

Более того, нерациональные установки редко встречаются сами по себе. Чаще всего они объединены в более или менее сложные цепи иерархизированных установок, взаимосвязанных и взаимозависимых.

Эллис выделил десять нерациональных убеждений, встречающихся чаще всего, причем наиболее часто встречаются первые четыре.

1. Просто необходимо, чтобы все люди вокруг любили меня, ценили и уважали. Все люди, особенно те. Кого я сам уважаю, должны уважать меня. Если это не так, то я сам не заслуживаю уважения, и это просто ужасно.

2. Мне все в жизни должно удаваться. Терпеть неудачу, особенно в важных делах, просто недопустимо.

3. Все должно быть именно таким, как мне хочется.

4. Есть люди нечестные, глупые и отвратительные и они должны быть наказаны за это.

Для коррекции нерациональных убеждений Эллис предложил многгоступенчатую схему, которая в самом простом виде может быть осуществлена в следующие несколько простых шагов.

Анализ активирующих событий (А). Может ли клиент припомнить в деталях события, которые вызвали у него неприятные чувства, или такие события, которые постоянно вызывают неприятные чувства?

Анализ чувств (С). какие именно неприятные чувства возникают у клиента в этой ситуации, какие последствия для него имеют неприятные события?

Анализ нерациональных убеждений (В). что конкретно в происходящих событиях меня расстраивает, вызывает у меня неприятные чувства? Какие мысли меня беспокоят, угнетают, заставляют чувствовать себя виноватым и вести себя странным образом: о себе самом, о других участниках конфликта, о самом конфликте? Нет ли у этих мыслей признаков нерациональности?

Проверка рациональности. Как можно оспорить нерациональные убеждения? Действительно ли клиент кому-либо что-то должен или это его собственная идея? Действительно ли последствия так ужасны или он преувеличивает?

Переформулирование. Какой альтернативный вариант образа мыслей возможен в этой ситуации? (Используются формулировки «я хочу...», «я могу...», «для меня было бы лучше...»). это, пожалуй, ключевой этап РЭТ. Вместо глагола «должен» Эллис предлагает клиенту подумать о том, чего он хочет в этой ситуации

Составление плана действий. Ключевой вопрос здесь – когда клиент начнет делать то, что он хочет, и кто будет контролировать эти шаги. Имеется в виду составление реального плана действий по осуществлению переформулированной установке и определение порядка контроля его осуществления. Клиента как бы выводят из замкнутого круга привычных нереалистичных мыслей в плоскость конкретных действий, направленных на осуществление его желаний. Контроль на первых порах терапевт все же оставляет за собой или передает людям из близкого окружения клиента.

Рационально-эмотивная терапия очень прагматична и может быть проведена в короткое время – это привлекает к ней в последнее время внимание многих терапевтов.

Поведенческую и вербальную составляющие когнитивной терапии лучше всего иллюстрирует работа Аарона Бека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.