Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 8. Вредные привычки. 1. Отсутствие вредных привычек




Понятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана

Организация процесса бизнес-планирования на предприятии

Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием

ВОПРОСЫ

ВОПРОС 1

Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством.

В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д.

Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия.

Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху.

Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик.

Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего.

Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка.

Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования.

В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием.

Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды:

1) заставляет руководителей мыслить перспективно;

2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений;

3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности;

5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса;

6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки.

ВОПРОС 2

 

Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации.

Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.

 

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация.

Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются:

1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.);

2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета);

3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация;

4) политическая информация и т. д.

Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др.

В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана.

В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования.

Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением.

Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования:

1) подготовительную стадию;

2) стадию разработки бизнес-плана;

3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности;

4) стадию реализации бизнес-плана.

Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть:

1) отзыв потребителей;

2) продукция, выпускаемая конкурентами;

3) мнение работников отдела маркетинга;

4) публикации федерального правительства о патентах;

5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта.

Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана потенциальным инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов.

Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана.

Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов:

1) оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли;

2) анализ условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств);

3) анализ последнего баланса (определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, оценку активов и обязательств, проверку достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение «заемный капитал – собственный капитал». В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4, а если фирма небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3;

4) оценку руководящей команды компании-заявителя;

5) выявление особенностей проекта;

6) общий анализ бизнес-плана.

Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу – общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.

Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство.

Реализовать бизнес-план – означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию.

Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи:

1) определение типа рабочих задач в фирме и вне ее;

2) определение логической последовательности событий в рабочих задачах;

3) подготовку графика реализации задач;

4) определение ресурсов для решения задач;

5) подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана;

6) документирование всех данных реализации бизнес-проекта.

Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана:

1) финансовое планирование;

 

2) организационное оформление;

3) приобретение и передачу технологий;

4) подготовку заявочных документов;

5) представление предложений;

6) переговоры и заключение контрактов;

7) приобретение земли;

8) строительные работы;

9) установку оборудования;

10) закупку материалов и сырья;

11) предпроизводственный маркетинг;

12) обучение и назначение на должность;

13) запуск и начало производства;

 

14) поддержание и развитие производства.

Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании.

Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов:

1) гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация;

2) непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования;

3) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо);

4) интерактивности, подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;

 

5) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

6) участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации;

7) адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования.

ВОПРОС 3

 

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

1) социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;

2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

Или, например:

1) уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

2) доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

3) убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и т. д.

Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет пять функций.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

 

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет.

Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики.

Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования.

В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).

Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты.

В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается.

В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон:

1) заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого – реализация проекта и получение дохода;

2) инвестора, интерес которого – возврат вложенных средств и получение дивидендов;

 

3) потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;

 

4) органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых – удовлетворение общественных потребностей.

В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование.

Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, – это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом.

Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях – филиалах (бизнес-единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно.

 

Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться. На первом месте здесь – освещение условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т. д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций.

Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Сергей Иванович Ожегов в своем «Словаре русского языка» истолковывает привычку как «поведение, образ действий, склонность, ставшие для какого-либо человека обычным или постоянным».

У каждого человека есть свой набор тех или иных привычек. Их можно разделить на полезные, бесполезные и вредные (прежде всего для здоровья человека). Все привычки мы приобретаем в те­чение жизни.

Вредные привычки опасные для здоровья от­дельного человека и общества (наркомания, алкоголизм и табакокурение) есть результат на­следственности, воспитания, образования и культуры человека.

Стихийность возникновения той или иной привычки только кажущаяся. В жизни нет ничего случайного. По наследству передается не сама склонность, как таковая, а только предрасположенность к ней, которая может проявиться, а может и не проявиться. Все за­висит от условий жизни, в которых растет, развивается и живет ребенок, подросток или уже взрослый человек.

Другим важным обстоятельством формирования привычек яв­ляется целенаправленное воспитание. В процессе воспитания у че­ловека формируются навыки поведения, принятые в семье, школе или в среде, в которой протекает жизнь человека. Воспитание - это освоение культуры, ценностных ориентации, норм и потреб­ностей общества, его духовности и морали. Под влиянием целого ряда внешних обстоятельств у че­ловека воспитываются дурные наклонности и привычки.

Воспитание тесно связано с образованием. В процессе образова­ния человек познает мир во всем его многообразии в прошлом и настоящем, у него формируются мировоззрение, мироощущение, мировосприятие и всеобщая картина мира. От того, какие знания в детстве, в подростковом возрасте получит человек, будет зависеть его мировоззрение. Складывается известная триада: знания форми­руют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Вот почему очень важно с самого раннего детства через привитие соответствующих знаний формировать гигиеническую культуру, культуру здоровья. Кстати, бесполезных знаний не быва­ет.
^ 2. Психоактивные вещества

За последнее десятилетие проблема наркомании в России превра­тилась в одну из острейших и болезненных социальных проблем. На заседании Совета Безопасности России в июне 1999г. она рассматрива­лась как одна из реальных угроз национальной безопасности здоровью населения. Под наблюдением в дис­пансерах к концу первой половины 2000г. находилось 350 тыс. больных наркоманией, или рост их числа за 90-е гг. - в 12 раз. По оценкам экспертов, реальное число в 7-10 раз превышает эту цифру, т.е. факти­чески достигает 2,5-3 млн. человек.

Разработанная в 1998г. ^ Федеральная целевая программа «Комплек­сные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их неза­конному обороту на 1999-2001 годы» предусматривает использование самых разнообразных мер, причем основной упор сделан на усилия превентивного, профилактического характера.

Алкоголизм, наркомании, токсикомании — это про­грессирующие психические расстройства, возникающие в результате систематического злоупотребления алкого­лем, наркотическими средствами или другими психоак­тивными средствами (ПАВ) и характеризующиеся формирова­нием большого наркоманического синдрома, абсти­нентными нарушениями и специфическими изменениями личности.

Психоактивным (психотропным) веществом считается такое вещество, прием ко­торого приводит иногда к нарушению сознания или психики. Все психоактивные вещества могут стать источника­ми злоупотребления, неправильного употребления и развития психо­логической и физической зависимости. В соответствии с МКБ-10 к ним относятся: алкоголь, опиоиды, каннабиноиды, седативные или снотворные вещества, кокаин, другие стимуляторы, в том числе кофеин, галлюциногены, табак, лету­чие растворители, вследствие сочетанного употребления наркотиков и употребления других психоактивных веществ(10).

^ Десять классов психоактивных можно подразделить по их действию на ЦНС на три категории:

• вещества, оказывающие седативное воздействие на активность ЦНС (алкоголь, опиаты и седативные средства);

• наркотики, стимулирующие активность ЦНС (кофеин, кокаин, амфетамин, летучие pacтворители и никотин);

галлюциногены, как ЛСД, мессалин, псилоцибин, ММДА (3-метокси-4,5-мегален-диоксифенил-изопропил-амин, «экстази»), ДОМ (диметоксибромамфетамин), ДМТ (диметилтриптамин) и РСР (фенциклидин/пенсилидин, «пыль ангела»).

Наркомания (от греч. nark «оцепенение» и mania «безумие; страсть») -заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависи­мости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психи­ческих функций организма.

Наркотики - вещества, потребление которых в отличие от алкого­ля способно более быстро и сильно приводить к формированию психи­ческой и физической зависимости (наркомании), т.е. состоянию, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме этих средств.

Классификация наркорас­стройств.

Flx.O Острая интоксикация (опьянение)

.07 патологическое опьянение

Flx.l Употребление с вредными последствиями

Flx.2 Синдром зависимости

Flx.3 Состояние отмены (абстинентный синдром)

Flx.4 Состояние отмены с делирием

Flx.5 Психотическое расстройство

Flx.6 Амнестический синдром

Flx.7 Резидуальное психотическое расстройство и психотическое расстройство с поздним (отставленным) дебютом

Flx.8 Другие психические и поведенческие расстройства

Flx.9 Неуточненное психическое и поведенческое расстройство.
Важнейшими критериями дефиниции этой группы расстройств являются з лоупотребление веществами, непосредственно воздействующими на функции ЦНС, и зависимость от этих веществ.

Злоупотребление психоактивными веществами констатируется в том случае, если в течение последних 12 месяцев обнаруживается один или несколько из следующих признаков:

1) Постоянное употребление веществ препятствует выполнению определенных рабочих, учебных или домашних обязанностей.

2) Постоянный прием веществ в ситуациях, в которых они представляют опасность для здоровья человека.

3) Неоднократное совершение противозаконных действий, обусловленное приемом веществ.

4) Несмотря на то что этими веществами вызываются или усиливаются времен­ные или длительные социальные или межличностные проблемы, их прием не прекращается.

^ Диагностические критерии зависимости от психоактивных веществ

Для постановки диагноза необходимо, чтобы на протяжении 12 месяцев соблюдались по крайней мере три из перечисленных ниже критериев:

^ 1. Развитие толерантности, констатируемое на основании:

а) потребности в заметном увеличении дозы для достижения желаемого эффекта или определенного уровня интоксикации;

б) явного ослабления действия при последующем приеме той же дозы.

^ 2. Наличие симптомов абстиненции, характеризующихся одним из следующих пунктов:

а) характерным абстинентным синдромом при прекращении приема соответствующего вещества;

б) приемом того же самого (или очень сходного) вещества, чтобы смягчить абстинентные симптомы или избежать их.

3. Вещество принимается дольше и в больших дозах, чем намеревалось.

4. Безуспешные попытки снизить дозировку или проконтролировать прием веществ.

5. Индивид затрачивает много времени и усилий, чтобы достать вещество (например, посещает различных врачей или совершает длительные поездки), употребить его (например, становится заядлым курильщиком) или на то, чтобы прийти в себя после его воздействия.

^ 6. Отказ от важной социальной, профессиональной или досуговой активности или ее ограничение из-за злоупотребления веществом.

7. Постоянное злоупотребление веществом, несмотря на осознание того, что социальные, психологиче­ские или физические проблемы, возникающие или усиливающиеся из-за злоупотребления веществом, продолжают возникать и накапливаться.

Из этой классификации исключена кофеиновая зависимость, так как потребление кофе в общем не вызывает психических расстройств и при переходе на кофе с пони­женным содержанием кофеина или эрзац-кофе не возникает абстиненции.

^ Изменение стиля употребления вещества также считается характер­ным признаком синдрома зависимости.

Различаются:

• хронический алкоголизм;

• дипсомания (эпизодическое употребление);

• лекарственное пристрастие.

^ В чем причина употребления наркотических веществ? Это целый комплекс причин.

Прежде всего, с их помощью можно управлять своим психоэмоциональ­ным состоянием, поднять настроение, взбодриться, получить при­ятные ощущения. Большое значение в употреблении наркотиков и токсических веществ имеют биологические, психо­логические, культурные, религиозные, этические, политические, экономические и социальные факторы.

Исследования последних лет и у нас в стране, и за рубежом убедительно показали биологическую природу химической зави­симости. Она связана с врожденными нарушениями некоторых мозговых процессов. По наследству передается не наркомания или токси­комания, а предрасположенность к ней. Проявится она или нет, зависит от складывающихся обстоятельств.

Исследования биохимических процессов головного мозга человека показали, что существуют врожденные различия между людьми, которые становятся или не становятся алкоголи­ками. У первых в клетках мозга обнаружено значительно меньше эндорфинов, чем у вторых. К тому же у них активность фермента - алкогольдегидрогеназы, который расщепляет спирт на простые продукты, крайне низкая.

Хорошо известно, что у родителей-алкоголиков дети практи­чески всегда становятся алкоголиками. И в этом повинна не толь­ко наследственность, но и среда, в которой растет и развивается ребенок. Приемные дети, чьи родители страдали алкоголизмом, повзрослев, в 3 раза чаще становятся ал­коголиками. Если бы ребенок развивался в благоприятной среде, отя­гощенная наследственность могла бы и не проявиться.

Некоторые проблемные ситуации, которые увеличи­вают вероятность приобщения к наркотикам: разлад и скандалы в семье, один из родителей или оба - наркоманы, безучастное или равнодушное отношение родителей к своему ребенку, пережитое физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, влияние друзей-наркоманов, доступность наркотиков, чувства тревоги, страха, одиночество, антиобщественное поведение в школе и мно­гое другое.

Неверно утверждать, что все люди в рав­ной степени привержены наркотикам. ^ У каждого человека отно­шение к наркотикам очень индивидуально, от абсолютного неприятия наркотиков (полное воздержание) до невозможности отказаться без соответствующего вмешатель­ства (непреодолимая зависимость).

Т ипичные ситуа­ции, при которых происходит первое знакомство с наркотиками.

 

1.
Любопытство - некий побудительный мотив, в том числе и для будущих наркоманов. Это совершенно неоправданный риск, поскольку никто не знает заранее, как организм отреагирует на наркотик.

2.
Потребность поддержать компанию и не показаться старомодным, несовременным. Это очень опасный и в выс­шей степени рискованный эксперимент.

3.
Некоторые люди в силу индивидуальных особенностей ис­пытывают необходимость в употреблении наркотического веще­ства не только из-за психической, но и из-за физиологической зависимости, которая приводит к пол­ной деградации личности и неизбежной гибели человека.


Какой ущерб человеку наносит употребление нарко­тиков?

 


  • Систематическое употребление наркотика для подростка не­избежно приводит к развитию непреодолимой зависимости, как психической, так и физиологической. Это происходит практиче­ски сразу.

  • Употребление наркотика отрицательно сказывается на становле­нии личности молодого человека, его учебе и карьере. Всегда чре­вато разрушением здоровья в молодом возрасте.

  • Употребление наркотиков создает реальные предпосылки для отчуждения от сверстников, отдаления от прежних друзей.

  • Наркомания, как правило, сопровождается воровством, об­маном, проституцией и реальным преступлением.

  • Любой наркотик оказывает более сильное воздействие на неокрепший организм молодого человека по сравнению со взрос­лым и этим причиняет подростку еще больший вред.


Наиболее характерные признаки, которые свидетель­ствуют о том, что ребенок начал принимать наркотики; даже один-единственный из них не должен остаться без внимания ро­дителей:

 


  • неожиданное снижение успеваемости с пятерок и четверок на тройки и даже двойки;

  • частые прогулы занятий, чего раньше не замечалось;

  • снижение интереса к учебе и частые конфликты в школе;

  • нежелание придерживаться установленных правил поведения
    в школе и дома;

  • раздражительность, нервозность, замкнутость, скрытность;

  • появление новой компании, отрицательное отношение к ста­рой;

  • появление ограниченности интересов;

  • постоянная потребность в деньгах на карманные расходы;

  • частое отсутствие дома;

  • появление меток от уколов в области расположения артерий
    локтевого сустава или по ходу артерий верхней конечности;

  • блеск в глазах.


Лечение наркоманов, избавление от наркоти­ческой зависимости - это не только медицинская проблема в чистом виде. В ее по­ложительном решении должны быть в равной степени заинтере­сованы государственные, общественные, юридические и социаль­ные институты, а литература, искусство и средства массовой ин­формации должны способствовать этому.
^ 3. Эпидемиология, патогенез, клиника




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.