КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 8. Вредные привычки. 1. Отсутствие вредных привычекПонятие, цель, задачи и особенности составления бизнес-плана Организация процесса бизнес-планирования на предприятии Сущность и значение бизнес-планирования в управлении предприятием ВОПРОСЫ ВОПРОС 1 Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать постоянно информацию о собственных состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах, но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Прежде, при наличии государственного управления, планирование было сугубо централизованным, на долю предприятий оставалось лишь выполнение заданий и планов, поступавших сверху. Сегодня большинство коммерческих фирм не имеет официально принятых планов, нет и необходимого механизма планирования: различного рода норм, нормативов и т. д. Планирование подменяется разного рода решениями собственника о тех или иных направлениях хозяйственной деятельности, которые, как правило, рассчитаны на ближайший период времени и не предусматривают ориентацию на перспективу. Это объясняется быстрым изменением рыночной ситуации в стране и условий хозяйствования, малочисленностью управленческого аппарата на небольших предприятиях, авторитетом управляющих крупными предприятиями, имеющих солидный опыт хозяйственного руководства, хотя практика часто ставит и таких руководителей в тупик. Квартальная и годовая финансовая отчетность представляется в соответствии с Приказом Министерства финансов, статистическая отчетность – по указанию Госкомстата и т. д. Что касается бизнес-планирования, то определенных требований или указаний по разработке бизнес-планов пока нет. О допущенных ошибках, просчетах и потерях предпринимательской деятельности становится известно лишь после составления квартального баланса. Однако и обстоятельные аналитические обзоры к балансам не составляются, поэтому своевременные меры для исправления ситуации не принимаются. Отчасти и по этой причине большинство предприятий оказалось в сложном финансовом положении (или вообще неплатежеспособными), включая предприятия торговли, общественного питания и других видов услуг, хотя в этих отраслях проблема неплатежей должна, казалось бы, беспокоить меньше всего. Итак, принятие разного рода текущих решений, даже самых своевременных, не заменяет планирования, которое по сравнению с принятием решений представляет собой управленческую деятельность гораздо более высокого порядка. Таким образом, бизнес-планирование – это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. Формальное планирование, безусловно, требует усилий, но оно обеспечивает и немалые выгоды: 1) заставляет руководителей мыслить перспективно; 2) обеспечивает основу для принятия эффективных управленческих решений; 3) увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией; 4) способствует снижению рисков предпринимательской деятельности; 5) ведет к четкой координации действий всех участников бизнеса; 6) позволяет предвидеть ожидаемые перемены, подготовиться к внезапному изменению рыночной обстановки. ВОПРОС 2
Для успешной организации бизнес-планирования в коммерческой организации необходимо наличие четырех обязательных условий (компонентов), которые тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру процесса бизнес-планирования коммерческой организации. Во-первых, коммерческая организация должна располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения бизнес-плана, а работники финансово-экономических служб должны быть достаточно квалифицированны, чтобы уметь применять эту методологию на практике. Методологическая и методическая база составления, контроля и исполнения бизнес-плана образует аналитический блок (или компонент) процесса финансового планирования.
Во-вторых, для того чтобы разрабатывать финансовые планы, нужна внутренняя информация о деятельности предприятия и внешняя информация. Основой информационного блока (компонента) процесса бизнес-планирования являются: 1) экономическая информация (прогноз процентных ставок, прогноз темпов инфляции и т. д.); 2) учетная информация (информация бухгалтерского учета (баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, приложения к балансу) и управленческого учета); 3) сообщения финансовых органов, информация учреждений банковской системы, информация товарных, валютных бирж и прочая финансовая информация; 4) политическая информация и т. д. Кроме того, функционирование системы бизнес-планирования осуществляется в рамках действующего нормативно-правового обеспечения, к которому относятся законы, указы Президента РФ, послания Правительства РФ, приказы и распоряжения отраслевых министерств, уставные документы, инструкции и др. В-третьих, процесс бизнес-планирования всегда реализуется через соответствующие организационную структуру и систему управления, составляющие организационный блок процесса. Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входят разработка, контроль и анализ бизнес-плана коммерческой организации, совокупность структурных подразделений, которые ответственны за исполнение бизнес-плана. В-четвертых, в процессе финансового планирования и контроля происходит регистрация и обработка больших массивов информации. Программно-технические средства, используемые в процессе финансового планирования и контроля, составляют программно-технический блок системы финансового планирования. Бизнес-планирование – это упорядоченная совокупность стадий и действий, связанных с ситуационным анализом окружающей среды, постановкой целей бизнес-планирования, осуществлением планирования (разработкой бизнес-плана), продвижением бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности, реализацией бизнес-плана, контролем за его выполнением. Можно выделить следующие основные стадии процесса бизнес-планирования: 1) подготовительную стадию; 2) стадию разработки бизнес-плана; 3) стадию продвижения бизнес-плана на рынок интеллектуальной собственности; 4) стадию реализации бизнес-плана. Ключевыми моментом подготовительной стадии бизнес-планирования является формирование перспективной бизнес-идеи. Бизнес-идея – это идея нового продукта или услуги, технического, организационного или экономического решения и др. Источниками новых идей могут быть: 1) отзыв потребителей; 2) продукция, выпускаемая конкурентами; 3) мнение работников отдела маркетинга; 4) публикации федерального правительства о патентах; 5) проводимые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, команда, которая будет осуществлять этот план (ключевой управленческий персонал), необходимые размеры ссуды или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-проекта. Для повышения эффективности презентации копию бизнес-плана потенциальным инвесторам и партнерам высылают заранее, чтобы они имели возможность прочесть его до начала переговоров. Во время презентации необходимо использовать наглядный материал (образцы продукции, фотографии, графики, схемы и т. д.). Презентация должна проходить в форме диалога, а не лекции. Лучше, если презентацию проводит лично руководитель предприятия с привлечением специалистов. Презентация предшествует началу переговоров с потенциальными инвесторами и партнерами по реализации бизнес-проекта. В ходе переговоров происходит согласования условий и оформление договорных отношений. По результатам переговоров вносятся соответствующие коррективы в бизнес-план. Началу переговоров с инвесторами предшествует этап аудита бизнес-плана. Процедура аудита бизнес-плана внешними инвесторами проводится по определенной схеме, включающей, как правило, шесть этапов: 1) оценку характеристик компании-заявителя, анализ отрасли его деятельности. Прежде всего устанавливается, относится ли отрасль, где этот проект будет реализовываться, к числу приоритетных для инвестора. Далее определяется положение фирмы-просителя на фоне своей отрасли; 2) анализ условий инвестиционного соглашения (форму заимствования и возврата кредита, залог, гарантию возврата кредитных средств); 3) анализ последнего баланса (определение степени финансовой устойчивости и ликвидности, оценку активов и обязательств, проверку достаточности собственного оборотного капитала, расчет уровня коэффициента покрытия). Обязательно определяется соотношение «заемный капитал – собственный капитал». В мировой практике обычно избегают давать средства фирмам, у которых это соотношение превысило 4, а если фирма небольшая, то и при величине данного показателя, равной 3; 4) оценку руководящей команды компании-заявителя; 5) выявление особенностей проекта; 6) общий анализ бизнес-плана. Только после завершения работы по пяти первым этапам и получения вывода о целесообразности дальнейшего рассмотрения проекта переходят к шестому этапу – общему глубокому изучению бизнес-плана. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании. Этап реализации бизнес-плана охватывает период от принятия решения об инвестировании до начальной стадии практической реализации проекта, включая коммерческое производство. Реализовать бизнес-план – означает выполнить все рабочие задачи в фирме и вне ее, необходимые для того, чтобы перевести деловой проект из стадии бизнес-плана в реальную производственную стадию. Планирование реализации бизнес-проекта и составление бюджета включают следующие основные задачи: 1) определение типа рабочих задач в фирме и вне ее; 2) определение логической последовательности событий в рабочих задачах; 3) подготовку графика реализации задач; 4) определение ресурсов для решения задач; 5) подготовку бюджета реализации и потоков средств, которые обеспечат финансирование бизнес-плана; 6) документирование всех данных реализации бизнес-проекта. Таким образом, план реализации содержит график, объединяющий в последовательную схему действий различные стадии реализации бизнес-плана: 1) финансовое планирование;
2) организационное оформление; 3) приобретение и передачу технологий; 4) подготовку заявочных документов; 5) представление предложений; 6) переговоры и заключение контрактов; 7) приобретение земли; 8) строительные работы; 9) установку оборудования; 10) закупку материалов и сырья; 11) предпроизводственный маркетинг; 12) обучение и назначение на должность; 13) запуск и начало производства;
14) поддержание и развитие производства. Завершается аудит бизнес-плана принятием или отклонением решения об его инвестировании. Для практической реализации бизнес-планирования как процесса представляется важным соблюдение следующих принципов: 1) гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данная организация; 2) непрерывности, предусматривающей скользящий характер планирования; 3) коммуникативности, под которой понимается координация и интеграция усилий (все должно быть взаимоувязано и взаимозависимо); 4) интерактивности, подразумевающей творческий характер планирования и неоднократность проработки уже составленных разделов плана;
5) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели; 6) участия, предполагающего важность самого процесса планирования с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников будущей организации; 7) адекватности отражения реальных проблем и самооценки в процессе планирования. ВОПРОС 3
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения. Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели: 1) социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей; 2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя (включая производственный потенциал, финансовый, технико-технологический, научный, образовательный, а также духовный). Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг; 3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др. Или, например: 1) уяснить степень реальности достижения намеченных результатов; 2) доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; 3) убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и т. д. Основной центр бизнес-плана – концентрирование финансовых ресурсов для решения стратегических задач, т. е. он призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы: 1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках; 2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта; 3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей; 4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей; 5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана. В современной практике бизнес-план выполняет пять функций. Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы. Третья функция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана. Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Пятая функция путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей. Подготовка и эффективное использование бизнес-плана имеет первостепенное значение. Этот план может быть разработан менеджером, руководителем, фирмой, группой фирм или консалтинговой организацией. Для определения стратегии развития крупной фирмы составляется развернутый бизнес-план. Нередко уже на стадии его подготовки определяются потенциальные партнеры и инвесторы. Что касается временного аспекта бизнес-планирования, то большинство фирм составляет планы на год. В них детально рассматриваются различные направления деятельности фирмы в этот период и бегло характеризуется дальнейшее развитие. Некоторые фирмы составляют планы на срок до 5 лет, и лишь крупные компании, твердо стоящие на ногах, планируют на период более 5 лет. Наряду с внутрифирменными функциями бизнес-планирование имеет большое значение при определении стратегии планирования на макроуровне. Совокупность долгосрочных бизнес-планов предприятий составляет информационную базу, которая является основой для разработки национальной политики планирования в рамках государственного регулирования экономики. Таким образом, в наибольшей степени бизнес-план используется при оценке рыночной ситуации как вне фирмы, так и внутри нее при поиске инвесторов. Он может помочь крупным предпринимателям расширить дело с помощью покупки акций другой фирмы или организации новой производственной структуры, а также служит основой для формирования общегосударственной стратегии планирования. В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т. д. Наибольшие различия наблюдаются в рамках модификаций бизнес-планов в зависимости назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему). Существуют два основных подхода к разработке бизнес-плана. Первый заключается в том, что инициаторы проекта сами разрабатывают бизнес-план, а методические рекомендации получают у специалистов, в частности у возможных инвесторов. Согласно зарубежной практике данный подход является более предпочтительным. Кроме авторов концепций, заложенных в бизнес-плане, в его создании активное участие принимают финансисты, знающие особенности кредитного рынка, наличия свободных капиталов, риска данного бизнеса. При втором подходе инициаторы бизнес-плана сами его не разрабатывают, а выступают в качестве заказчиков. Разработчиками бизнес-плана являются фирмы, специализирующиеся в области маркетинговой деятельности, авторские коллективы, отдельные авторы. При необходимости привлекаются консалтинговые фирмы и эксперты. В зарубежной практике принято, что разработка бизнес-планов осуществляется с обязательным участием руководителя предприятия. Многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если это условие не соблюдается. В любом случае независимо от способов составления бизнес-плана в процессе его разработки подлежат взаимному учету и увязке интересы и условия заинтересованных сторон: 1) заказчика бизнес-плана, являющегося самостоятельным инвестором или использующего привлеченный капитала, интерес которого – реализация проекта и получение дохода; 2) инвестора, интерес которого – возврат вложенных средств и получение дивидендов;
3) потребителей, использующих продукцию, интерес которых – удовлетворение потребностей в товарах;
4) органов власти, определяющих потребности и приоритеты развития бизнеса, основная цель работы которых – удовлетворение общественных потребностей. В бизнес-плане оценивается перспективная ситуация как внутри фирмы, так и вне ее. Он особенно необходим руководству для ориентации в условиях акционерной собственности, так как именно при помощи бизнес-плана руководители компании принимают решение о накоплении прибыли и распределении ее части в виде дивидендов между акционерами. Этот план используется при обосновании мероприятий по совершенствованию и развитию организационно-производственной структуры фирмы, в частности для обоснования уровня централизации управления и ответственности сотрудников. Следует отметить, что указанный план, как правило, активно помогает координировать деятельность партнерских фирм, организовывать совместное планирование развития групп фирм, связанных кооперированием и изготовлением одинаковых или взаимодополняющих продуктов. В таком случае фирмы-партнеры осуществляют общее финансирование. Существуют определенные особенности при разработке бизнес-планов для различных организаций, как, например, для одноточечной и многоточечной организации. Под одноточечной организацией понимается организация (юридическое лицо), состоящая из одного предприятия. Соответственно многоточечной будет организация, состоящая из двух и более предприятий. При планировании деятельности такой организации сначала разрабатываются планы для каждого предприятия, а затем эти планы сводятся в один бизнес-план. Если бизнес начинается впервые, то в план включаются лишь расчетные показатели. Если бизнес уже существует, то в план включаются отчетные данные за предшествующий год, с которыми сравниваются показатели планируемого года. Бизнес-план для организаций с крупным инвестиционным проектом, требующим внешнего финансирования, – это наиболее сложный вид бизнес-плана. Первое место здесь занимают показатели, характеризующие инвестиционный проект. Затем излагаются обычные разделы бизнес-плана, увязанные с инвестиционным проектом. Особенностью диверсифицированных организаций является направленное осуществление нескольких видов деятельности. Это должно отразиться в бизнес-планах таких организаций. Чаще всего в диверсифицированных организациях отдельные виды деятельности осуществляются в специальных подразделениях – филиалах (бизнес-единицах). В таких случаях организация выступает как многоточечная, и бизнес-план составляется соответственно.
Бизнес-план для непроизводственных организаций отличается тем, что вместо развернутого плана производства в нем кратко излагается планируемый перечень услуг (работ), которые будут предоставляться. На первом месте здесь – освещение условий предоставления услуг (выполнения работ), наличие лицензий, разрешений, сертификатов, обеспечение прав потребителей. Вместо плана производства в бизнес-плане непроизводственной организации разрабатывается оперативный план, в котором прогнозируются средства, помещения и ресурсы, которые будут необходимы для ведения бизнеса в предстоящий период, а также потребность в материалах, рабочей силе, средствах связи и т. д. Остальные разделы плана разрабатываются аналогично планам производственных организаций. Привычка - сложившийся способ поведения, осуществление которого в определенной ситуации приобретает для индивида характер потребности. Сергей Иванович Ожегов в своем «Словаре русского языка» истолковывает привычку как «поведение, образ действий, склонность, ставшие для какого-либо человека обычным или постоянным». У каждого человека есть свой набор тех или иных привычек. Их можно разделить на полезные, бесполезные и вредные (прежде всего для здоровья человека). Все привычки мы приобретаем в течение жизни. Вредные привычки опасные для здоровья отдельного человека и общества (наркомания, алкоголизм и табакокурение) есть результат наследственности, воспитания, образования и культуры человека. Стихийность возникновения той или иной привычки только кажущаяся. В жизни нет ничего случайного. По наследству передается не сама склонность, как таковая, а только предрасположенность к ней, которая может проявиться, а может и не проявиться. Все зависит от условий жизни, в которых растет, развивается и живет ребенок, подросток или уже взрослый человек. Другим важным обстоятельством формирования привычек является целенаправленное воспитание. В процессе воспитания у человека формируются навыки поведения, принятые в семье, школе или в среде, в которой протекает жизнь человека. Воспитание - это освоение культуры, ценностных ориентации, норм и потребностей общества, его духовности и морали. Под влиянием целого ряда внешних обстоятельств у человека воспитываются дурные наклонности и привычки. Воспитание тесно связано с образованием. В процессе образования человек познает мир во всем его многообразии в прошлом и настоящем, у него формируются мировоззрение, мироощущение, мировосприятие и всеобщая картина мира. От того, какие знания в детстве, в подростковом возрасте получит человек, будет зависеть его мировоззрение. Складывается известная триада: знания формируют мировоззрение, а оно, в свою очередь, формирует культуру человека. Вот почему очень важно с самого раннего детства через привитие соответствующих знаний формировать гигиеническую культуру, культуру здоровья. Кстати, бесполезных знаний не бывает. За последнее десятилетие проблема наркомании в России превратилась в одну из острейших и болезненных социальных проблем. На заседании Совета Безопасности России в июне 1999г. она рассматривалась как одна из реальных угроз национальной безопасности здоровью населения. Под наблюдением в диспансерах к концу первой половины 2000г. находилось 350 тыс. больных наркоманией, или рост их числа за 90-е гг. - в 12 раз. По оценкам экспертов, реальное число в 7-10 раз превышает эту цифру, т.е. фактически достигает 2,5-3 млн. человек. Разработанная в 1998г. ^ Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999-2001 годы» предусматривает использование самых разнообразных мер, причем основной упор сделан на усилия превентивного, профилактического характера. Алкоголизм, наркомании, токсикомании — это прогрессирующие психические расстройства, возникающие в результате систематического злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами или другими психоактивными средствами (ПАВ) и характеризующиеся формированием большого наркоманического синдрома, абстинентными нарушениями и специфическими изменениями личности. Психоактивным (психотропным) веществом считается такое вещество, прием которого приводит иногда к нарушению сознания или психики. Все психоактивные вещества могут стать источниками злоупотребления, неправильного употребления и развития психологической и физической зависимости. В соответствии с МКБ-10 к ним относятся: алкоголь, опиоиды, каннабиноиды, седативные или снотворные вещества, кокаин, другие стимуляторы, в том числе кофеин, галлюциногены, табак, летучие растворители, вследствие сочетанного употребления наркотиков и употребления других психоактивных веществ(10). ^ Десять классов психоактивных можно подразделить по их действию на ЦНС на три категории: • вещества, оказывающие седативное воздействие на активность ЦНС (алкоголь, опиаты и седативные средства); • наркотики, стимулирующие активность ЦНС (кофеин, кокаин, амфетамин, летучие pacтворители и никотин); • галлюциногены, как ЛСД, мессалин, псилоцибин, ММДА (3-метокси-4,5-мегален-диоксифенил-изопропил-амин, «экстази»), ДОМ (диметоксибромамфетамин), ДМТ (диметилтриптамин) и РСР (фенциклидин/пенсилидин, «пыль ангела»). Наркомания (от греч. nark «оцепенение» и mania «безумие; страсть») -заболевание, выражающееся в физической и/или психической зависимости от наркотических средств, непреодолимом влечении к ним, постепенно приводящем к глубокому истощению физических и психических функций организма. Наркотики - вещества, потребление которых в отличие от алкоголя способно более быстро и сильно приводить к формированию психической и физической зависимости (наркомании), т.е. состоянию, при котором человек испытывает потребность в регулярном приеме этих средств. Классификация наркорасстройств. Flx.O Острая интоксикация (опьянение) .07 патологическое опьянение Flx.l Употребление с вредными последствиями Flx.2 Синдром зависимости Flx.3 Состояние отмены (абстинентный синдром) Flx.4 Состояние отмены с делирием Flx.5 Психотическое расстройство Flx.6 Амнестический синдром Flx.7 Резидуальное психотическое расстройство и психотическое расстройство с поздним (отставленным) дебютом Flx.8 Другие психические и поведенческие расстройства Flx.9 Неуточненное психическое и поведенческое расстройство. Злоупотребление психоактивными веществами констатируется в том случае, если в течение последних 12 месяцев обнаруживается один или несколько из следующих признаков: 1) Постоянное употребление веществ препятствует выполнению определенных рабочих, учебных или домашних обязанностей. 2) Постоянный прием веществ в ситуациях, в которых они представляют опасность для здоровья человека. 3) Неоднократное совершение противозаконных действий, обусловленное приемом веществ. 4) Несмотря на то что этими веществами вызываются или усиливаются временные или длительные социальные или межличностные проблемы, их прием не прекращается. ^ Диагностические критерии зависимости от психоактивных веществ Для постановки диагноза необходимо, чтобы на протяжении 12 месяцев соблюдались по крайней мере три из перечисленных ниже критериев: ^ 1. Развитие толерантности, констатируемое на основании: а) потребности в заметном увеличении дозы для достижения желаемого эффекта или определенного уровня интоксикации; б) явного ослабления действия при последующем приеме той же дозы. ^ 2. Наличие симптомов абстиненции, характеризующихся одним из следующих пунктов: а) характерным абстинентным синдромом при прекращении приема соответствующего вещества; б) приемом того же самого (или очень сходного) вещества, чтобы смягчить абстинентные симптомы или избежать их. 3. Вещество принимается дольше и в больших дозах, чем намеревалось. 4. Безуспешные попытки снизить дозировку или проконтролировать прием веществ. 5. Индивид затрачивает много времени и усилий, чтобы достать вещество (например, посещает различных врачей или совершает длительные поездки), употребить его (например, становится заядлым курильщиком) или на то, чтобы прийти в себя после его воздействия. ^ 6. Отказ от важной социальной, профессиональной или досуговой активности или ее ограничение из-за злоупотребления веществом. 7. Постоянное злоупотребление веществом, несмотря на осознание того, что социальные, психологические или физические проблемы, возникающие или усиливающиеся из-за злоупотребления веществом, продолжают возникать и накапливаться. Из этой классификации исключена кофеиновая зависимость, так как потребление кофе в общем не вызывает психических расстройств и при переходе на кофе с пониженным содержанием кофеина или эрзац-кофе не возникает абстиненции. ^ Изменение стиля употребления вещества также считается характерным признаком синдрома зависимости. Различаются: • хронический алкоголизм; • дипсомания (эпизодическое употребление); • лекарственное пристрастие. ^ В чем причина употребления наркотических веществ? Это целый комплекс причин. Прежде всего, с их помощью можно управлять своим психоэмоциональным состоянием, поднять настроение, взбодриться, получить приятные ощущения. Большое значение в употреблении наркотиков и токсических веществ имеют биологические, психологические, культурные, религиозные, этические, политические, экономические и социальные факторы. Исследования последних лет и у нас в стране, и за рубежом убедительно показали биологическую природу химической зависимости. Она связана с врожденными нарушениями некоторых мозговых процессов. По наследству передается не наркомания или токсикомания, а предрасположенность к ней. Проявится она или нет, зависит от складывающихся обстоятельств. Исследования биохимических процессов головного мозга человека показали, что существуют врожденные различия между людьми, которые становятся или не становятся алкоголиками. У первых в клетках мозга обнаружено значительно меньше эндорфинов, чем у вторых. К тому же у них активность фермента - алкогольдегидрогеназы, который расщепляет спирт на простые продукты, крайне низкая. Хорошо известно, что у родителей-алкоголиков дети практически всегда становятся алкоголиками. И в этом повинна не только наследственность, но и среда, в которой растет и развивается ребенок. Приемные дети, чьи родители страдали алкоголизмом, повзрослев, в 3 раза чаще становятся алкоголиками. Если бы ребенок развивался в благоприятной среде, отягощенная наследственность могла бы и не проявиться. Некоторые проблемные ситуации, которые увеличивают вероятность приобщения к наркотикам: разлад и скандалы в семье, один из родителей или оба - наркоманы, безучастное или равнодушное отношение родителей к своему ребенку, пережитое физическое, эмоциональное или сексуальное насилие, влияние друзей-наркоманов, доступность наркотиков, чувства тревоги, страха, одиночество, антиобщественное поведение в школе и многое другое. Неверно утверждать, что все люди в равной степени привержены наркотикам. ^ У каждого человека отношение к наркотикам очень индивидуально, от абсолютного неприятия наркотиков (полное воздержание) до невозможности отказаться без соответствующего вмешательства (непреодолимая зависимость). Т ипичные ситуации, при которых происходит первое знакомство с наркотиками.
1. 2. 3.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 555; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |