КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Антибиография
“XX век был веком Ницше, то XXI век будет веком Делёза” Мишель Фуко
Если уж пришлось оказаться в таком нелепом положении, а именно заниматься биографией Делёза-Гваттари, то нечего и надеяться, чтобы сами первые шизоаналитики одобрили меня. Тогда зачем мне ввязываться в неугодное сердцу дело?! Единственно ради того, чтобы неподготовленному читателю стала ясна вся сложность шизонаправления. Хотя Делёз-Гваттари, как признаются исследователи, стали, если так можно выразиться, “абсолютными классиками постмодерна”8, понять что-то труднее, чем научиться читать. Раз уж я обрёк себя на неудачу рассказать о Делёзе-Гваттари, то, пожалуй, можно обойтись без цифр, которые суть идеальные инструменты. Цифры не годны для того, чтобы рассказать о жизни как она есть. Начнём, как учат Делёз-Гваттари, с конца. Гваттари умер ненадолго раньше, чем Делёз. Его поступок (сердечный приступ) объясняется, вероятно, нежеланием давать интервью после того, как умрёт его напарник (от рака лёгких)9. Делёз решил убить себя первее болезни. Он жаловался, что “посажен к кислородному аппарату, как пёс на цепь”. А Гваттари сам выслушивал жалобы пациентов психиатрической клиники La borde, где работал под началом ученика Лакана Жана Ури. Феликс Гваттари тоже был учеником Жака Лакана. Короче, всё было нормально. Делёз-Гваттари сблизились после протестов Красного мая. Из всего сказанного следует постфрейдо-марксистское. И ещё не даёт покоя вот что. Что представляет из себя Феликс Гваттари как мыслитель без Жиля Делёза? “Психоанализ и трансверсальность”, “Молекулярная революция”, “Машинное бессознательное”, “Шизоаналитические картографии”. Понятно, что Делёз учился в Сорбонне, доучился до профессора очень высокого уровня. Но нас такие сплетни не должны нас волновать. Говорят, с ними в компании был и Фуко. Однажды Делёз имел неосторожность обмолвиться: “Чтобы сойти с ума, нужны двое. С ума сходят всегда на пару”. И тем самым, постмодернист выдал свой проект с потрохами. Да, Жиль Делёз и Феликс Гваттари. Философ, чтобы сойти с ума и вернуться обратно, что и предлагает в “Анти-Эдипе”, подобрал весьма удачную партию – психиатра. К тому же, в одиночку справиться с Эдипом и его семьёй невозможно. Если учесть и свиту, то численное преимущество, безусловно, на стороне древних греков. Всегда есть риск стать Эдипом, если оказываешься с ним наедине. А так, Делёз-Гваттари замкнулись в своей паре, перестав существовать, так что Международной Психоаналитической Ассоциации во главе с призраком Фрейда не за что было зацепиться, некого было уложить на кушетку. У каждого человека есть мама, к которой могут пристать психоаналитики, а когда, скажем так, пациентов двое, то мам становится несколько (в том числе крёстные мамы, воспитательницы в детском саду и тому подобное) и пошла цепная реакция... поэтому линии убегания снова рассыпаются жемчугом шизоаналитического дискурса. Также следует отметить, что такой союз как Делёз-Гваттари неудобен и философам (потому что есть психиатр Гваттари), так и психиатрам. Если последним что-то вздумается вякнуть, то они обязательно споткнуться об философию и наоборот; именно так устроен “Анти-Эдип”. Итак. Перейдём собственно к биографии. Находим особые Делёза приметы: не благосклонен к туризму, не состоял в компартии, хайдеггерианстве, феноменологии, не предал ни Маркса, ни события Мая 68-ого. Один из самых важных вопросов Гваттариделёза: “Что такое философия?”10. “Все, что нам нужно, — немного порядка, чтобы защититься от хаоса. Нет ничего более томительно-болезненного, чем мысль, которая ускользает сама от себя, чем идеи, которые разбегаются, исчезают едва наметившись, изначально разъедаемые забвением или мгновенно оборачиваясь иными, которые тоже не даются нам в руки”10. Другими словами, стремление к удобству и порядку приводит нас к заблуждению. Поэтому, чтобы узнать хотя бы малость о Гваттари и Делёзе, придётся оригинально забыть о том, что они когда-то существовали. Таким образом, ситуация такова, что мы живём в век Гваттари и поэтому нам нет нужды знать их лично, чтобы не присоединять дружеские предрассудки, как это имело место у Мишеля Фуко, на чём и настаивали сами шизоаналитики, разрывая причинно-следственные связи. Тем более что наше сомнение в существовании Гваттариделёза подкреплял сам Делёз: “Человек представляет собой фигуру из песка между морским отливом и приливом”. Но я привёл постмодерниста не ради того, чтобы стать увереннее в своих высказываниях, и не для того, чтобы придать моим, с вашей точки зрения, нелепым идеям – обоснованный вид. На деле нелепость достигает куда более метафизических очертаний на карте, но пока языку вряд ли удастся то схватить и сносно перевести на русский. И наконец – последний пункт. Хотя речь идёт не о моей биографии, но проблема всё-таки заключается в том, что я не Жиль Делёз, но, возможно, я – Феликс Гваттари. То есть если бы автор был один, то я не смог бы столь явно претендовать на соавторство (чтение как сотворчество). Но авторов было много! “”Анти-Эдип” мы написали вдвоем. И, так как каждый из нас был одновременно несколькими, получалось уже много народа. Здесь мы использовали всё, что нас сближало, самое близкое и самое далекое. Мы умело раздали псевдонимы, чтобы сделаться неузнаваемыми. Почему же в таком случае мы сохранили наши имена? По привычке, исключительно по привычке. Чтобы и нас не узнали”11. А тот, кто возразит, мол, я ни Делёз, ни Гваттари, склонен к фашизму, с которым самоотверженно боролись Гваттари и Делёз. Ведь то же самое: ты не являешься ни человеком, ни тем, кто сможет им стать.
1. http://www.deleuze.ru/ 2. Michel Tournier. Le vent Paraclet. — Цит. по кн.: Tombeau de Gilles Deleuze / Sous la direction de Y. Beaubatie. Tulle, Mille Sources, 2000, p. 257-258. 3. Подробнее об этом см.: Фокин С.Л. Делёз и Ницше: персонаж философа. — В кн.: Жиль Делёз. Ницше. СПб., Axioma, 1997, с. 143-186. 4. Gilles Deleuze. Dialogues. Paris, Flammarion, 1977, p. 22. 5. Gilles Deleuze. Pourparlers. Paris, Minuit, 1990, p. 14-15. 6. Tombeau de Gilles Deleuze, p. 261. 7. Gilles Deleuze. Pourparlers, p. 25. 8. Антон Кораблёв, http://chewbakka.com/diplodocus/gilles_deleuze 9. Данная версия исключительно моя. 10. “Что такое философия?”, Жиль Делёз и Феликс Гваттари 11. “Тысяча плато”, Жиль Делёз и Феликс Гваттари
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |