Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Вот, друг мой, в чем вопрос




Что значит знать?

Вот, друг мой, в чем вопрос.

На этот счет у нас не все в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как всем известно, с самых давних дней.

(Гете, «Фауст»)

Чтобы овладеть профессией юриста, инженера, экономиста, надо учиться. А чтобы стать ученым… Многие думают, что способность к научно-исследовательской деятельности – это от «природы»: если она есть – можешь стать ученым, если ее нет – занимайся другим делом. Однако в жизни все не так. Сколько вокруг людей, интеллектуальных, творческих, способных, но они не «занимаются наукой»: у них нет никакого интереса к такого рода профессиональной деятельности. А сколько «ученых», которые творческими способностями, мягко говоря, вообще не обладают, но они, по-видимому, знают нечто такое, что позволило им написать и защитить кандидатскую, а иногда и докторскую диссертации.

В обществе существует особый социальный институт – наука, связанная с производством, хранением и трансляцией научных знаний, а также подготовкой научных работником, которые участвуют в этом производстве. Подготовка таких работников осуществляется в основном в аспирантуре, но ведется она, как правило, на основе «интуитивно схваченного опыта» в системе «научный руководитель – аспиранты», а также в процессе занятий ими наукой «по-взрослому», не имея для этого серьезных профессиональных оснований. Иными словами, у нас отсутствует система профессиональной подготовки научно-исследовательских кадров, которые не только бы учились на опыте своих учителей и собственных ошибках, но и приобретали профессиональные компетенции исследователя в ходе специальных учебных занятий.

Особую актуальность эта проблема приобрела в современном российском обществе. Социальные и гуманитарные науки в нем сегодня оказались на распутье: одни соблазняют их прелестями постмодернистской вседозволенности; другие требуют достоверности, точности и научности; третьи предлагают выработать новые стандарты научно-исследовательской деятельности. Наступил, как полагают многие ученые, затяжной эпистемологический кризис: научному социально-гуманитарному знанию перестали доверять; оно стало слишком ангажированным и идеологизированным, чтобы казаться истинным, или хотя бы правдивым.

Социальные и гуманитарные науки в России, обретя свободу от «директивных указаний», столкнулись с проблемой методологической самоидентификации. Находясь в эпистемологическом поиске, эти науки в настоящее время представляют собой «муль­типарадигмальные» дисциплины, в которых методологический сепаратизм и дилетантизм размывают стандарты научной профессиональной деятельности.

В сфере этих наук наблюдается резкое снижение уровня профессиональной культуры и научно-исследовательского мастерства, что сказывается на качестве научных исследований и сопровождается нарастанием потока ничтожных диссертаций. В последнее время появилось поучительное занятие: чтение авторефератов кандидатских диссертаций, вывешенных на сайте в Интернете. Профанация науки, имитация научно-исследовательской деятельности, банальность теоретических положений, выносимых на защиту, словесная «чепуха» с вкраплениями «ваковских» стандартов – характерные черты значительной части этих авторефератов. Особенно бросается в глаза методологическая беспомощность их авторов, которые, как правило, никогда не учились профессии исследователя.

Все это делает необходимым создание в ведущих учебных заведениях России специализированных центров профессионального научно-исследовательского мастерства. В деятельности этих центров особое внимание должно уделяться специальной методологической подготовке, магистров, аспирантов и молодых ученых в области социальных и гуманитарных наук; формированию у них высокой профессиональной культуры и методологического сознания, адекватного современным эпистемологическим реалиям.

Наука – это «система с рефлексией». В социально-гуманитарном познании рефлексия направлена, с одной стороны, на осмысление ученым своих собственных исследовательских действий (внутренняя рефлексия), а с другой – на осмысление исследовательских действий других ученых, представляя собой как бы «рефлексию над рефлексией» (внешняя рефлексия). Внутренняя рефлексия связана с формированием сознательных конструктивных установок ученого в конкретном научном исследовании. Внешняя рефлексия в научном познании – это работа с осуществляемым познанием и существующим знанием.

В плане внутренней рефлексии методологическая деятельность индивидуализирована и конкретизирована. Она связана с поиском наиболее аутентичных и эффективных когнитивных способов постановки научной проблемы, определения цели конкретного научного исследования, класса исследовательских задач и перспективных путей их решения, направленных на получение нового научного знания. В этом плане индивидуальная методологическая деятельность носит конструктивный и проективный характер, с помощью которой дости­гается необходимый самоконтроль познавательных действий, их самооценка с позиций соответствия выработанным паттернам. В этом смысле каждый исследователь – сам себе методолог.

В плане внешней рефлексии методологическая деятельность носит идеализированный нормативный характер, абстрагированный от конструктивной и проективной конкретики. Методологическая деятельность в этом смысле является «рефлексией над рефлексией», т.е. когнитивная активность методолога направлена на изучение процесса научного исследования. Несколько упрощая, можно сказать, что если ученый познает социальную реальность, то методолог изучает ученого за работой, выясняя, что делает последний в процессе социально-гуманитарного исследования, и это изучение носит критически рефлексивный характер.

Такая методологическая деятельность носит профессиональный характер, независимый от задач конкретных научных исследований. Цель методологической деятельности в социально-гуманитарных науках состоит в создании теории научного исследования. Результат методологической деятельности – это новые конструкты и концепты научного социально-гуманитарного исследования, носящие объяснительный, понимающий и, в силу этого, нормативно-предписывающий характер.

Эти конструкты и концепты могут стать теоретико-методологической основой того образовательного пространства, в котором начинающие ученые могут учиться научно-исследовательскому мастерству. В этом состоит непосредственно практическое значение методологии социально-гуманитарного исследования как научной и учебной дисциплины.

Выделение социально-гуманитарного исследования в качестве предмета методологии как научной и учебной дисциплины ставит важные вопросы: является ли это исследование целесообразным или оно носит произвольный характер, какие условия определяют возможность получения нового социально-гуманитарного знания, существуют ли логика и нормы научно-исследовательской деятельности ученого.

Внутренний мир ученого всегда требует определенной свободы творчества, он связан с вдохновением, интуицией, воображением и некоторыми другими неповторимыми психическими качествами исследователя. Поэтому в данном отношении социально-гуманитарное исследование как творчество является искусством. Вместе с тем социально-гуманитарное исследование, чтобы быть научным, должно проводиться в соответствии с определенными принципами и требованиями, которые должен соблюдать ученый. Поэтому свобода творчества, «вспышки озарения» в социально-гуманитарных науках неизбежно соседствуют с представлениями ученого о необходимых элементах целенаправленной научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, социально-гуманитарное исследование – это не только научное творчество, но и в известной мере ремесло, т. е. познавательная деятельность, подчиненная определенным нормативным требованиям. Изучение этих норм, приведение их в систему целенаправленной деятельности, теоретическое ее обоснование дает возможность осуществлять сознательный контроль над процессом конкретно-социально-гуманитарного исследования, постоянно совершенствовать его практику, а также осмысливать опыт научно-исследовательского мастерства и обучать ему.

Одной из главных тенденций формирования новой конфигурации современного мира, наряду с глобализацией, является регионализация как интеграция территориальных сообществ и стремление их к политической автаркии. Регионализация проявляется в расширении границ между территориально-социальными комплексами, сохранении культурных различий этносов и других социальных групп, усилении чувства их исключительности, возникновении самодостаточных экономических и политических образований. регионализация внутренне присуща всем типам современных обществ, независимо от их размеров, уровня развития, особенностей политических структур.

На микроуровне процессы регионализации развернулись внутри национальных государств. Здесь регионализация связана с усилением своеобразия экономического или политического поведения тех или иных территориальных сообществ внутри страны, стремлением их к культурной автаркии, а иногда и к сепаратизму. В этом плане регионализация, сопровождающаяся экономической и этнокультурной дифференциации, геополитической суверенизацией, часто приводит к политическому дроблению, конфликтам и нестабильности внутри ранее целостных государственных образований

В связи с распадом СССР и развернувшимися процессами политической дезинтеграции на постсоветском пространстве в научном дискурсе началось активное обсуждение различных аспектов регионализации в современной России. Все это привело к актуализации региональных социально-гуманитарных исследований, от результатов которых зависит как само содержание научного дискурса, так и понимание тех процессов, которые происходят в российском обществе на региональном уровне.

В социально-гуманитарных науках уже накоплен определенный опыт изучения региональной проблематики и специфики современной России. Этот опыт нуждается в осмыслении и теоретической интерпретации, и в этом плане он может стать методологической основой формирования профессиональной научно-исследовательской культуры ученых-регионоведов.

Профессиональная культура ученого представляет собой метапрограмму его научно-исследовательской деятельности. От уровня этой культуры зависит в первую очередь эффективность и качество региональных социально-гуманитарных исследований. Основу профессиональной культуры ученого составляют профессиональные компетенции, овладение которыми является необходимым условием для успешного проведения региональных социально-гуманитарных исследований. Можно выделить следующие ключевые профессиональные компетенции ученого-исследователя в сфере социально-гуманитарных наук:

1. Знать, что такое региональное социально-гуманитарное исследование, понимать его специфику и уметь на практике осуществлять научно-исследовательскую деятельность.

2. Знать принципы и понимать логику регионального социально-гуманитарного исследования и соблюдать их в конкретной научно-исследовательской деятельности.

3. Осознавать, что региональное социально-гуманитарное исследование должно соответствовать определенным критериям научности и проводить конкретные исследования в соответствии с этими признаками.

4. Понимать специфику и когнитивные возможностей различных моделей и парадигм региональных социально-гуманитарных исследований, уметь использовать эвристический потенциал различных методологических подходов в конкретной научно-исследовательской деятельности.

5. Знать теоретическую и методологическую проблематику региональных социально-гуманитарных исследований и уметь выбирать наиболее эффективные методологические средства для решения определенного класса научно-исследовательских задач.

6. Разбираться в понятийном и теоретическом арсенале современных социально-гуманитарных наук и уметь использовать их методологический потенциал в региональных социально-гуманитарных исследованиях.

7. Понимать роль многомерных методологических конструктов в современном социально-гуманитарном познании, когнитивные возможности и границы применения различных научных методов в региональных научных исследованиях.

8. Знать этические нормы научно-исследовательской деятельности и соблюдать их при проведении региональных социально-гуманитарных исследований.

Настоящее учебное пособие включает три раздела. В первом разделе «Профессиональная культура и методология региональных социально-гуманитарных исследований» рассматриваются содержание профессиональной культуры исследователя и природа методологической деятельности в социально-гуманитарных науках; логика, атрибутивные признаки научности и специфика региональных социально-гуманитарных исследований. Во втором разделе «Когнитивная ситуация в современном социально-гуманитарном познании и модели регионального научного исследования» рассматриваются особенности когнитивной ситуации в современном научном познании и спецификасовременного методологического сознания в социально-гуманитарных науках; раскрываются методологические возможности классической, неклассической и неоклассической моделей регионального социально-гуманитарного исследования. В третьем разделе «Методологические проблемы региональных социально-гуманитарных исследований» рассматриваются методологические проблемы научного исследования регионализации в условиях глобализации, политических процессов, этнократий, конфликтогенности, этничности и толерантности в полиэтнических регионах.

Каждый раздел учебника содержит материалы диагностико-квалиметрического характера, цель которых – выяснение уровня профессиональной культуры начинающих исследователей и степени овладения ими профессиональными компетенциями в сфере социально-гуманитарных наук. Эти материалы включают:

1. Логические задания, направленные на развитие способностей, связанных с логическим анализом текстов и формализацией их содержания путем составления структурно-логических схем.

2. Логические задачи на сравнение, направленные на развитие логического мышления, необходимого для проведения научных исследований.

3. Тесты промежуточного контроля, направленные на проверку не только профессиональных знаний, но и умений превращать их в инструмент познавательной деятельности, а также способностей к самостоятельному логическому, критическому и рефлексивному профессиональному мышлению.

4. Проектные задания, направленные на выяснение степени овладения профессиональными компетенциями, необходимыми для проведения региональных социально-гуманитарных исследований.

Приложение к учебнику содержат ключи к тестам промежуточного контроля.

***

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот достигнет ее

сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается

по ее каменистым тропам

(К. Маркс)

 


 

РАЗДЕЛ 1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.