Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Что такое игра.




Большая часть моих исследований игрового поведения проводилась с участием домашних собак и их диких родственников — койотов и волков (то есть представителей семейства канидов, или собачьих), поэтому хотя в этой главе я и сосредоточиваю свое внимание на животных, лучше всего мне известных, есть множество аналогичных наблюдений из жизни представителей других видов. И они также поддерживают мою точку зрения по поводу игры и социальной морали.

Молодые кошки, шимпанзе, медведи и крысы — это лишь несколько примеров — обожают играть до изнеможения. Даже сейчас, в шесть часов утра прохладным августовским утром, когда пишутся эти строки, я вижу, как за окнами моего кабинета играют две красных лисы. Они делают это практически каждый день. Одна приглашает другую поиграть, совершая поклон, другая ей отвечает, а потом они начинают бороться, приподнимаясь на задних лапах, кричат и толкают друг друга, гоняются друг за другом, отдыхают и снова играют. Если кто-то укусил другого слишком сильно, они делают короткий перерыв, во время которого смотрят друг на друга, чтобы убедиться — все в порядке и что это по-прежнему лишь игра, — и возобновляют возню. Они общаются друг с другом, чтобы поддерживать правила честной игры. Поэтому до тех пор, пока они могут договариваться, они чувствуют себя комфортно и самозабвенно играют. Они преследуют общую цель и знают, что никто из них не попытается нанести вред другому.

Я бы охарактеризовал игру как так называемые пять «S» (англ.) а именно: Дух (Spirit), Симметричность (Symmetry), Синхронность (Synchrony), Священность (Sacredness) и Одухотворенность (Soulfulness). Дух игры очевиден всем, кто наблюдает за животными, которые носятся вокруг как сумасшедшие, борются и пихают друг друга. Симметричность и синхронность игры отражается во взаимном соглашении доверять другому — индивиды разделяют намерение сотрудничать друг с другом, чтобы не дать игре перерасти в драку. И это доверие Священно. Наконец, в игре присутствует глубина, животные настолько растворяются в ней, что я бы сказал: они и есть игра. Таким образом, игра — это Духовная активность, выражение самой сути живого существа.

В потоке игры также присутствуют невероятная свобода и творчество. Это легко увидеть и потрясающе интересно наблюдать. Я дал этому процессу название шести «F» (англ.): Гибкость (Flexibility), Свобода (Freedom), Дружба (Friendship), Шаловливость (Frolic), Веселость (Fun) и Поток (Flow). Когда животные бегают вокруг, прыгают друг на друга, кувыркаются и «кусают» друг друга, они воссоздают невероятное множество сценариев социального поведения. Трудно поверить, что глубоко погруженные в игру животные могут контролировать то, что делают, однако это так. Возможно, таким образом животные «практикуют» или «репетируют» важные элементы поведения, которое в будущем поможет им выжить. Когда животное играет, не так уж сложно отметить половое поведение, перемешанное в чрезвычайно разнообразной калейдоскопической последовательности с действиями, которые обычно используются в схватке, выслеживании добычи и избегании возможности стать чьим-то обедом. Никакая другая активность, кроме игры, не даст вам возможность увидеть все эти атрибуты их поведения, совершаемые все вместе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.