Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети и развитие гибкости




ГИБКОСТИ

ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ

Помимо рассмотренных выше, существует целый ряд других факторов, которые могут влиять на уровень гибкости человека. К ним относятся возраст, пол, телосложение, латерализация, тренировка и циркадные ритмы. Все они рассматриваются в этой главе.

Данные о взаимосвязи между возрастом и уровнем гибкости, и особенно о возможности увеличения или снижения уровня гибкости в период физического развития, довольно противоречивы. Результаты исследований показывают, что маленькие дети являются достаточно гибкими и что в школьные годы уровень гибкости снижается вплоть до пубертатного периода, после чего снова начинает возрастать. После завершения периода полового созревания уровень гибкости стабилизируется и затем начинает снижаться. Несмотря на то что с возрастом уровень гибкости снижается, у физически активных людей степень его снижения минимальна.

Изменение уровня гибкости у детей. Гуревич и О'Нилл (1944) провели одно из первых исследований в этом направлении и выявили постепенное снижение уровня гибкости у детей от 6 до 12 лет и последующее возрастание вплоть до 18-летнего возраста. Кендолл и Кендолл (1948) протестировали приблизительно 4500 детей (детские садики — 12-е классы). Тесты предусматривали касание кончиков пальцев ног и касание лбом коленей в положении сидя. Ученые выявили, что в 5-летнем возрасте 98 % мальчиков и 86 % девочек могут коснуться руками кончиков пальцев ног. Начиная с 6-летнего возраста, эти показатели резко снижались, и в 12 лет этот тест могли выполнить только 30 % мальчиков и девочек. После 13 лет процент выполняющих тест постепенно увеличивался до 17-летнего возраста. В 5-летнем возрасте только 15 % девочек и 5 % мальчиков могли выполнить второй тест (касание коленей лбом). До 17-летнего возраста эти показатели существенно не изменялись (см. рис. 10.1, а и б).

Хапприч и Сигерсет (1950) изучали группу девочек в возрасте 9-15 лет и не обнаружили значительных различий между ними при выполнении шести различных тестов на гибкость. Вместе с тем наблюдалась


Глава 10. Особые факторы, влияющие на уровень гибкости


Колледж 18-22

Класс

i п ш iv v vi vnvmix х xi xii 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Приблизительный возраст б


Рис. 10.1. Тест 1(a): Касание кончиками пальцев рук пальцев ног (N = 5,115). Тест 2(6): Касание лбом коленей в положении сидя (N = 3,829) (Kendall and Kendall, 1948)

тенденция к снижению амплитуды сгибания плечевого, коленного и тазобедренного суставов в возрасте 12-15 лет. Лейтон (1956) измерял показатели гибкости у мальчиков 10-18 лет. Он наблюдал снижение уровня гибкости в пубертатный период. Год спустя Бакстон (1957) наблюдал снижение уровня гибкости у мальчиков и девочек, начиная с 6 и заканчивая 12-летним возрастом, и последующее увеличение его вплоть до 15 лет. Спустя некоторое время Барли, Добелл и Фаррелл (1961) не выявили сущест-


Наука о гибкости

венных групповых различий в ряде показателей уровня гибкости у учениц 1-9-х классов. Кларк (1975) наблюдал снижение гибкости у мальчиков, начиная с 10-летнего возраста, а у девочек с 12-згетаето. Крахенбуль и Мартин (1977) наблюдали снижение гибкости плечевых, коленных и тазобедренных суставов в возрасте 10-14 лет. Джермен и Блеир (1983), изучая гибкость плечевых суставов, отмечали ее увлечение в возрасте 5-10 лет и последующее стабильное снижение. Козлов (1987) провел исследование с участием 320 мужчин и женщин в возрасте 9-21 года. Степень сгибания-разгибания плечевых суставов у 13-летних испытуемых обоего пола была выше, чем у 9-летних. Мужчины и женщины в возрасте 17-21 год были значительно более гибкими, чем 9- и 13-летние (по результатам теста «сесть и дотянуться»). Снижение уровня гибкости наблюдали даже у 5-6-летних детей (Cabbard и Tandy, 1988).

Как считает Сермеев (1966), развитие гибкости не является идентичным в различные возрастные периоды и одинаковым для различных движений.

Итак, степень гибкости человека зависит от множества взаимодействующих факторов. В области спорта и танцев гибкость связана с уровнем подготовленности и тренированности (М.J.L.Alexander, 1991; Chatfield и др., 1990). Чем выше квалификационные требования, тем большая подвижность спортсменов. Что касается обычно людей, то на уровень гибкости в первую очередь влияет качество и количество двигательной активности различного вида (Salminen и др., 1993). Хотя уровень гибкости и снижается с возрастом, у физически активных людей степень снижения значительно ниже.

Повышенная тугоподвижность у детей накануне препубертатного периода. Были предложены различные объяснения снижения уровня гибкости у детей накануне пубертатного периода. Так, по одной из версий, в периоды быстрого роста кости развиваются значительно быстрее, чем мышцы. Вследствие этого увеличивается мышечно-сухожильная тугоподвижность сустава (Leard, 1984; Michel, 1983). Высказывалось также предположение, что снижение уровня гибкости, особенно подколенных сухожилий задней группы мышц бедра, непосредственно связано с продолжительным пребыванием в положении сидя во время занятий в школе (Milne, Mieran, 1979; Milne и др., 1981).

Критические периоды в развитии гибкости. Существуют ли критические периоды, во время которых растягивание является наиболее эффективным для развития гибкости? Критическим периодом является период времени, во время которого, во-первых, человек способен эффективно выполнить определенную функцию и, во-вторых, наиболее высока вероятность осуществления изменений с оптимальной интенсивностью. Гибкость можно развивать в любом возрасте при условии адекватной тренировки; вместе с тем степень улучшения гибкости неодинакова в каждом возрасте и не каждый возраст в равной степени оптимален для ее развития.

Исследование подвижности тазобедренного суставов у 1440 спортсменов 10-30 лет обоего пола и 3000 детей и взрослых, не занимающихся спортом, которое провел Сермеев (1966), показало, что развитие подвиж-


Глава 10. Особые факторы, влияющие на уровень гибкости

ности тазобедренного сустава не происходит одинаково в различном возрасте и при выполнении различных движений. Наибольшее увеличение гибкости отмечено в 7-11-летнем возрасте. К 15 годам показатели подвижности тазобедренного сустава достигают максимальных значений, после чего происходит снижение уровня гибкости.

Эта информация ни в коей мере не означает, что программа упражнений на растягивание бесполезна после завершения критического периода или что критический период определяет потенциал развития гибкости человека.

Согласно имеющимся данным, даже люди пожилого возраста могут рассчитывать на успех с точки зрения увеличения амплитуды движений в результате занятий по программам двигательной активности (Bell и Hoshizaki, 1981; Hopkins и др., 1990; Могеу и др., 1989). Результаты многочисленных исследований подтверждают, что использование полного диапазона движения суставов позволяет поддерживать оптимальную амплитуду движений и противостоять возрастному снижению уровня гибкости (Вазвеуидр., 1989).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.