Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разминку перед началом занятия двигательной активностью




РАЗМИНКА ПЕРЕД И ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ

Разминка представляет собой группу упражнений, которые выполняют непосредственно перед занятием двигательной активностью, чтобы подготовить переход организма из состояния покоя в активное состояние, а также сразу же после завершения занятия двигательной активностью, чтобы обеспечить естественный переход организма из состояния двигательной активности к состоянию покоя.


12*



Наука о гибкости

можно разделить на два вида: пассивную и активную. Пассивная разминка предусматривает использование какого-либо средства или процедуры (горячей ванны, ультразвука и т.п.). Активная разминка представляет собой выполнение упражнений спортсменом, ее можно разделить на специальную и общую. Специальная разминка предусматривает имитацию или выполнение движений, используемых в соревновательной деятельности. Например, бейсболист во время разминки может бросать мяч или выполнять подачу. Общая разминка включает выполнение движений, непосредственно не связанных с теми, что выполняются во время соревновательной деятельности; это может быть бег трусцой, работа на велоэргомет-ре. Сущность разминки зависит от индивидуальных потребностей; вместе с тем, она должна быть достаточно интенсивной, чтобы повысить внутреннюю температуру и вызвать незначительное потоотделение, однако не должна привести к утомлению (Karvonen, 1992; McGeorge, 1989). Как выяснили Харди, Лай и Хиткот (1983), пассивная разминка является намного эффективней с точки зрения сгибания тазобедренных суставов, чем активная.

Следует провести четкое разграничение между разминочными упражнениями и упражнениями на развитие гибкости. Последние используются для увеличения амплитуды движений в суставе или в группе суставов постепенно и постоянно. Их выполнению всегда должно предшествовать выполнение разминочных упражнений, поскольку увеличение температуры тканей вследствие выполнения разминочных упражнений сделает процесс растягивания более безопасным и продуктивным (Sapega и др., 1981). В то же время увеличение температуры приводит к снижению предела прочности соединительной ткани, вследствие чего можно было бы ожидать увеличение количества разрывов. Однако с повышением температуры увеличивается степень растяжимости, следовательно, разминка на самом деле предотвращает вероятность разрывов и других травм (Troels, 1973).

Положительные последствия разминки включают:

• повышенную температуру тела и тканей;

• повышенный кровоток в активных мышцах вследствие снижения сопротивления сосудистого ложа;

• повышенную частоту сердечных сокращений, которая обеспечивает подготовку к работе сердечно-сосудистой системы;

• повышенный метаболизм;

• повышенный эффект Бора, способствующий освобождению кислорода из оксигемоглобина;

• более высокую скорость прохождения нервных импульсов, что способствует движениям тела;

• более высокую эффективность реципрокной иннервации (что позволяет мышцам-антагонистам быстрее и эффективнее сокращаться и расслабляться);

• повышенную физическую работоспособность;

• пониженную вязкость (или сопротивление) соединительной ткани и мышцы;


Глава 10. Особые факторы, влияющие на уровень гибкости

• пониженное мышечное напряжение (т.е. более эффективное мышеч
ное расслабление);

• более высокую степень растяжимости соединительной ткани и
мышц;

• повышенный уровень психологической работоспособности.

Кроме того, по мнению ряда ученых (Barnard и др., 1973), разминка может предотвращать понижение сегмента ST. Подобное отклонение нередко наблюдают у физически здоровых людей в начале быстрого бега.

Влияние вязкости. Вязкость определяют как сопротивление течению. Вязкость соединительной ткани и мышц может частично нести ответственность за ограничение движения (Leighton, 1960). Мы знаем, что взаимозависимость температуры и вязкости обратно пропорциональна: с повышением температуры тканей тела вязкость жидкости снижается, и наоборот. Эта пониженная вязкость включает вязкую релаксацию коллагеновых тканей (Sapega и др., 1981). Механизм, лежащий в основе этого теплового перехода, по-прежнему невыяснен. Одно из предположений заключается в том, что межмолекулярная коллагено-вая связь частично дестабилизируется, усиливая тем самым свойства вязкости коллагеновой ткани (Mason, Rigby, 1963). Эта пониженная вязкость, в свою очередь, снижает сопротивление движению и ведет к увеличению гибкости.

Разминка и травматизм. Ряд исследователей предпринимали попытки определить, можно ли с помощью разминочных упражнений увеличить уровень гибкости и снизить риск возникновения травм. Так, Уиллифорд с коллегами (1986), изучая влияние разминки суставов в результате бега трусцой и последующего растягивания на гибкость суставов, пришли к выводу о том, что разминка мышц в результате бега трусцой перед выполнением упражнений на растягивание не приводит к существенному увеличению амплитуды движений во всех тестируемых суставах. В исследовании Ван Мехелена и коллег (1993) участвовали 316 испытуемых, которых разделили на две группы: экспериментальную (159 человек) и контрольную (167 человек). Количество травм в контрольной и экспериментальной группах соответственно было 4,9 и 5,5 на 1000 ч занятий бегом. На основании полученных результатов сделан вывод, что проведение разминок и выполнение упражнений на растягивание не снижают существенно количество травм.

Стриклер, Малон и Гарретт (1990) изучали влияние пассивной разминки на биомеханические свойства скелетно-сухожильной единицы задней конечности кролика, нагреваемой до разной температуры (35 и 39 °С) и затем подвергаемой контролируемой травме (растяжение). Они установили, что величина силы в момент повреждения была выше при температуре 35 °С, чем при 39 °С, и что различие в величине поглощаемой мышцами энергии не является статистически значимым. Вполне очевидно, что взаимосвязь между разминкой, гибкостью, растягиванием и травмами является исключительно сложной и не до конца изученной.


Наука о гибкости

Мерфи (1986) обращает внимание на следующую серьезную ошибку, которую иногда совершают инструкторы по физической подготовке и фит-нессу.

Некоторые инструкторы спортивных клубов рекомендуют спортсменам выполнять упражнения на растягивание перед разминкой. Они утверждают, что неразогретые мышцы более пластичны и их растягивание окажется более эффективным, чем растягивание разогретых мышц.

Такое предположение не нашло подтверждения ни в одном исследовании. В сущности, это ближайший путь к травме. Упражнения на растягивание всегда следует выполнять после разминки.

Разминка после занятий двигательной активностью представляет собой группу упражнений, которые выполняют сразу же после занятия, что позволяет организму перейти из состояния активности в состояние покоя. Главная цель разминки после занятия — обеспечение мышечного расслабления, выведение продуктов распада из мышц, снижение болезненных ощущений в мышцах.

Карвонен (1992) также полагает, что в случае неудачно проведенного занятия разминка после него позволяет достичь эмоционального равновесия. Он также отмечает, что это наиболее оптимальный период для установления взаимопонимания с тренером.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.