Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет макроэкономики




Содержательный модуль 1. МАКРОЭКОНОМИКА КАК НАУКА

Зачетный модуль 1. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ И РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

 

 

 

В экономике – множество понятий, обозначенных привычными, но не всегда понятными словами. Было бы неплохо, если бы мы могли освободить экономику от ее «жаргона». Но это равноценно просьбе к доктору объяснить заболевание простым, понятным нам языком. Поэтому для объяснения экономической ситуации специалисты должны научиться употреблять основные термины, принципы и взаимосвязи показателей.

Понятие «экономика» означает:

1) хозяйство, совокупность средств, объектов и процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей;

2) наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена продуктами, закономерности протекания хозяйственных процессов.

Экономика разделяется на 3 уровня:

– микроэкономику (микро – греческое слово «маленький»);

– мезоэкономику (мезо – посредник) – хозяйство банков, инвестиционных фондов, страховых компаний;

– макроэкономику (макро – в переводе с греческого языка «большой»).

В последние годы границы между микро-, мезо- и макроэкономикой размываются. Считается, что макроэкономика является продолжением микроэкономики.

Микроэкономика связана с деятельностью отдельных экономических субъектов на низшем уровне хозяйствования: потребителей, рабочих, вкладчиков капитала, землевладельцев, фирм (их часто называют – «отдельные деревья в лесу»).

Макроэкономика изучает совокупное хозяйство в целом («лес» в целом) – общий объем производства в стране, на континенте, в мире; общий уровень занятости, общий объем доходов и расходов, общий уровень цен. Эта наука дает широкий обзор процессов хозяйствования с «высоты птичьего полета». Макроэкономика объясняет гигантские проблемы общества: экономический рост или упадок, безработицу, инфляцию и тому подобное.

Макроэкономика связана с перспективой. Для ее понятия мы посмотрим на процесс ведение хозяйства как бы со стороны, увидим большие потоки государственных и потребительских расходов, сбережений и инвестирования, мультипликативных эффектов.

Цель изучения макроэкономики – уяснить процесс бесконечного производства на национальном (европейскому или мировому) уровне, то есть процесс непрерывного создания и воссоздания богатства.

Макроэкономика связана с совокупностью общих экономических показателей – темпы экономического роста, валовой продукт, национальный доход, уровень занятости и безработицы, темпы роста производительности ресурсов, инфляция, ставки процента и рефинансирования, денежная масса, государственный бюджет и долг.

Изучение (анализ) макроэкономики дает возможность понять характер функционирования отечественной и мировой экономической системы. Макроэкономический анализ может быть:

– позитивным;

– нормативным.

Позитивный анализ занимает центральное место в экономической теории, допускает объяснение и прогнозирование явлений в экономике (изучает что есть), а нормативный макроанализ отвечает на вопрос, что и как должно быть. Умение использовать эти методы анализа очень важно для экономистов, менеджеров и политиков.

Позитивная экономика имеет дело с фактами (уже отобранными и такими, которые перешли на уровень теории), она свободна от субъективных оценочных мислей, формулирует научные представления об экономическом поведении субъектов ведения хозяйства, исследует фактическое состояние (например, уровень безработицы в Украине составляет 7%).

А нормативная экономика дает оценочные мнения разных людей относительно того, какой должна быть экономическая ситуация, какую конкретную экономическую политику следует рекомендовать, основываясь на определениях экономической теории (например: народный депутат предлагает уменьшить налог на добавленную стоимость до 15%), какие конкретные экономические условия или аспекты желательны или нежелательные для общества. То есть, если в предложении возникают такие слова как «должно» или «следует» – это нормативное утверждение. Именно в нормативной экономике расхождений больше всего, особенно на уровне обоснования экономической политики: какими должны быть наше хозяйство и общество, прожиточный минимум и тому подобное.

Макроэкономическая теория прошла несколько этапов своего развития. В этом процессе переломными были периоды конца 20-х, начало 30-х годов ХХ ст. К этому периоду при наличии периодических локальных кризисов, экономика капитализма смогла обеспечить поступательное развитие хозяйства при отсутствии развитой системы государственного вмешательства в производство и распределение. На этом этапе макроэкономическая теория выполняла преимущественно теоретическую функцию.

Мировой кризис 1929-1933 гг. обнаружил невозможность стабильного развития экономики без государственного вмешательства. Выросла роль практической функции макроэкономики. Роль классической теории уменьшилась, а кейнсианськой макроэкономической школы – выросла (именно ее представители выступали за регулирования рынка).

В 60-ые годы ХХ-го века основными конкурентоми кейнсианцев стали монетаристы, которые отстаивали теорию денежного регулирования свободного рынка. С в 80-ых годов активные позиции в макроэкономике завоевывает концепция «экономики предложения», которая предлагает сокращение налогов как средство стимулирования предпринимательской активности. Широкое распространение получили теории рациональных ожиданий, долгосрочного экономического роста, другие.

Споры разных школ макроэкономики ведутся главным образом вокруг ключевого вопроса: допустимо ли вмешательство государства в спонтанный (рыночный) ход экономических процессов. Если допустимо, – то в какой мере; придает ли это вмешательство позитивные действия?

Характерно, что объектом изучения всех школ являются три главные экономические проблемы:

– занятость;

– инфляция;

– экономическая динамика (рост или упадок).

Почему именно эти проблемы? Потому что идеальная макроэкономическая система должна обеспечивать непрерывный рост объема продукта при полном использовании ресурсов общества (прежде всего трудовых ресурсов), и при стабильном состоянии денежной системы. Это – стойкий экономический рост в соответствии с потребностями общества и при сохранении равновесия на товарном, денежном, других рынках.

Понятно, что в реальной жизни такая модель не действует. Экономика испытывает то подъемы, то спады, производственные мощности и рабочая сила используются не полностью, а это сопровождается инфляцией и безработицей. Поэтому менеджеры и экономисты обязаны знать предмет макроэкономики:

1) механизм функционирования всего хозяйства общества;

2) факторы, которые определяют изменения этого механизма в текущем периоде и в долгосрочной перспективе;

3) способы влияния государства на экономические процессы.

На основе знаний предмета макроэкономики можно объяснять наиболее существенные взаимосвязи в общественном производстве, абстрагируясь от особенностей функционирования отдельных предприятий, рынков, отраслей. Познавая предмет макроэкономики, мы сможем объяснить глубинные причины, которые вызывают изменения в производстве, подъемы и спады в экономике, влияние и инфляции на производство и занятость, действие международных факторов на внутреннее экономическое равновесие в стране и тому подобное.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.