Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы экономики




Ограниченность ресурсов, выбор и основные

Все, что мы будем рассматривать в макроэкономике, прямо или побочно связано с проблемой экономии. Эту проблему создают 2 фактора:

материальные потребности людей (они безграничны или неутолимы);;

экономические ресурсы для удовлетворения потребностей (наличие средств для производства товаров и услуг) – они ограничены.

Материальные потребности – это желания потребителей приобрести и использовать полезные людям: товары и услуги, жилые дома, продукты питания, одежду и другие предметы первой необходимости, а также предметы роскоши (автомобили, видео-, радиотехнику, брилианты, шубы), услуги парикмахера, юриста, врача, профессора и тому подобное.

Эти потребности полностью удовлетворить невозможно, поскольку появляются новые: изменяются обычаи и привычки, появляются новые изделия; на наши потребности влияет реклама, стимулирование сбыта. Само удовлетворение этих материальных потребностей является конечной целью, заданием экономической деятельности.

Экономические ресурсы для решения этого задания ограничены. Экономические ресурсы – это природне, естественные, человеческие и созданные человеком блага, которые используются для производства товаров и услуг: здания, оборудование, машины, транспортные средства, связь, земля и ее полезные ископаемые, труд, знания, предпринимательские способности. Все они разделяются на категории и виды (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Ресурсы (факторы) производства

 

Основной капитал – это созданные путем инвестирования орудия труда и другие средства производства в форме машины, оборудования, транспорта, здания, инструменты, сооружения. Процесс их производства и накопления называют инвестированием.

Инвестиционные товары отличаются от потребительских. Последние удовлетворяют наши потребности непосредственно, а средства производства обеспечивают нас косвенно (побочно) – они создают потребительские товары.

Основной капитал следует отличать от финансового, который является денежными средствами для закупки машин и других средств производства. Деньги – не реальный капитал, потому что они сами ничего не производят, и потому их нельзя считать экономическим ресурсом.

Труд – умственные и физические способности людей, которые используются в производстве товаров и услуг.

Предпринимательская способность – талант, предприимчивость, умение взять на себя инициативу, принять основные решения, стремления к новациям и риску ради достижения конечной цели.

Все экономические ресурсы ограничены. Поэтому ограничен и сам объем производства товаров и услуг. Общество не способно создать весь объем товаров и услуг, который оно хотело бы получить. Ограниченность ресурсов означает ограниченность выпуска товаров и услуг.

Единственное, что людям остается, это добиваться по возможности наибольшего удовлетворения своих потребностей через повышение эффективности производства: больше произвести товаров при возможно меньших расходах редких ресурсов, то есть повысить КПД производства. А этой цели можно достичь лишь при полной занятости всех пригодных ресурсов и обеспечении более полного объема производства из них. Решения этой задачи требует применение наилучших технологий, оборудования, эффективного менеджмента.

При решении указанной задачи возникает проблема выбора: какие товары и услуги следует производить, а от которых необходимо отказаться. Чаще всего это выбор между товарами производственного назначения и потребительскими товарами: между удовлетворением своих текущих потребностей (в еде, одежде, товарах длительного пользования) и наращиванием капитала для будущего развития (а значит и большим потреблением в будущем).

Например, чтобы произвести больше посуды и холодильников из металла, выплавленного в Украине в текущем году, нужно меньше создавать оружия, машин и станков: из положения А по кривой производственных возможностей спуститься в положение В (рис.1.2).

 

 

Страна не может жить не имея имеющихся средств производства, то есть не может выйти за пределы своего потенциала. Однако этот потенциал может быть увеличен за счет внешней торговли. Другими словами, международная специализация и внешняя торговля создают на макроэкономику такое же действие, как и внутренний рост ресурсов, создание новых технологий и средств производства.

 

Увеличение предложения ресурсов на основе международной торговле и технического прогресс смещают кривую производственных возможностей вправо (рис. 1.3). Это характеризует экономику, которая растет; производит большее количество обеих групп продуктов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.