Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заработной платы




Стоимость рабочей силы и государственная регуляция

Показатель стоимости рабочей силы свидетельствует об общей сумме расходов работодавця на содержание рабочей силы. По определению Миждународной организации труда эта сумма состоит из:

- прямых расходов (прямая оплата выполненной работы, компенсации за неотработанное время, премии и другие нерегулярные выплаты);

- непрямых расходов (оплата жилья, социальное обеспечение, профессиональная учеба, содержание общественных служб, налоги и начисления и тому подобное).

В Украине прямые расходы составляют 65-70 % общей стоимости рабочей силы. Существует четкая обратная связь между стоимостью рабочей силы и частью прямых расходов в ее общей величине. Наибольшая часть (0,5-0,6) приходится на прямую оплату выполненной работы, которая состоит из тарифных ставок и должностных окладов, доплат и надбавок, связанных с условиями работы, вознаграждений за выслугу лет, стаж работы и тому подобное.

Из всех видов непрямых расходов заметную роль играет только стоимость социального обеспечения работников (25-27 % общей стоимости рабочей силы), которая направляется на финансирование пенсий и социальное страхование.

Уровень оплаты труда может регулироваться государством и организациями работодателей (договорная регуляция). В Украине с 1991 года было испытано несколько подходов – прямой контроль над фондами зарплаты на предприятиях и контроль за средней зарплатой. На смену централизованной организации зарплаты, как составной тогдашней системы ведения хозяйства – когда государство регулировало практически все составляющие, законом Украины «О предприятиях в Украине» было предоставлено право самостоятельно определять фонд оплаты труда без ограничения его роста государственными органами. Государственные тарифные ставки и должностные оклады могли использоваться в качестве ориентиры для дифференциации оплаты труда в соответствии с профессией и квалификацией работников, сложности и условий выполняемых работ.

С введением в действие данного закона был осуществлен переход от жесткого централизованного «назначения» государственной заработной платы к полной децентрализации этого процесса. Но на то время владельцем капитала оставалось государство, а право распоряжаться доходом предоставлено трудовым коллективам, отсутствовала конкурентная среда, состоялась стремительная ліберізація цен, не было законодательной базы в сфере отношений государства и субъектов ведения хозяйства, не созданы системы социального партнерства, потому результатом стал неоправданный рост расходов на оплату труда без увеличения объемов производства и эффективности труда, ускорения инфляции и соответственно снижения реальной заработной платы.

Из 1993 г. была возобновлена государственная регуляция оплаты труда: установлен минимальный уровень заработной платы, межотраслевые соотношения в оплате труда, условия определения части дохода, который направляется на оплату труда, условия и размеры оплаты труда в бюджетной сфере, максимальные размеры должностных окладов руководителей государственных предприятий. Средством регуляции была также прогрессивная шкала налогообложения прибыли предприятий и доходов работников.

Позже, с учетом мирового опыта закон Украины «Об оплате труда» (в 1995 г.) четко размежевал сферы государственной и договорной регуляции заработной платы, сбалансировал централизованные и децентрализующие рычаги регуляции оплаты труда: государство устанавливает размер минимальной заработной платы, условий и размеров оплаты труда руководителей государственных и коммунальных предприятий, регулирует фонд оплаты труда предприятий-монополистов, налогообложения доходов работающих.

В настоящее время в сфере оплаты труда существуют две проблемы: уровень минимальной заработной платы является ниже прожиточного минимума, распространенная практика невыплаты уже заработанных сумм на предприятиях и даже в бюджетных организациях.

Да, Законом Украины о государственном бюджете на 2009 год минимальная заработная плата установлена в размере 605 грн., а прожиточный минимум на одно работоспособное лицо – 669 грн. на месяц. Статистика прожиточного минимума засвидетельствовала такие его уровни:

Год                
Гривен на 1 лицо на месяц               453-472   492-510

 

Уровень минимальной заработной платы является не только социальной гарантией для работающих, но и выполняет важную экономическую функцию. Поэтому она должна быть предметом регулярных переговоров с социальными партнерами.

Сама договорная регуляция заработной платы является определяющим элементом организации оплаты труда в условиях рыночной экономики. Основными формами коллективных трудовых отношений являются трехсторонние консультации (государство – работодатели – наемные работники) и двусторонние переговоры на уровне предприятий. Соглашения, которые подписываются тремя сторонами, предусматривают такие приоритеты:

- получения доходов, которые обеспечивают приемлемый уровень жизни;

- постепенная отмена государственного контроля над заработной платой и введения рыночных механизмов ее регуляции;

- согласованная сдержка стремительного роста заработной платы для предотвращения инфляции.

Переговоры от имени найманних работников ведут профсоюзы. Но они недостаточно целеустремленно защищают интересы наемных работников, поскольку находятся под воздействием администрации и действуют вместе с ней против государства. Нередко на предприятиях не заключаются коллективные договоры наемных работников с работодателями. Все эти недостатки не способствуют повышению реальной заработной платы, производительности и эффективности труда. Поэтому рынок труда в Украине еще недостаточно развитой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 392; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.