КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инфляция и государственные интересы
Инфляция влияет не только на долговые отношения домохозяйств, банковского, предпринимательского и финансового секторов, но и на долговые отношения с домохозяйствами и предпринимательским сектором (государственный внутренний долг) и межгосударственные долговые отношения (внешний государственный долг). Рассмотрим влияние инфляции на государственный долг. Есть немало примеров правительственной практики, направленной на снижение реальной стоимости государственного долга через инфляционную политику. Интересной может быть ситуация, которая наблюдалась в Европе в 20-е гг., а в США - в 40-е гг. ХХ в. В эти периоды процентные ставки были очень низкие, а инфляция очень высокая. И поэтому реальные проценты, которые выплачивали правительства по своим долговым обязательствам, были отрицательными. Реальная стоимость непогашенного долга неуклонно снижалась. Но масштабы инфляционного уменьшения реальной стоимости государственного долга несколько ограничены. Причинами ограниченных возможностей обесценивания государственного долга в современных условиях могут быть: – рост доли краткосрочных долговых обязательств государства; – рост степени чувствительности (коэффициента эластичности) реагирования величины процентной ставки на уровень инфляции; – предоставление долгосрочных и среднесрочных кредитов не в полном объеме сразу, а траншами, что позволяет учитывать влияние инфляционных процессов на цену займа. Перейдем к рассмотрению влияния инфляции на соглашения профсоюзов и правительства, определяющих уровень заработной платы. Безусловно, инфляция затрагивает интересы государства - оно теряет поступления в бюджет. В условиях инфляции происходит сознательная отсрочка плательщиками уплаты налогов в государственный бюджет, что дает им возможность рассчитаться с государством обесцененными деньгами. Это явление инфляционного налогообложения в научной литературе получило название «эффекта Оливера - Танзи» (по именам исследователей Хулио Оливера и Вито Танзи). Этот эффект проявляется с большей силой по мере роста темпа инфляции и отсрочки времени уплаты налогов. Но инфляционная ситуация, ослабляя налоговое бремя, обусловленное освещенными выше причинам, порождает и обратную тенденцию. Во-первых, инфляция обесценивает амортизационные отчисления и поэтому снижает стимулы к производственному инвестированию. Во-вторых, рост инфляции, обусловлен дополнительной денежной эмиссией, заставляет граждан платить еще один налог, который не предусмотрен ни одним налоговым законодательством. Этот налог называют инфляционным. Инфляционный налог (IT) связан с потерей стоимости (покупательной способности) денег по причине инфляции. Он оплачивается теми, кто держит деньги на руках в форме наличности. Инфляционный налог исчисляется по формуле: (6.11) где IT – инфляционный налог; ∆TСЦ – темп прироста инфляции за год; – уровень реальных денежных остатков. Получателем инфляционного налога является эмитент денег. Во времена феодализма исключительное право чеканки монет был феодал, на французском языке звучит как сеньор. Доход, который получал сеньор от печатания денег, получил название сеньораж. Сейчас эмитентом денег является государство, которое является получателем сеньоража (SE). Сеньораж определяется покупательной способностью денег, выпущенных в обращение за определенный период: (6.12) где – предложение денег в t году; Mt-1 – предложение денег в t – 1 году; Рсцt – уровень цен в t году. Если , т.е. если отношение денежной массы к уровню цен остается неизменным, то инфляционный налог и сеньйораж равны между собой: IT = SE. Но, несмотря на то, что номинальная и реальная стоимость денег не совпадает, изготовление новых денег связано с определенными затратами. Обозначим эти затраты Mc. Тогда формула сеньоража будет иметь вид: (6.13) где Mc – затраты на изготовление новых денег. Доход государства от сеньоража основывается на желании субъектов экономики поддержать на неизменном уровне реальные кассовые остатки, которые инфляция постоянно уменьшает. При условии увеличения инфляции, государство получает дополнительный источник дохода в бюджет. Но по мере роста инфляции спрос на реальные кассовые остатки сокращается, потому что растут альтернативные издержки на их содержание. Объясняется это тем, что гривны, которые мы храним в своих кошельках, не приносят дохода. Если бы мы эти гривны потратили на приобретение облигаций или положили на счет в банк, мы бы на них получали доход в виде номинального процента. Т.е. хранения доходов в альтернативных формах активов, в отличие от денег, приносит реальный доход (Dр). Как известно, реальная стоимость денег меньше их номинальной стоимости на величину инфляции. Ожидаемое обесценивание денег будет равно ( – Pe). Сохраняя деньги, мы теряем различие между этими двумя суммами: реальным доходом (Dр) и обесцениванием денег ( – Pe). То есть, потери, связанный с хранением денег, равны: 6.14 А это и есть, по уравнению Фишера, номинальный процент: 6.15 Кто теряет от инфляционного налога? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить, что эластичность спроса на деньги по доходу, как правило, меньше единицы. Именно поэтому инфляционный налог является регрессивным. Это означает, что чем беднее люди, тем большую долю дохода они платят в форме инфляционного налога. Поэтому возникает вопрос: безграничными являются возможности пополнения бюджета поступлением от инфляционного налога? Как для любого другого налога, рост налоговой ставки только до определенного предела обеспечивает рост налоговых поступлений, так и для инфляционного налога существует определенный предел роста инфляции, по которому происходит сокращение денежных налоговых поступлений в виде сеньоража. На поступление налогов в государственный бюджет инфляция влияет негативно и еще по одной причине. Во многих странах мира предпринимательскому сектору и домохозяйствам разрешается с дохода, подлежащего налогообложению, исключить (как расходы) процентные платежи. Поскольку в условиях инфляции номинальные процентные ставки растут, то растут и изъятия из дохода, который подлежит налогообложению, а поэтому и уменьшаются фактические поступления в бюджет. Говоря о последствиях инфляции, следует разграничить ее на прогнозируемую и непрогнозируемую. Расходы предполагаемой инфляции связаны с изменениями относительных цен, налоговыми диспропорциями, потерями времени в связи с необходимостью чаще посещать банки с целью снятия определенных денежных сумм, а также затратами на печать каталогов, информационного обеспечения безостановочного изменения цен и т.п. Непрогнозируемая инфляция оказывает на экономику негативное влияние, прежде всего через перераспределительные процессы. Эта инфляция приносит выгоду должникам, а потери - кредиторам. Поскольку среди трех основных макроэкономических субъектов национального рынка домохозяйства - преимущественно чистые кредиторы, а государство и предприниматели - чистые должники, то непрогнозируемая инфляция перераспределяет доходы домохозяйств в пользу предпринимательского и государственного секторов экономики Непрогнозируемая инфляция перераспределяет доходы за счет тех, кто является владельцем номинальных активов (доходы от которых фиксируются в номинальном выражении), в пользу тех, кто является владельцем реальных активов (доходы от которых корректируются в соответствии с уровнем инфляции). Непрогнозируемая инфляция способствует перераспределению богатства от старшего поколения молодому, потому что пожилые люди склонны удерживать больше номинальных активов, чем молодые. Выводы: – к предполагаемой (прогнозируемой) инфляции можно приспособиться определенной степенью; – чем выше уровень инфляции, тем она изменчивее, что усиливает неопределенность для субъектов экономики и вероятность перераспределения доходов между ними; – инфляционные процессы в экономике, искажая информацию, обуславливают ошибочное поведение экономических субъектов. Если, например, предприятие ожидает умеренную инфляцию, а на самом деле она будет значительно выше, и это проявится в росте общего уровня цен, то осознание такого роста цен произойдет самим предпринимателем только со временем. Повышение же цен на свои товары он будет воспринимать как рост спроса и отреагирует увеличением объема производства. Если аналогично поведут себя и другие предприниматели, это приведет к нарушению макроэкономического равновесия в связи с ущербностью информации.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1209; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |