Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Разнообразие видов монополий




1. Возникновение и сущность монополий.

2. Спрос и предельный доход для несовершенного конкурента.

 

-1-

В конце 19 столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами.

Возникла реальная угроза для функционирования конкуренции – этого необходимого атрибута рынка. На пути конкуренции возникли существенные препятствия в виде монополистических образований.

Монополия – это исключительное право, государства, предприятия либо торговца, на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности.

Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять н6а процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя и предприятия.

Оно позволяет им избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть, они имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия.

 

-2-

Несовершенный конкурент, изменяя объем выпуска продукции, будет воздействовать на ее цену.

Кривая спроса (цены) для такой фирмы будет наклонной (понижающейся слева направо).

В условиях несовершенной конкуренции, предельный доход уже не будет равен цене продукта.

Рассмотрим это на примере таблицы:

Объем производства (Q)   Издержки, доход, прибыль
P TR MR TC ATC MC TR- TC
  -   -   - - -10
        15,0 15,0 5,0 -5,0
        16,8 8,40 1,8 1,2
        17,5 5,83 0,7 6,5
        18,2 4,55 0,7 9,8
        19,0 3,80 0,8 11,0
        20,8 3,46 1,8 9,2
      -2 24,0 3,42 3,2 4,0
      -4 30,0 3,75 6,0 -6,0
      -6 38,8 4,31 8,8 -20,8
      -8 50,0 5,0 11,2 -40,0

 

P, R

 

 

P=AR=D

 

MR

 

Q

Для несовершенного конкурента кривые спроса и предельного дохода расходятся, причем MR лежит ниже кривой спроса.

Дело в том, что, увеличивая объем продаж, фирма должна пойти на снижение цены на каждую дополнительную единицу продукции.

Поэтому предельный доход, который понесет фирма от 3 денежных единиц, будет меньше на величину потерь от снижения цены на первые две единицы.

Фирма получит максимум прибыли при объеме выпуска Q = 5 (при цене Q = 6, MR уже меньше MC) продавая ее по 6 денежных единиц.

Графически эта ситуация будет выглядеть следующим образом:

C, R

MC С каждой единицей продукции

ATC монополист получит прибыль равную

b c dc, а всего прибыль будет равна

площади abcd.

a d K P=AR

 

MR Q

 

 

Фирмы, действующие в рамках монополистической конкуренции, и олигополии обладают монопольной властью: изменяя объемы производства, они тем самым влияют на рыночные цены. Однако степень этой власти у олигополистов меньше, чем у чистой монополии. Объясняется это тем что, находясь не единственным производителем в отрасли, фирмы, действующие в рамках монополистической конкуренции, и олигополии вынуждены считаться с более эластичным спросом на свою продукцию.

Эта степень эластичности спроса, определяется не только количеством фирм в отрасли, но и механизмами их взаимодействия, то, есть это агрессивная конкуренция или соглашение между фирмами об ограничении производства и увеличении цены, что позволяет получать высокую прибыль.

Таким образом, степень монопольной власти определяется рядом факторов:

1. эластичностью спроса;

2. количество фирм на рынке;

3. характера взаимодействия между фирмами.

В экономической теории разработаны показатели, количественно характеризующие степень монопольной власти.

Это, прежде всего коэффициент Лернера, коэффициент концентрации, индекс Херфиндаля.

1. Коэффициент Лернера:

L = (P-MC)/P

где L – степень монопольной власти.

Числовые значения L, всегда находятся между 0 и 1.

Н: Для фирмы совершенного конкурента L=0, (P=MC)

Чем больше L тем выше монопольная власть.

2. Коэффициент концентрации – это выраженный в процентном отношении удельный вес продаж.

Но этот показатель имеет ряд недостатков.

Н: одну отрасль представляет 5 фирм с одинаковым объемом выпуска продукции по 20%, а на другую 44 из них 4 крупные фирмы 75%, 2%, 1,5% и 1,5% объемов производства. А индекс концентрации в обоих случаях равен 80%.

3. Индекс Херфиндаля – получил широкое распространение в последние годы, лишен недостатков и рассчитывается по формуле:

H = ;

где PK – доля k - ойфирмы в общем, отраслевом объеме продаж, выраженном в процентах; n – общее число фирм в отрасли.

Его числовые значения могут изменяться от величины близкой к 0 до 10000. Немонополизированным считается рынок, если индекс Херфиндаля меньше 1000.

Если воспользоваться примером с двумя отраслями, коэффициенты, концентрации которых для четырех фирм совпадали, то для первой отрасли индекс Херфиндаля составит 2000.

H = + + + + =2000, а для второй

H = + + +40 =5643,5

Во второй отрасли H значительно больше, то есть это делает рынок, менее конкурентным.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 361; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.