Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Найди ответы на вечные вопросы




ИСКУССТВО ЗНАТЬ

МАЛАЯ ТЕОРИЯ ВСЕГО

Всякое знание зависит от того, насколько мы верим в то, что мы знаем. Оно напрямую связано с определённой картиной мира, с теми общими представлениями, которые существуют у нас в голове. Умеем ли мы знать? Как и о чём мы знаем? Знать — это искусство? — вопросы, актуальные для любого возраста. Ведь сегодня, в мире всё возрастающих информационных потоков как никогда важно не пассивное потребление, но творческое, деятельное знание.

Название проекта обыгрывает стремление большой науки построить фундаментальную «теорию всего», а также отсылает к универсальным иллюстрированным энциклопедиям Нового времени, вершиной которых стал «Театр всех вещей» Яна Коменского. Наша «Малая теория всего» — это попытка представить междисциплинарность современного знания «обо всех вещах» в неожиданном формате. В одном проекте объединены видеоработы участников детской мастерской Государственного центра современного искусства и современных медиа-художников.

В серии коротких анимационных фильмов юные авторы выстраивают собственную картину мира, подчас неожиданно интерпретируя «взрослое» знание: о земле и космосе, о геометрических фигурах и числах, об устройстве человека, о науке, истории и искусстве. В одном пространстве с этими работами демонстрируются произведения художников — анимационные сюжеты, рассказывающие о различных изобретениях и человеческих практиках, об истории науки и техники. Иногда сюжеты вполне «наукообразно», но доступно объясняют достаточно сложные процессы и понятия, иногда разговор строится в подчёркнуто игровой форме.

Фильмы, созданные юными авторами, мы попросили прокомментировать учёных, художников и искусствоведов. Эти аннотации — ещё один мостик между «взрослым» и «детским» знанием. Кроме того они снабжены специальными ключевыми словами (Геометрия, Морская биология, Электродинамика и т. д.) и краткими словарными определениями тех наук, дисциплин и практик, которые связаны с представленными произведениями. Для кого-то это будет выставка «на вырост», возможное пособие на будущее. А для кого-то — повод проверить себя, освежить свои знания или, напротив, поспорить с авторами. В любом случае проект «Искусство знать» остаётся открытым.

 

Андрей Суздалев, Евгений Стрелков

 

 

 

Почему? Зачем? Как? Дети, познающие окружающий их мир, задают непрестанно эти вопросы взрослым, но далеко не всегда получают ответы. Потом они сами становятся взрослыми и слышат обращённые к ним все те же вопросы и пытаются дать на них ответы. Они вдруг осознают, как трудно объяснить ребёнку простейшие, казалось бы, вещи, тоже встают в тупик перед сложностью этих вопросов, их глобальностью, космичностью, столь отличной от приземлённых интересов нашей взрослой жизни. Отстань! Ты еще маленький! Подрастёшь — поймёшь. Порочный круг детских вопросов и взрослых не-ответов. Можно ли его разорвать?

Есть три способа познания мира. Первый — рациональный — являет нам наука. Учёные, вооружённые научным методом, расчленяют окружающий нас мир на части, добираясь до мельчайших деталей бытия, узнают, как они устроены, как работают, создают на основе этого знания новые устройства и технологии, облегчающие нашу жизнь, и объясняют нам всё это в школьных и университетских учебниках. Но вы не найдёте в них ответа на вопрос, например, о смысле жизни или нравственном законе, вложенном в нас и руководящем всеми нашими поступками. Это область внерационального познания мира, в частности, религии.

Но есть еще один способ — непосредственное восприятие мира через наши органы чувств, через эмоции, пробуждаемые в душе и трансформируемые в нашем сознании в субъективные образы. Это путь искусства в самых разных его проявлениях. Это результат познания мира Художником, явленный через порождённые этим миром образы, и, наоборот, путь познания через расшифровку посланий, заложенных Художником в его произведение.

Образ зачастую преуспевает там, где терпит неудачу логичное и строгое объяснение. Именно поэтому научно-популярные медиа все чаще привлекают на помощь искусство.

Книга, которую вы держите в руках, представляет один из самых ярких проектов в этой новой области, которую можно условно назвать науч-поп-артом. Это взгляд художников на науку, их анимационные сюжеты, рассказывающие о различных изобретениях и самих изобретателях, об истории науки и техники.

Уникальным же этот проект делает участие в нём молодых художников из детской мастерской Государственного центра современного искусства, которые создали большую часть представленных видеоработ. И вот это по-настоящему интересно и необычно! Молодые авторы видят как художники — видят образы, но в то же время они видят как дети, которые воспринимают мир как целостную картину, не расчленённую на части.

И не случайно книга называется «Малая теория всего». Это альтернатива большой теории всего — нескончаемым попыткам взрослых дядей-физиков построить для начала общую теорию основных взаимодействий, а потом описать с единых позиций все мироздание, собрав вместе разрозненные ныне знания разбежавшихся во все стороны наук. И как знать, какой путь быстрее приведёт к цели? Может статься, что именно художник, молодой художник увидит единственно правильный образ мира и разгадает извечную тайну бытия.

Книга, как мне кажется, будет интересна всем. Дети узнают из неё много нового, а главное — научатся сами искать ответы на возникающие у них вопросы, какими бы сложными они ни казались. А кто-то вслед за нашими юными художниками придёт в детскую мастерскую Государственного центра современного искусства или в другие аналогичные студии, которые, я верю в это, вскоре появятся по всей стране, и найдёт там если не призвание, то хотя бы содержательный, увлекательный досуг. Взрослые тоже много почерпнут из книги. Они станут лучше понимать подрастающее поколение, своих детей, они будут внимательнее вслушиваться в их вопросы и вместе с ними искать на них ответы. И возможно, они станут лучше понимать окружающий их мир, а кто-то даже уловит в одном из фильмов подсказку к решению его научной проблемы.

Всё в ваших руках. Просто откройте книгу и найдите ответы.

 

Генрих Эрлих,

заместитель генерального директора Политехнического музея по научной работе,

ведущий научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.