Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Увидеть всё!




Сами по себе артефакты науки могут быть вполне самостоятельными произведениями искусства. Вернее, они становятся таковыми, когда мы помещаем их в соответствующий контекст (вот это, - способность увидеть научный артефакт в ненаучном контексте, - это уж точно искусство!). Гербарии и коллекции минералов, фракталы и странные аттракторы, рентгеновские снимки и треки элементарных частиц в камере Вильсона… Недаром, эллины не различали понятий «видеть» и «знать». Отсюда – лабораторная чистота их стиля жизни.

Но вот визуализировать сам процесс научного исследования – это до сих пор серьезная проблема. Недаром, например, так мало профессиональных фотографов, и того меньше – профессиональных видео-операторов, снимающих науку. Тем более проблема – визуализировать внутреннее, психологическое состояние человека, исследующего (а, фактически, создающего свою собственную) картину мира.

Отсюда понятен скептицизм такого великолепного естествоиспытателя (естества испытателя), как Майкл Фарадей: «Лекции, которые на самом деле учат, никогда не могут быть популярными; популярные же лекции не могут обеспечить подлинного обучения». Но вот участники проекта «Малая теория Всего, или Искусство знать» не то, чтобы взялись опровергнуть мэтра экспериментальной науки, но зашли, как бы, с другой стороны. Omne ignotum pro magnifico est («Все неизвестное представляется величественным») – цитата из римского историка Тацита, как мне кажется, лучше всего определяет этот подход. Главное – не скрывать своего удивления перед Неизвестным, и тогда оно предстает Величественным. А конкретные знания можно будет добрать потом, в строгих учебниках. Здесь же, задача другая – заинтриговать.

Именно так поступает Мария Серебрякова (автор видеоработы «Появилась идея»). Свободная вязь ассоциаций, слегка (совсем чуть-чуть!) иронично и, в итоге, абсолютно точно визуально переданное состояние НАКАНУНЕ открытия.

Вообще, надо отметить, что при некоторой изначальной заданности темы, которая гарантирует целостное восприятие столь амбициозного проекта («Малая теория Всего…» - как ни как!), нюансировка почти в каждом из видеосюжетов своя собственная… В великолепном ролике «Эволюция» (автор Саша Ворона) – прямо-таки рейбредбериевские штучки.

Настоящий научпоп-трэш сотворили режиссер Евгений Стрелков, оператор Дмитрий Хазан и композитор Марк Булошников в видеосюжете «Гроза в графине». Правда, тут есть одна проблема: чтобы понять юмор и иронию этого ролика – надо быть подкованным в объеме знаний средней школы (как минимум). Чего сегодня, увы, никто гарантировать не может. (Привет Майклу Фарадею!).

Абсолютно полезный методологически – мини-фильм «Краткая история мобильной связи». В этой же жанровой стилистике – полноценный научпоп-арт «МикроДарвин». Это уже не просто «ирония по поводу», это – научная популяризация в чистом виде!

«Интеллект осьминога» – легкая зарисовка-удивление, первый шаг в сторону науки, визуализация этого удивления. «Радиоглаз» (история механического телевидения в России) – классический язык визуализации. И проч., и проч.

В итоге, как мне кажется, опять срабатывает максима Маршалла Маклюэна: средство коммуникации и есть сообщение. И, кстати, понятно, почему это новое медиа, научпоп-арт, так завораживает. Возможность самому создавать картинку и оживлять её! Повелевать сюжетом! На психологическую особенность этого нового медиа указывал культовый американский психолог Тимоти Лири. Рассуждая о влиянии на человеческое сознание появившейся в 1970-х годах первой игровой телевизионной приставки «Понг» он замечает: «”Понг” был первой детской игрой, позволявшей двигать пред­меты по экрану телевизора… Появление феномена “Нинтендо” было не менее важным событием, чем изобретение Гутенбергом печатного станка. Это было новое поколение детей, которые выросли, зная, что можно влиять на происходящее на эк­ране… Не может быть никаких «образовательных телепрограмм»! Это сущий оксюморон. Способность изменять «картинку» на экране – вот подлинное могущество!».

В проекте «Малая теория Всего, или Искусство знать» этот эффект буквально явлен в чистом виде. Лабораторно чистый эксперимент…

 

Андрей Ваганов,

ответственный редактор приложения «НГ-наука» «Независимой газеты»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 272; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.119 сек.