Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этикет. Средства выражения вежливости




Средства выражения вежливости.

 

Собственно лингвистические средства выражения вежливости:

Лексико-фразеологические вежливые, приветливые слова и устойчивые словесные формулы речевого этикета: здравствуйте, спасибо, до свидания, будьте добры, милости просим и др
Словообразовательные словообразовательные модели с эмоционально-оценочными морфемами: -еньк-, -ец-, -иц-, -очк-, -ушк-, -чик- и др.: сестрица, сестричка, сестрёнка, сестрёночка; глубоко-, много-, все-, досто-и др.: глубокоуважаемый, многочтимый, всемилостивый, достолюбез-ный; -те: пойдёмте, станемте и т. п.
Морфологические употребление форм множественного числа в значении единственного: вежливое Вы и Вы -формы глагола, Они в знач. «он», «она»; формы элатива, т. е. высшей степени качества: любезнейший, дражайший, почтеннейший, милейший, расчудесный, раскрасавица, и т. п.; безличные глаголы и формы сослагательного наклонения в «смягчительном» значении: хочется от всей души поздравить, хотел бы Вас поблагодарить, не могли бы Вы помочь, был бы весьма признателен.
Синтаксические синтаксические модели, служащие для выражения вежливой просьбы, благодарности, извинения, поздравления и т. п.: Не хотите ли..., Не желаете ли... (чего-л., сделать что-л.)? Если Вас не затруднит..., Если Вам не трудно..., Если можно..., Извините меня, пожалуйста... Я благодарю Вас за то, что... и др
Орфографические и пунктуационные написание Вы, Ваш с прописной буквы при обращении к одному лицу, строгое соблюдение орфографических и пунктуационных норм.
Фонетические вежливая интонация, соблюдение орфоэпических норм (здравствуйте — здрассьте — драссь)

Экстралингвистические средства выражения вежливости:

Кинетические телодвижения и жесты знакового характера: вставание, снимание головного убора, поклон, рукопожатие, целование руки, помахивание рукой в знак приветствия или прощания и др.
Мимические знаковые движения мышц лица: улыбка, взгляд, выражение скорби, печали, удивления, восхищения и др.
Фонационные комфортный для собеседника темп речи, тембр голоса, дикция, особенности произношения отдельных звуков, слов и словоформ, звуковые заполнители пауз.
Эпистолярно-графические комфортный для адресата почерк, соответствующие этикету форма расположения текста и его частей, тип оформления рукописи или машинописи, размер, качество бумаги, оформление конверта и др.

Этикет и вежливость — очень близкие понятия. И вежливость, и этикет — это внешние проявления доброжелательного отношения к окружающим, реализующиеся в ситуации непосредственного общения («Я «ТЫ — здесь и сейчас»). Все вербальные и невербальные знаки вежливости являются в то же время знаками этикета.

Однако современное понятие этикета несколько шире понятия вежливости. Если любое проявление невежливости (грубость, высокомерие) расценивается как нарушение этикета, то не всякое соблюдение этикета (например, умение правильно пользоваться столовыми приборами, одеваться соответственно ситуации и т. п.) воспринимается окружающими как вежливость.

Этикет — это совокупность правил поведения, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. Эти правила распространяются на все сферы жизни человека в социуме, определяют его манеры, поведение, обхождение с окружающими. Нормы этикета могут быть кодифицированными или «неписаными», усвоенными в процессе воспитания; строго обязательными, имеющими силу закона или ритуала, или нежёсткими, допускающими большую свободу и вариативность в их соблюдении.
История слова и понятия «этикет».

понятие, регламентирующее взаимоотношения людей в данный исторический период значение понятия
Чинъ (до XVII в.) Исконно русское слово, означавшее: 1) установленный порядок совершения чего-либо, устав, обряд, ритуал, церемония (чин крещения, чин венчания на царство, чин править — соблюдать церемониал, установленный обряд или порядок); 2) степень, на коей человек стоит в обществе, звание, сан, сословие, состоянье (Люди духовного чина, воинские чины); 3) степень жалованного служебного значенья, достоинства, класс… (ср.: подчинение, чиновник, без чинов общаться, то есть без церемоний, свободно, на равных).
этикет (XVIII - XIX вв.) Заимствовано из французского языка[7], употреблялось в значении «светская церемониальная вежливость[8]». Более чёткая, нежели в настоящее время, граница между этикетом и вежливостью. Граница эта — церемониальность, то есть строгое следование правилам поведения, установленным при дворе или в светском обществе, демонстративное соблюдение субординации во взаимоотношениях в соответствии с иерархией чинов, титулов и званий.
этикет (1917г. – 70е гг.) Слово крайне ограниченного употребления с отрицательной идеологической оценкой в контекстах: буржуазная (антинародная) культура, классовое неравенство, чинопочитание и т. п.
этикет (с 70х гг.) Деидеологизированное понятие, означающее «совокупность установленных норм поведения».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.