Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятийный аппарат введения 2 страница




Что может составить новизну курсового или дипломного исследования? Какие познавательные ситуации благоприятны для получения нового знания?

1. Изучение всем известного на уровне здравого смысла явления с помощью специальных научных методов и превращение его, благодаря этому, в научно установленный факт.

2. Изучение уже известного в науке явления на новом экспериментальном материале. В данном случае новое знание получают за счет особенностей экспериментальной выборки испытуемых на которой проводится исследование особенностей, например, этнических, социокультурных, профессиональных, возрастных. Выполняя исследование на особой выборке, мы получаем новые данные как в том случае, когда полученные результаты отличаются от ранее известных при проведении исследования по данной методике, так и тогда, когда отличий в полученных данных по сравнению с уже известными не обнаружено. Новизна в последнем случае будет заключаться в том, что известная ранее закономерность распространяется и на новую выборку испытуемых.

3. Переход от качественного описания известных в науке фактов к их точно определяемой количественной характеристике.

4. Изучение известного в науке явления более совершенными методами. Например, переход при измерении времени реакции от одной десятой к одной сотой доле секунды благоприятен для получения новых результатов.

5. Сопоставление, сравнительный анализ протекания различных процессов. Например, непроизвольного, произвольного внимания, памяти у нормальных и психически больных людей, волевых процессов у наркоманов и алкоголиков.

6. Измененные условия протекания какого-либо процесса. Например, мышление в условиях невесомости и обычных условиях.

Пример. «Научная новизна исследования:

1. Обосновано, что в рамках социологического подхода возможно адекватное описание содержания и структуры некоммерческих организаций.

2. Раскрыта эвристическая ценность социологической концепции жизненных сил социальных субъектов как теоретико-методологичес-кой основы исследования некоммерческих организаций.

3. В контексте социологии неовитализма дано определение некоммерческой организации как социального института.

4. Определены противоречия между нормативно-правовым и организационно-технологическим обеспечением деятельности некоммерческих организаций.

5. Проанализировано мнение экспертов относительно роли некоммерческих организаций в Республике Татарстан.

6. Выявлены и обоснованы основные механизмы оптимизации деятельности некоммерческих организаций в провинциальных регионах.

Теоретическая значимость результатовсостоит в том, что диссертационная работа вносит вклад в развитие теоретической базы исследования деятельности некоммерческих организаций посредством раскрытия эвристической значимости основных идей концепции жизненных сил социальных субъектов. Работа имеет определенную ценность для расширения проблемного поля теоретической и практической социологии, вносит вклад в формирование современных концепций теории и практики социальной работы».

Практическая значимость. Целесообразно выделить два основных направления характеристики практической значимости научного исследования. Первое связано с полученными в нем данными, второе – с используемой методикой.

Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности:

- решения на их основе той или иной практической задачи;

- проведения дальнейших научных исследований;

- использования полученных данных в процессе подготовки специалистов социальной работы.

Пример. «Практическая значимость исследования определяется тем, что ее положения и выводы могут использоваться:

- при разработке нормативно-правовых документов в области государственной поддержки некоммерческих организаций;

- в качестве рекомендаций для администрации Республики Татарстан и некоммерческих организаций по оптимизации деятельности организаций «третьего сектора» в регионе;

- при разработке и преподавании учебных курсов и спецкурсов «История социальной работы», «История социальной работы в Татарстане» для студентов специальности «социальная работа».

Как отмечалось, другое направление практической значимости исследования связано с используемой в нем методикой. Если в исследовании разработана новая методика, то практическая значимость может быть обусловлена возможностью ее использования опять-таки для решения некоторых практических задач, для проведения дальнейших исследований и для подготовки специалистов.

Практическую значимость проведенного исследования, складывающуюся из значимости его результатов и используемых методик, следует отличать от практической значимости исследования, которая до проведения исследования и раскрывается при характеристике актуальности.

Таким образом, практическая значимость раскрывает результаты, которыебыливнедрены или предлагаются для введения автором в практику социальной работы. Формирование данного раздела осуществляетсяпо итогам прохождения производственной и преддипломной практики.

Апробация исследования формы и виды реализации исследовательской деятельности автора по практическому внедрению результатов, выводов в публикациях и выступлениях, непосредственной практической работе в социальной сфере.

Пример. «Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах на научно-практических конференциях и семинарах разного уровня и отражены в трех публикациях».

Структура работы. Содержит описание основных рубрик работы.

Пример. « Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 130 наименований работ, в том числе 15 на иностранном языке, приложения».

 

Элементы понятийного аппарата курсовой и

дипломной работы (проекта)

 

Курсовая работа (проект) Дипломная работа (проект)
актуальность исследования актуальность исследования
степень разработанности темы исследования и его информационное обеспечение степень разработанности темы исследования и его информационное обеспечение
  проблема исследования
цель и задачи исследования цель, гипотеза и задачи исследования
объект и предмет исследования объект и предмет исследования
методика исследования методология и методика исследования
  научная новизна
практическая значимость практическая значимость
  апробация результатов исследования
структура работы структура работы

 

Процесс написания «Введения» является наиболее сложным и ответственным, поэтому над ним нужно работать особенно тщательно, возвращаясь к нему после того, когда написана работа в целом. Объем введения для курсовой и дипломной работы (проекта) от 2-4 до 4-8 страниц.

3.3. Основная часть работы (проекта)

Написание других разделов работы (проекта) требует дополнительных поисков. Выделение конкретных вопросов в содержании темы начинается еще в момент составления плана исследования, затем уточняется и корректируется в процессе написания запланированных разделов и завершается в результате редактирования текста, подготовку его к перепечатке.

Основная часть работы призвана отразить сущность проблемы, содержание исследования и его результаты. Структура основной части работы определяется автором по согласованию с научным руководителем. В то же время опыт дипломных исследований студентов подтверждает рациональность выделения в составе основной части работы двух разделов – теоретического и прикладного.

Основную часть работы (проекта) следует делить на разделы, главы и параграфы[11]. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Принципы деления результатов исследования на части возникают в процессе углубленного анализа содержания и зависят от особенностей темы, характера собранного и изученного материала, цели и задач исследования.

Если «Введение» имеет свои более или менее композиционные элементы, присущие, как правило, большинству научных исследований, то изложение результатов исследований всецело зависит от характера темы, фактического материала, целей и задач исследования, внутренней логики развития изучаемого объекта и структуры работы, принципов группировки или расчленения изученных вопросов, законов композиции.

В структуре основной части курсовой работы (проекта) должно быть выделено не менее двух глав, а в их составе не менее двух параграфов. Формулировка названий глав и параграфов должна быть четкой, краткой и в последовательной форме раскрывать итоги проведенного исследования. В начале каждой главы допустимо небольшое введение. В конце глав и параграфов желательно сделать краткие обобщения и выводы. Вышеуказанные введения и выводы выделяют красной строкой и соответствующими вводными словами, но не обозначают как самостоятельные разделы работы.

Количество разделов или глав, их содержание определяются студентом совместно с научным руководителем при обязательном соблюдении следующих основных требований:

- раскрытие теоретического материала осуществляется на основе анализа нормативно-законодательной базы (например, работы по проблемам социального обслуживания населения: Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»(10 октября 1995 г.), Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (4 августа 1995 г.), Федеральный закон «О ветеранах» (12 января 1995 г.), Постановление правительства Российской Федерации «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания» (25 ноября 1995 г.) и т.д.);

- разработка основного понятийного аппарата (например, определение государственной семейной политики как составной части социальной политики, субъектов социальной политики и т.п.);

- анализ деятельности государственных и негосударственных социальных служб, благотворительных организаций;

- раскрытие результатов производственной и преддипломной практик.

Можно указать три распространенных принципа определения разделов работы: хронологический, проблемный и перекрестный, сочетающий в себе элементы первых двух.

Хронологический способ используется при членении содержания, охватывающего длительный по времени развития процесс, в котором наблюдаются качественные переходы изучаемого явления от одного этапа к другому этапу с установлением временных границ. Таким образом устанавливается внутренняя периодизация изучаемого явления и процесса в пределах охватывающего хронологического периода. Определение научно обоснованной внутренней периодизации в развитии изучаемого события является важным условием разработки темы.

Проблемный порядок выполнения глав и параграфов используется при многоплановом проявлении изучаемого предмета в границах небольшого по времени периода, когда явления характеризуются многими функциями, рассматривается в исследовании с различных сторон. Проблемный порядок группировки вопросов изученной темы по разделам зачастую бывает не только предпочтительным, но и единственно возможным.

Следует отметить, что в выборе принципа членения текста работы (проекта) на разделы определяющим является глубокое проникновение исследователя в содержание вопросов темы, отличное знание источников и литературы, понимание закономерностей саморазвития объекта. Принцип же подсказывается самим содержанием материала. Более того, насильственное применение принципа, объективно не вытекающего из особенностей содержания темы, вызывает непреодолимое сопротивление материала. Автор исследования сразу поймет, что нужен другой подход. Так что до тех пор, пока материалы исследования не изучены, не продуманы и не освоены во всех деталях и основных идеях, составление окончательного плана текста по разделам не представляется возможным.

Каждый раздел или глава раскрывают тот или иной аспект заявленной темы и должны завершаться обобщающими выводами (резюме), содержащими главные положения раздела (главы).

Так в первой главе дипломной работы (проекта) в одном из параграфов можно рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению проблемы. Попытаться на основе изучения отечественной и зарубежной литературы изложить социальную сущность исследуемой проблемы, причины возникновения проблемы и факторы, определяющие ее развитие; рассмотреть различные подходы к решению, дать их оценку, обосновать и изложить собственные взгляды. Дать ретроспективный анализ динамики проблемы и ее наиболее сложные элементы, изучить основные этапы теоретического и прикладного осмысления проблемы, проанализировать действующую методологию исследования проблемы.

Эта глава может послужить теоретическим обоснованием будущих разработок, так как она дает возможность выбрать методологию и методику проведения качественного и количественного анализа состояния проблемы в конкретных условиях России, региона (города, организации), при необходимости в сравнительном аспекте, в том числе на основании зарубежного опыта.

В одном из параграфов можно дать общую характеристику объекта и предмета исследования, оценить степень изученности исследуемой проблемы в научной литературе, сходство и различия точек зрения разных авторов, рассмотреть вопросы, теоретически и практически решенные и дискуссионные, по разному освещаемые в научной литературе, и обосновать свою позицию по данному вопросу. С целью выявления основных тенденций и особенностей научной разработанности проблемы может быть сделан небольшой исторический экскурс и дана оценка изучаемой проблемы в научной литературе (имеющей прямое или косвенное значение для темы исследования) за более или менее длительный период времени, в том числе в сравнительном аспекте (отечественный и зарубежный опыт). В главе формируется собственный подход, обосновывается методика анализа проблемы в конкретном регионе (городе, районе, организации). Разработка методической части ВКР предполагает также подготовку форм сбора первичной информации, методики ее обработки и анализа.

Во второй главе дипломной работы (проекта) в одном из параграфов можно дать анализ состояния изучаемой проблемы. Глава, как правило, имеет аналитический характер, в ней целесообразно дать социальную характеристику региона (города, района, организации), на основе которой выполняется работа и проводится анализ изучаемой проблемы с использованием различных методов исследования, включая статистические. При ее написании нужно не просто констатировать факты, а проанализировать тенденции развития проблемы, связывая ее в целом с социально-экономическим развитием региона (города, района, организации). Необходимо вскрыть причины, обуславливающие эти тенденции, проанализировать положительный опыт по решению исследуемых социальных проблем, выявить недостатки, связанные с деятельностью органов социальной защиты, определить пути их возможного устранения.

Другим вариантом представления материала в главе может стать анализ состояния проблемы в регионе (городе, районе, организации), в том числе при необходимости в сравнительном аспекте. В качестве материалов для анализа могут выступать различные плановые, программные, законодательные, статистические документы, отчетность и служебная документация органов социальной сферы, изученная студентом во время прохождения производственной и преддипломной практик, а также все опубликованные данные или данные, полученные на основе собственного прикладного исследования, и другой материал.

В этой главе в одном из параграфов также можно дать подробную характеристику нормативно-правовой базы изучаемой проблемы, охарактеризовать законы и подзаконные акты, касающиеся проблемы, показать, в какой степени правовая база соответствует уровню важности и широте распространения проблемы, определить, все ли аспекты и формы проявления проблемы нашли отражение в законодательстве России и ее субъектов.

Кроме того, в ряде случаев имеется необходимость рассмотрения организационного и социально-экономического механизмов изучаемого социального института, процесса или явления. Особое значение имеет исследование состава и взаимодействия органов социальной защиты на государственном и муниципальном уровнях, деятельность которых связана с решением проблемы. Определенный интерес представляет оценка кадрового, финансового, информационного и прочих факторов, обеспечивающих эффективность работы учреждений, ориентированных на решение проблемы, выбранной в качестве предмета дипломного исследования. Очевидно, что комплексное решение данных требований будет способствовать научному характеру проводимого исследования, установлению, в конечном счете, объективных тенденций и закономерностей, связанных с исследуемой проблемой, ее причин и путей преодоления.

В отдельном параграфе можно рассмотреть систему методов, используемых органами социальной защиты на государственном и муниципальном уровнях в их работе над проблемой.

В дипломном проекте вторая глава, как правило, носит практический (проектный) характер. В ней целесообразно, опираясь на теоретические выводы и выводы по результатам проведенного в первой главе анализа, разработать модель решения поставленной в регионе (городе, районе, организации) проблемы совершенствования системы социальной защиты населения, его консультирования и повышения эффективности организации и управления этой системой.

Наиболее продуктивным при написании этой главы является системный подход, позволяющий подойти к изучению функционирования предмета исследования с учетом многообразия факторов и условий, способствующих воспроизводству данной проблемы. Только исходя из этого можно построить адекватную и результативную систему управления социальными проблемами, направленную на их предотвращение или снижение.

Кроме того, в этой главе проекта необходимо сформулировать предложения и рекомендации по преодолению или смягчению исследуемой социальной проблемы путем совершенствования системы социальной политики и социальной защиты населения, в том числе системы социального управления. Предложения должны быть воплощены в конкретную структурно-функциональную схему, технологию, алгоритм, процедуры выполнения управленческих работ, структуру организации и ее подразделений, планы работ, а также новые формы и методы, подходы к решению исследуемой социальной проблемы, носителями которых должны стать эти организации.

В целом, работая над прикладным разделом курсового и дипломного исследования, автор должен:

- использовать современные приемы сбора и анализа информации о деятельности органов социальной защиты населения;

- объективно оценивать положительные и отрицательные моменты в практике решения изучаемой проблемы;

- выявлять на практике социально-экономические тенденции и закономерности, обусловленные существованием и развитием изучаемой проблемы;

- изыскивать пути и методы решения изучаемой проблемы;

- вырабатывать рекомендации по повышению эффективности работы органов социальной защиты населения над проблемой;

- определять конкретные области применения указанных рекомендаций, оценивать их предполагаемую эффективность.

При написании текста работы (проекта) нужно учитывать законы композиции исследования, которые предъявляют свои требования и к их пропорциям, и к их форме. Архитектоника исследования требует, чтобы разделы были равновеликими по объему и равноценными по качеству и глубине содержания. Если в главах имеется деление на параграфы, то это обязательно для всех глав и примерно с одинаковым количеством этих разделов в каждой главе.

Если у автора получилось так, что одна глава содержит 40 страниц, а две другие по 20, то это значит – не только нарушены условия композиции в формальном отношении. Но и по содержанию группировка или членение вопросов осуществлены неправильно, – нужен другой критерий, иной существенный признак классификации. Сигналом для пересмотра всей композиции текста может послужить и то, что в равновеликих по объему главах получается резко неодинаковое число параграфов (например, в одной главе четыре, а в других двух нет совсем).

Каждая глава как самостоятельный сюжетный раздел исследования должна представляться законченным произведением, имеющим общее вступление, изложение основного содержания в целом или по частям (параграфам) и выводы по материалу главы. Выводы в конце каждой главы дают возможность сформулировать итоги по отдельным этапам исследования и освободить общие выводы по работе в целом от второстепенных подробностей в «Заключении». Важно помнить, что каждая глава имеет право на существование как в системе всех других разделов работы (быть логически связанной с предшествующим и последующим разделами), так и отдельно от них в виде самостоятельного сюжета. Стройность и логичность построения текста, целеустремленность изложения содержания обес­печиваются строгим целевым назначением каждой главы или параграфа, когда каждый раздел является развитием общего идейного содержания.

Наконец, необходимо знать требования к формулировкам заголовков. В работе (проекте) имеются разделы, у которых заголовки выражают их функциональное назначение: «Введение», «Список использованных источников и литературы», «Заключение», «Приложение». Эти заголовки не нуждаются в комментировании, хотя допускаются уточняющие или разъясняющие подзаголовки, например: Приложение (копии документов, иллюстрации), Заключение: Основные выводы и рекомендации.

Заголовки же к главам и параграфам являются кратким выражением содержания этих разделов. Заголовок должен отражать сущность содержания, быть четким и немногословным, грамотно сформулированным и недвусмысленным в своем словесном выражении. Правильное выделение глав и параграфов, умелое композиционное построение текста, тщательное продумывание заголовков и оформление выводов по разделам – все это значительно облегчает работу с текстом, способствует лучшему восприятию и осмыслению содержания, в благоприятном освещении представляет исследование читателю.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.