Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем выборки ТБХ в потребительской таре




Масса нетто ТБХ в потребительской таре Объем выборки от общего числа упаковочных единиц в партии, % Минимальное количество упаковочных единиц в объеме выборки, шт. Количество единиц потребительской тары, отбираемой из упаковочной единицы, шт.
  Ящики Групповая упаковка Ящики Групповая упаковка Ящики Групповая упаковка
До 1 кг (включительно) 0,5 0,3        
Свыше 1 кг   0,5        

На тару с представительной пробой наклеивают или прикрепляют этикетку с указанием наименования товара, обозначения нормативной документации, даты отбора проб и фамилии пробоотборщика, номера партии.

Тару с представительной пробой передают в лабораторию для испытаний.

При неудовлетворительных результатах проверки показателей качества проводят повторную проверку на удвоенной выборке. Результаты повторной проверки распространяются на всю партию. При несоответствии результатов повторной проверки хотя бы по одному показателю качества вся партия бракуется. Если в выборке обнаружено более 3 % продукции в потребительской таре, не соответствующей по внешнему виду, упаковке и маркировке образцу-эталону и требованиям НД по массе нетто, проверку проводят на удвоенном количестве упаковочных единиц транспортной тары. По результатам повторной проверки партию принимают, если количество продукции в потребительской таре, не соответствующей требованиям НД и образцу-эталону, составляет не более 3 %, и бракуют обнаруженное число дефектных единиц. Партию бракуют, если в выборке более 3 % продукции не соответствует требованиям НД и образцу-эталону. Периодически испытаниям подвергают продукцию, уже прошедшую приемосдаточные испытания. Периодичность проведения испытаний указывают в нормативной документации на конкретный ТБХ.

Для лакокрасочных материалов правила приемки, требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению устанавливает ГОСТ 9980—86. Приемка ЛKM проводится также партиями, но в зависимости от периодичности или непрерывности производства, способа транспортирования и комплектности при поставке. В любом случае партия должна сопровождаться документом о качестве. В нем содержатся: наименование предприятия-изготовителя и его товарный знак или только его товарный знак; наименование, марка и цвет материала, его сорт; масса нетто; номер партии; дата изготовления; результаты проведенных испытаний или подтверждение о соответствии материала требованиям нормативной документации; вид тары и количество упаковочных единиц в партии; обозначение нормативного документа.

Для проверки целостности упаковки, правильности маркировки, массы нетто, качества продукции от партии ЛKM делают случайную выборку. Объем выборки зависит от вида и количества единиц в упаковке. Например, если потребительская тара — металлические банки, отбирается 2 шт.: одна — из ящика, вторая — из групповой упаковки. Потребительская тара для ЛKM — бидоны металлические, канистры полиэтиленовые, банки, бутыли, бутылки, флаконы, пакеты, тубы, кюветы из различных материалов. Допустимость использования того или иного вида упаковки зависит от группы, к которой относится ЛKM. Всего таких групп 37. В каждую группу включены ЛKM на основе определенных пленкообразователей. Например, к 3-й группе относятся лаки на основе ненасыщенных полиэфирных смол, а олифа натуральная включена в 17-ю группу.

По согласованию с торгующей организацией допускается применять другие виды потребительской и транспортной тары. В ГОСТ 9980—86 установлены также предельные отклонения от номинальной массы нетто и объема в зависимости от группы ЛKM и вида упаковки. Например, для олифы натуральной, расфасованной в бутылки (флаконы), отклонение составляет ± 80 г.

Важной проблемой современного потребительского рынка товаров является их фальсификация — обман потребителя введением в оборот товаров, умышленно измененных или имеющих скрытые свойства и качества, информация о которых является заведомо неполной или недостаточной. В число фальсификатов часто попадают ТБХ.

Фальсификация товаров бытовой химии может быть ассортиментной, качественной и количественной.

Ассортиментная фальсификация проявляется в умышленном изменении наименований, назначения, типа, марки товара. Особенно часто встречается незаконное использование известных марок продукции. Так, выявлены подделки китайского производства фумигаторов известных фирм «Райд» и «Раптор», не только не выполняющие свою функцию, но и отрицательно влияющие на здоровье потребителя. Усугубляет ситуацию то, что большинство товаров бытовой химии не подлежит обязательной сертификации соответствия. Довольно часто реализуются моторные масла в канистрах, не имеющих защиты, без указания производителя, с маркировкой, применяемой до начала 90-х годов прошлого века.

Качественная фальсификация особенно распространена. Основные ее способы: разбавление (выявлены случаи, когда чистящее средство Fairy разбавляли водопроводной водой, а затем повторно фасовали в фальсифицированную упаковку); недовложение или отсутствие отдельных компонентов (моющее средство «Тайд», состоящее из измельченного мела, отбеливающее средство «Белизна» вместо 5 % активного хлора содержало его не более 1 %).

Мелкие производители ТБХ фальсифицируют продукцию, используя менее качественное сырье (например, в производстве ЛKM), нарушая технологию изготовления или вводя компоненты, имитирующие органолептические характеристики товаров.

Предприятия, выпускающие продукцию крупными сериями, как правило, осуществляют количественную фальсификацию — фасуют продукцию со значительным отклонением от нормативной массы или объема. В ГОСТ Р 8.579—2001 впервые употреблено понятие «фальшивая упаковка». Оно означает, что упаковка не заполнена содержимым более чем на 30 %, но своим внешним видом создает ложное представление о количестве товара. Такой способ фальсификации отмечается в аэрозольных препаратах и порошкообразных средствах.

Среди фальсификаторов встречаются копии, имитации и версии (аналоги).

Наиболее распространенным способом подделки ТБХ является копирование. При этом незаконный производитель представляет свой товар как подлинный, выпуская его под тем же наименованием и в упаковке аналогичного дизайна. Например, фальсифицированный клей «Момент» отличается от подлинного, как предупреждает ОАО «Эра» (г. Тосно Ленинградской обл.) — его законный производитель, более насыщенным желтым цветом упаковки; надписью «Сделано в России» без указания конкретного изготовителя; датой изготовления, проставленной арабскими цифрами (на подлиннике римскими); нормативной массой упаковки 40 и 100 мл вместо 30, 50, 125 мл; колпачком тубы белого цвета (у подлинного клея он черного цвета с ребрами жесткости и длинным незапаянным концом).

Идентифицировать подделку достаточно-сложно, тем более рядовому потребителю. Для защиты своей продукции от фальсификации многие производители наносят специальной код, защищают упаковку от вскрытия (несанкционированного повреждения), патентуют наименование, марку, дизайн, логотип, фирменный стиль.

Фальсифицировать товар и в то же время избежать правовой ответственности позволяет такой способ, как имитация. При этом имитируется образ товара в целом, его фирменный стиль, но несколько изменяется его наименование, например: «Пемолюкс» — «Пемалюкс».

И наконец — версия (аналог), когда используется чужой имидж и об этом изготовитель информирует потребителя. Аналоги, как правило, значительно дешевле качественного товара.

По месту осуществления можно говорить о технологической и перефасовочной фальсификации.

Чаще всего ТБХ фальсифицируют в процессе изготовления. Например, типовая рецептура водно-дисперсионных красок должна содержать 40 —50 % связующего вещества, 18 —22 % пигмента и 10 — 20% наполнителя. Есть фирмы, которые выпускают краски, в которых содержание связующего вещества и пигмента в 5 — 10 раз меньше, а наполнителя в 2 —4 раза больше. При этом за счет введения специальных добавок технологические характеристики, стабильность при хранении, легкость нанесения обеспечиваются, а долговечность покрытия резко снижается.

Перефасовкой фальсифицируют в основном продукцию промышленного назначения, поставляемую в транспортной таре (мешки, бочки и т.д.) для строительных нужд (ЛKM, клеи), прачечных (CMC), медицинских нужд (дезинфицирующие средства). При этом фальсификатор фасует продукцию в мелкую тару, изменяя ее состав в целях удешевления.

Проблему фальсификации товаров, в том числе ТБХ, приходится рассматривать в международном аспекте. Транснациональные корпорации условием своей деятельности в России ставят защиту авторских прав на выпускаемую ими продукцию. Проблема требует скорейшего решения в связи с предстоящим вступлением нашей страны во Всемирную торговую организацию.

Экономический аспект проблемы заключается в тех финансовых потерях, которые несут производители подлинной продукции, потребители, приобретающие фальсифицированные товары, и государство в виде уменьшения налоговых и таможенных платежей.

На сегодняшний день сертификация бытовой химии, как никогда актуальна. Необходимость в сертификации и подтверждении качества продукции химической промышленности определяется обеспечением безопасности для потребителя. В течение своей жизни человек использует массу всевозможной бытовой химии, которая не всегда положительно влияет и на микроклимат помещения, в котором используется и на экологию вообще. Для того чтобы использовать лишь качественную бытовую химию потребитель должен внимательно следить за тем, чтобы приобретаемая им бытовая химия имела все необходимые санитарно-эпидемиологические заключения. Производители же бытовой химии обязаны получить регистрационные удостоверения на всю производимую ими продукцию.

Гигиеническая сертификация химических товаров бытового назначения должна обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и исключить поступление на потребительский рынок страны опасной для человека продукции. Она обязательна для продукции, которая может оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека в процессе производства, хранения, транспортирования, применения и утилизации.

Нормативная база гигиенической сертификации: Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» от 24 июля 2000 г. № 544, приказ министра здравоохранения Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологической экспертизе» от 15 августа 2001 г. № 325.

Санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат:

• химическая и нефтехимическая продукция производственного назначения и товары бытовой химии;

• дезинфицирующие, дезинсекционные и дератизационные средства, предназначенные для применения в быту;

• пестициды и агрохимикаты.

Процедура экспертизы включает прием и регистрацию заявки на проведение экспертизы продукции; определение необходимого объема экспертизы; оформление договора на оплату работ, связанных с экспертизой; проведение экспертизы документации; проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний; принятие решения по результатам экспертизы продукции; выдачу заключения и внесение его в Реестр санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, прошедшую санитарно-эпидемиологическую экспертизу.

Экспертиза продукции производится органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, организациями, аккредитованными в установленном порядке, экспертами.

Результаты экспертизы продукции могут служить основанием для выдачи санитарно-эпидемиологического заключения установленного образца и (или) нормативно-технической документации на продукцию о соответствии (несоответствии) продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Заключение вносится в соответствующий Реестр санитарно-эпидемиологических заключений.

Проведение экспертизы продукции осуществляется по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами.

Копии заключения заверяются органами и учреждениями Госсанэпидслужбы России, выдавшими заключение, и защищаются двумя голографическими знаками в местах их размещения на оригинале.

Для проведения экспертизы продукции заявитель предоставляет:

• для отечественной продукции— нормативную и (или) техническую документацию (технические условия, технологические инструкции, состав продукции и др.); протоколы испытаний продукции (при наличии); другие документы, подтверждающие безопасность продукции; образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы;

• для импортной продукции — документ организации-изготовителя, подтверждающий безопасность продукции; сертификат безопасности страны-изготовителя, выданный уполномоченным на это органом; протоколы испытаний продукции (при наличии); образцы продукции, необходимые для санитарно-эпидемиологической экспертизы; технические описания продукции с указанием условий применения, другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения; для товаров бытовой химии образцы или макеты этикеток; контракт (договор) или сведения о контракте (договоре) на поставку продукции.

Срок проведения экспертизы продукции определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, но не может превышать двух месяцев. Срок действия заключения составляет пять лет, на опытную партию — до одного года.

Правила сертификации химической продукции в системе ГОСТ Р утверждены Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 3 декабря 1999 г. № 61 с изменениями от 24 декабря 2002 г.

В номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации, включены:

• нитроаммофоска (ГОСТ Р 50838—95);

• сульфат аммония (ГОСТ 9097—82);

• карбамид для растениеводства (ГОСТ 2081—92);

• суперфосфат (ГОСТ 5956—78);

• суперфосфат двойной (ГОСТ 16306—80);

• натрий азотнокислый (ГОСТ 828—77);

• селитра калиевая (ГОСТ 19790—74);

• аммофос (ГОСТ 18918—85);

• средства защиты растений химические — пестициды (ГОСТ Р 51247-99);

• средства дезинфицирующие, дезинсекционные, дератизационные (ГОСТ 12.1.007—76 и «Нормативные показатели безопасности и эффективности дезинфекционных средств, подлежащие контролю при проведении обязательной сертификации»);

• средства моющие синтетические порошкообразные (ГОСТ 25644-96);

• олифа натуральная (ГОСТ 7931—76);

• олифа оксоль (ГОСТ 190—78);

• белила цинковые (ГОСТ 478—80);

• кроны свинцовые (ГОСТ 478—80);

• ультрамарины для красок (ГОСТ Р 50357—92);

• пигменты кадмиевые (ГОСТ Р 50771—95).

Постановлением Госстандарта РФ «О внесении изменений и дополнений в номенклатуру продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация» от 13 января 2003 г. № 6 с 1 мая 2003 г. в этот перечень включены: эмали, грунтовки антикоррозионные, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг» в Правила сертификации введен раздел «Идентификация продукции», в котором устанавливается порядок проведения идентификации химической продукции. Идентификация производится на стадии отбора проб и при проведении испытаний продукции для подтверждения соответствия конкретной продукции образцу или его описанию, представленному заявителем; принадлежности продукции к классификационной группе (код ОКП, код ТН ВЭД); для определения принадлежности продукции к определенной партии, марке, типу и т.д., ее назначения и соответствия основным характеристикам, определяющим принадлежность к группе однородной продукции.

Идентификация продукции осуществляется по следующим признакам, параметрам и требованиям:

• при отборе проб — по маркировке на соответствие информации для потребителей; наименованию продукции на соответствие заявленной; количеству единиц по объему партии; соответствию упаковки; документу о качестве продукции;

• при проведении испытаний — по внешнему виду (агрегатное состояние, конфигурация и другие признаки); основному или действующему веществу; показателям назначения; основным потребительским свойствам.

При сертификации химической продукции бытового назначения кроме основополагающих и организационно-методических документов системы сертификации ГОСТ Р используется и ряд других. Это объясняется спецификой химической продукции, ее широким ассортиментом и областью применения, а также введением ГОСТ «Общие технические условия» на группы однородной продукции и принятием ряда федеральных законов. Так, при сертификации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств, применяемых в быту, заявитель представляет в орган по сертификации копию свидетельства о государственной регистрации средства, выданного федеральной комиссией департамента Госсанэпиднадзора по медицинским иммунобиологическим препаратам, дезинфекционным и парфюмерно-косметическим средствам. В сертификате соответствия указывается номер свидетельства о государственной регистрации средства и дата его выдачи.

При сертификации пестицидов (инсектицидов, фунгицидов, гербицидов, родентицидов), минеральных удобрений и других агрохимикатов в соответствии с федеральными законами «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» заявитель представляет копию свидетельства об их государственной регистрации. В сертификате соответствия указывается номер выдачи регистрационного свидетельства о государственной регистрации пестицидов, минеральных удобрений и других агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.

При сертификации продукции, содержащей фреоны (хладагенты), на основании Положения о порядке ввоза в Российскую Федерацию озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции (приложения 1 и 2, списки А, В, С, D), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации во исполнение постановления «О первоочередных мерах по выполнению Венской конвенции об охране озонового слоя и Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой», в сертификате соответствия должна быть указана группа, к которой относится хладагент по Монреальскому протоколу. При этом испытания озоноразрушающих веществ проводятся в аккредитованных в системе сертификации ГОСТ Р испытательных лабораториях для их идентификации и определения состава различных видов продукции, в том числе в аэрозолях, независимо от их назначения.

При сертификации спиртосодержащей продукции бытовой химии во исполнение Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» заявитель представляет копию удостоверения о государственной регистрации продукции и технические условия, утвержденные Минэкономики России согласно постановлению Правительства Российской Федерации «О введении государственной регистрации этилового спирта и спиртосодержащих растворов из непищевого сырья». В сертификате соответствия указывается номер удостоверения о государственной регистрации продукции и процентное содержание этилового спирта в ней.

Социальный аспект проявляется в необходимости защиты здоровья потребителя от фальсифицированной и зачастую небезопасной продукции. И так как процедуре обязательной сертификации подвержены не все ТБХ, рассмотрим особенности их идентификации.

Идентификация — это установление соответствия конкретной продукции образцу и описанию, т.е. заявленной о нем информации, и основным требованиям, предъявляемым к данному виду (наименованию) товара (ГОСТ Р 51293—99 «Идентификация продукции. Общие положения»). Идентификация ТБХ может проводиться при отборе проб, проведении испытаний разными способами. Если при отборе проб в основном используют анализ сопроводительных документов, реквизитов маркировки, количества продукции, то при проведении лабораторных испытаний набор методов более широк. Для описания внешнего вида применяются органолептические, экспертные методы, идентификация состава, назначения, потребительских свойств требует комплекса инструментальных, экспертных и других методов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.