Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научного познания




Общественное мнение как предмет

СТАНОВЛЕНИЕ ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ИСТОРИИ СОЦИОЛОГИИ

ГЕНЕЗИС ТЕОРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

 

Тверь 2005

УДК 361

ББК 60.56

М 69

 

Рецензенты:

 

Доктор социологических наук, профессор,

директор Института социологии, рекламы и журналистики

Международного университета бизнеса и управления,

член Президиума УМО по международным отношениям

Ф.И. Шарков

 

Доктор социологических наук, доцент кафедры социологии Российской академии государственной службы при Президенте РФ

В.И. Левашов

 

 

М 69 Михайлов В.А. Социология общественного мнения: Учебное пособие. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005. – 384 с.

 

Учебное пособие содержит главные разделы учебного курса по социологии общественного мнения. Особое внимание уделяется мало разработанным или спорным аспектам теории и практики изучения общественного мнения.

Пособие рекомендовано студентам, обучающимся по специальности 350400 – связи с общественностью, другим родственным специальностям и направлениям.

 

УДК 361

ББК 60.56

М 69

 

Печатается по решению научно-методического совета Тверского государственного университета.

 

ã Михайлов В.А., 2005

ã Тверской государственный университет, 2005

ISBN

Раздел I

 

Глава 1

 

 

Г. Чайлдс в своей книге «Общественное мнение: природа, формирование, роль» (1965)[1] приводит около пятидесяти различных определений общественного мнения. В этом наглядно проявляется сложная и противоречивая сущность данного социального явления, которая являлась объектом анализа в работах многих мыслителей на протяжении почти всей истории общественной мысли.

Уже в Античности мы встречаемся как с пристальным интересом к данному феномену со стороны ведущих умов Древней Греции и Древнего Рима, так и с общественным пониманием его роли и значения в социально-политической области. Тем не менее вплоть до Нового времени исследования общественного мнения по известным причинам проводились спорадически (эпизодически, временами), неактивно (лишь отдельными учеными), фрагментарно (например, античных мыслителей интересовал, в основном, гносеологический аспект при изучении общественного мнения), без практической ориентации.

Это было вызвано, в первую очередь, тем, что сама социология, как вполне самостоятельная наука (со своим особым предметом, специфическими методами исследования, сложившимся категориальным аппаратом), состоялась лишь к середине XIX столетия. Вследствие этого изучение общественного мнения долгое время осуществлялось в рамках самых различных научных дисциплин и к тому же неспециализированными методами. Даже в середине XIX в., когда уже начала складываться социология общественного мнения как самостоятельная отрасль социологического знания, изучение общественного мнения все еще осуществлялось представителями самых разных наук. Так, немецкий юрист Франц Гольцендорф (1829-1889) в работе «Общественное мнение» развил идею безличности общественного мнения (в соответствии с юридическим складом ума и формальным подходом к социуму).

Сам термин «общественное мнение» («public opinion») появился в XII веке в Англии, когда в одной из своих речей английский писатель и государственный деятель Джон Солсбери впервые (1159 г.) употребил данное словосочетание. Долгое время данный термин не был понятием, так как не было соответствующей теории общественного мнения (как не было, собственно, и самого общественного мнения в современном его виде и значении). Лишь в период с XVII по XIX вв., когда повсеместно начали формироваться новые общественные порядки, данный термин становится общепринятым. Он наполняется емким категориальным содержанием, а со второй половины XIX в. начинается всестороннее и активное исследование разных сторон и характеристик общественного мнения.

Итак, изучением природы, структуры, места и роли общественного мнения занимались и занимаются многие науки. Свое достойное место среди них заняла и социология. И хотя изучение общественного мнения является одним из самых ранних направлений прикладной социологии, тем не менее, о широком и практическом применении подобных исследований речь может идти только по отношению лишь к социологической мысли последних двух столетий. Так, первые прикладные исследования общественного мнения были проведены в США в связи с необходимостью получить достоверную информацию по вопросам политики (развитие института выборов и т.д.) и рынка (распространение рекламы и т.п.). Уже в 1824 г. во время избирательной компании в США стали проводиться массовые опросы общественного мнения.

С 1935 г. в США функционирует Институт Гэллапа («Американский институт общественного мнения»), который в настоящее время имеет свои филиалы в большинстве стран мира. С 1963 г. в США активно работает Служба Харриса, результаты исследований которой два раза в неделю публикуются более чем в 200 газетах. В 1955 г. Американской ассоциацией исследователей общественного мнения была учреждена специальная премия за достижения в этой области социологического знания. В разные годы среди награжденных этой премией были такие знаменитые исследователи, как П. Лазарсфельд, Г. Хаймен, С. Стауффер, Э. Роупер, К.Харт, А. Кэмпбелл, Х. Кэнтрил, Х. Филд, Х. Зейзель, Э. Уилсон, Дж.Гэллап, Г. Лассуэлл, А. Кроссли, У. Липпман и другие.

Сама Американская ассоциация исследователей общественного мнения ежегодно проводит представительные конференции (на 2005 г. приходится 60-я по счету такая конференция), включающие в себя пленарные и секционные заседания, краткие курсы, специальные лекции, стендовые представления работ, круглые столы и иные мероприятия по налаживанию связей между участниками и членами ассоциации.

Во второй половине XX столетия сеть научно-исследовательских организаций по изучению общественного мнения раскинулась уже по всему миру. В некоторых развитых странах не только освоены и с успехом применяются наработки американских коллег, но и выработаны новые подходы и методики. Так, в 1947 г. Э. Ноэль-Нойман с соратниками организовала Институт демоскопии, в работе которого важную роль играет принцип плюрализма методов исследования. Этот институт остается одним из крупнейших и известнейших среди более чем 250 действующих в Германии институтов изучения общественного мнения. В среднем в год проводится до 100 опросов. «С 1949 г. ежемесячно проводится как минимум один опрос по многим темам («омнибус») на базе 2000 интервью по репрезентативной выборке населения свыше 16 лет».[2]

Социологические проблемы изучения общественного мнения являются на данный момент одними из центральных во всем комплексе наук гуманитарного и социально-экономического профиля. Если психология подходит к изучению общественного мнения с точки зрения психологии индивида, а философия – сознания как такового, то социология, располагаясь «посередине» и учитывая достижения других научных дисциплин, рассматривает общественное мнение, в основном, как коллективное оценочное суждение и важный социологический институт, то есть исходит из приоритетности сознания больших и малых социальных групп, а не характеристик индивидуального сознания или природы сознания вообще. При этом самая разнообразная тематика, посвященная данной проблеме, разбивается в мировой социологии на три основных направления в соответствии с общей структурой социологического знания (макросоциология, теории среднего уровня, микросоциология):

1. Изучение общественного мнения как специфического социального явления (природа, структура, функции). На данном уровне социологическое знание смыкается с социально-философским подходом к проблематике общественного мнения.

2. Социологический анализ формирования и функционирования общественного мнения в определенной общественной сфере (социология политики, этносоциология, социология религии и т.д.).

3. Конкретно-социологический анализ мнения населения и отдельных групп населения по широкому спектру конкретных, социально значимых проблем (прикладные социологические исследования). Здесь апробированный социологический инструментарий применяется специалистами самых разных областей социально-экономической и гуманитарной областей.

Таким образом, социология общественного мнения включена в совокупность концепций философов, психологов и представителей других наук, которые предпринимали и предпринимают попытки рассмотреть природу, структуру, функции коллективных оценочных суждений относительно социально значимых проблем и лиц и которые в своей совокупности как раз составляют комплекс теорий общественного мнения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 900; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.