Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Интеллектуальное развитие ребенка по ДЖ. Брунеру




Исходя из теории Ж. Пиаже, Джером Брунер пересмотрел не­которые его представления об интеллектуальном развитии. Разви­тие складывается не просто из ряда стадий, оно предполагает после­довательное овладение ребенком тремя сферами представлений — действием, образом и символом (словом). Это, в то же время, и способы познания окружающего мира. Сначала ребенок познает мир благодаря своим привычным действиям. Затем мир представ­ляется ему еще и в образах, относительно свободных от действий. Постепенно появляется еще один новый путь — перевод действия и образов в языковые средства. Каждый из этих трех способов по-разному отражает события, происходящие вокруг ребенка, и каж­дый накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ре­бенка на разных возрастных этапах.

Первая возникающая у ребенка сфера представлений — дей­ствие. Знание о предмете младенец получает благодаря привыч­ным, повторяющимся действиям с ним. Причем в его представле­нии предмет и действие слиты, предмет для ребенка становится как бы продолжением действия. Дж. Брунер приводит пример из наблюдений Ж. Пиаже за своим сыном, которому исполнилось 7 месяцев. Мальчик раскачивает в руке папиросную коробку, по­том она выскальзывает и падает за пределами его поля зрения. Он подносит пустую руку к глазам и долго смотрит на нее с удивле­нием и разочарованием. Снова начинает размахивать рукой и сно­ва смотрит на нее — с помощью того же действия он пытается за­ставить коробку появиться.

Первоначально действия неразрывно связаны с восприятием, за­тем эти две сферы дифференцируются, отделяются друг от друга. В переходный период ребенок устанавливает соответствие между пространственным миром образов и миром последовательных дей­ствий и позже освобождает образные представления из-под кон­троля со стороны действия. Возникает мир, в котором предметы не зависят от предпринимаемых с ними действий. Между 1 и 2 года­ми ребенок ищет предметы, спрятанные под покрывалом, и под­нимает другие покрывала, стремясь увидеть, куда переместился предмет после того, как его спрятали.

Вторая сфера представлений, которой овладевает ребенок, — образ. В раннем детстве восприятие зависит от мельчайших дета­лей, от эгоцентрической позиции ребенка, его действий, его по­требностей и аффектов, которые могут приводить к искажениям. Ребенок оказывается во власти новизны окружающей среды и яр­кости зрительных представлений, он "сосредоточен на внешней, видимой стороне вещей.

Символ для ребенка — это, главным образом, слово. Символи­ческие представления сначала развиваются на обритой основе. Словарный запас ребенка включает круг узких наглядно представ­ляемых категорий и лишь постепенно увеличивается, охватывая все более широкие «непредставимые» понятия. Речь, которую осваивает ребенок, перестраивает его непосредственныйопыт.Благодаря символическим процессам дети начинают видетьмирпо-другому.

Дж. Брунер не дает жесткой периодизации интеллектуального развития. Он не указывает точные сроки появления стадии и вы­деляет переходы от одной стадии к другой. Этапы развития интел­лекта не образуют у него лестницу, каждая ступень которой под­нимает ребенка на новый, более высокий уровень, обесценивая предыдущий. Важны все три сферы представлений, сохраняю­щиеся и у взрослого человека. Богатство интеллекта определяется наличием развитых представлений — действенных, образных и символических.

Большое значение для развития интеллекта Дж. Брунер прида­вал культуре общества, в котором растет ребенок, общественному опыту, усваиваемому ребенком в процессе обучения. Ход умствен­ного развития представляет собой не просто «часовой механизм» последовательности спонтанно разворачивающихся событий, он определяется также и различными влияниями среды, особенно школьной. Преподавание наук поэтому не должно слепо следовать естественному ходу развития. Обучение может стать даже веду­щим фактором развития, если оно предоставит ученику возмож­ность самому форсировать свое развитие, поставит перед ним за­дачи, побуждающие к переходу па следующую стадию. Любой предмет, по мнению Дж. Брунера, может быть преподнесен в том или ином виде любому ребенку, в любом возрасте.

 

Бихевиоризм и теория социального научения

В отличие от предыдущих теорий, где источником развития ребенка выступают врожденные инстинкты, в центре теории на­учения находится социальная среда, воздействия которой фор­мируют человека и являются источником его психического раз­вития. Предметом исследования этого направления психологии является не внутренний мир человека (не его эмоции, пережива­ния или умственные действия), а внешне наблюдаемое поведе­ние. Поэтому это направление получило название бихевиоризм (от английского слова behaviour - «поведение»).

Корни этой теории связаны с именем русского физиолога Ивана Павлова, открывшего механизм условного рефлекса. В сво­их знаменитых экспериментах на собаках Павлов показал, что первоначально нейтральные для организма стимулы (звук, вид, запах) приобретают физиологическое значение, если они свя­заны с жизненно важным положительным или отрицательным подкреплением. Например, звонок или включение лампочки, предшествующие кормлению, через несколько сочетаний на­чинают вызывать у собак слюноотделение. Если те же сигналы сочетать с отрицательным подкреплением (например, с ударом тока), они будут вызывать защитную реакцию. Этот механизм образования связей между внешними стимулами и реакциями (S–R) был положен американским ученым Дж. Уотсоном, ос­нователем бихевиоризма, в основу формирования человеческо­го поведения вообще и развития ребенка в частности. Однако \ этот механизм был существенно расширен и обогащен новыми понятиями.

Так, выдающийся американский ученый Б. Скиннер ввел понятие инструментального (или оперантного) обусловливания. Если в классическом обусловливании устанавливается связь между стимулом и реакцией, то при инструментальном — оп­ределенные формы поведения связываются с последующим подкреплением. Если какая-либо последовательность действий вызывает подкрепление, эти действия будут повторяться. На­пример, если собаке каждый раз, когда она становится на зад­ние лапы и танцует, давать кусочек сахара, она, скорее всего, будет часто повторять это действие, чтобы получить желанную награду. Эта закономерность существует и у человека. Когда родители награждают ребенка за хорошее поведение, это поощ­рение рассматривается бихевиористами как положительное под­крепление, которое закрепляет желанные формы поведения. Наказание, напротив, является отрицательным подкреплени­ем, которое тормозит дурное поведение ребенка. Таким обра­зом, ребенок научается вести себя правильно и закрепляет со­циально приемлемые формы поведения.

Однако схема «стимул-реакция» (S–R) скоро обнаружила свою ограниченность. Как правило, стимул и реакция находят­ся в таких сложных отношениях, что проследить непосредствен­ную связь между ними невозможно. Один их крупнейших пред­ставителей необихевиоризма Э. Толмен ввел в эту схему существенную поправку. Он предложил поместить между S и R среднее звено, или «промежуточные переменные» (V), в резуль­тате чего схема приобрела вид S - V- R. Под промежуточными переменными Толмен понимал внутренние процессы, которые опосредуют действие стимула, т. е. влияют на внешнее поведе­ние. К ним относятся цели, представления, желания — словом, внутренняя психическая жизнь человека. Однако сами эти пе­ременные интересуют исследователей лишь постольку, посколь­ку они влияют на поведение человека.

В 30-х гг. нашего века американские ученые Н. Миллер, Дж. Доллард, Р. Сирс и др. сделали попытку перевести важней­шие понятия психоаналитической теории на язык теории на­учения. Именно они ввели в научный обиход термин социальное научение. На этой основе уже более полувека разрабатывается кон­цепция социального научения, центральной проблемой которой является проблема социализации. Трансформируя фрейдовские идеи, Н. Миллер и Дж. Доллард замещают принцип удоволь­ствия принципом подкрепления. Подкреплением они называ­ют то, что усиливает тенденцию к повторению возникшей реак­ции. Научение — это усиление связи между стимулом и реакцией, которое возникает благодаря подкреплению. Главными форма­ми социального подкрепления являются похвала, внимание взрослых, их оценка и пр. Задача родителей - поддерживать правильное, социально приемлемое поведение ребенка и отвер­гать неприемлемые формы поведения и таким образом социа­лизировать его. Если в репертуаре поведения ребенка нет соот­ветствующей реакции, ее можно приобрести, наблюдая поведение модели. Научение через подражание в теории соци­ального научения является главным способом приобретения новых форм поведения. Особый акцент на роли подражания де­лал американский психолог А. Бандура. Он полагал, что награ­ды и наказания недостаточно, чтобы научить новому поведе­нию. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации — идентификация, т. е. процесс, в котором человек заимствует не только действия, но и мысли и чувства другого человека, выступающего в роли моде­ли. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели и испытать сочувствие к этому человеку

Известный американский психолог Р. Сирс ввел диадический принцип изучения детского развития, согласно которому адаптивное поведение и его подкрепление должны изучаться с уче­том поведения другого партнера. Главное внимание Сирс уде­ляет влиянию матери на развитие ребенка. Центральный мо­мент научения в его теории — это зависимость. Подкрепление всегда зависит от контактов матери и ребенка. Ребенок посто­янно испытывает зависимость от матери, и мотивация зависи­мости (активное требование любви, внимания, ласки и пр.) — важнейшая потребность ребенка, которую нельзя игнорировать. Вместе с тем развитие ребенка идет по пути преодоления этой зависимости и изменения ее форм. Можно видеть, что в этом подходе теория социального научения наиболее тесно перепле­тается с психоанализом.

В основе теории социального научения лежит не только схе­ма S-R, но и учение Фрейда. Фрейд и бихевиористы совпадают не в проблеме сексуальности, а в отношении ребенка и обще­ства. Ребенок рассматривается как существо чуждое обществу Он входит в общество, как «крыса в лабиринт», а взрослый дол­жен провести его по этому лабиринту, чтобы в результате он стал похож на взрослого. Первоначальный антагонизм ребенка и общества объединяет эти два направления и сводит развитие к научению приемлемым формам поведения.

Развитие ребенка, с позиций бихевиоризма, представляет со­бой чисто количественный процесс научения, т. е. процесс по­степенного накопления навыков. Это научение не предполага­ет возникновения качественно новых психических образований, поскольку происходит одинаково на всех этапах онтогенеза. Поэтому в бихевиоризме речь идет не о психическом развитии ребенка, а о его социальном научении. Переживания, представ­ления, интересы ребенка здесь не являются предметом иссле­дования, поскольку их нельзя увидеть и измерить. А для бихевиоральной психологии существуют только объективные методы, основанные на регистрации и анализе внешних наблю­даемых фактов и процессов. В этом состоит и сила, и слабость бихевиоризма. Сильная сторона этого направления заключает­ся в том, что оно внесло в психологию четкость, объективность, «измеряемость». Благодаря ему психология повернула на есте­ственно-научный путь развития и стала точной, объективной наукой. Метод измерения поведенческих реакций стал одним из главных в психологии. Этим объясняется огромная популяр­ность бихевиоризма среди психологов во всем мире.

Слабая сторона этой концепции состоит в недооценке со­знания человека, его воли и собственной активности. Согласно теории бихевиоризма классическое и оперантное обусловлива­ние являются универсальными механизмами научения, общи­ми для человека и животных. При этом научение происходит как бы автоматически: подкрепление приводит к «закрепле­нию» в нервной системе успешных реакций, независимо от воли и желания самого человека. Отсюда бихевиористы делают вы­воды о том, что с помощью стимулов и подкреплений можно формировать любое поведение человека, поскольку оно жестко детерминировано ими. В таком понимании человек является ра­зом внешних обстоятельств и своего прошлого опыта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.