Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чертежи 2 страница




Внешнее сравнение двух многоразовых систем: "Space Shuttle" и "Энергия-Буран"

 

 

Производство ОК "Буран"

Сегодняшний директор ТМЗ ВОЛКОВ Н.В. В качестве основной производственной базы при создании "Буранов" был выбран Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) на северо-западе Москвы: именно здесь, на серийном многопрофильном заводе (директор Арутюнов С.Г.), имевшем опыт строительства крупных сверхзвукового ударно-разведывательного самолета Т-4 ("Сотка", см. рис. ниже) и находившемся рядом с НПО "Молния", решалась труднейшая задача - разрабатывались новые производственные и технологические процессы сборки планера орбитальных кораблей. Для наиболее ответственных операций по сборке орбитальных кораблей был построен специальный корпус-цех N111 с уникальными требованиями к чистоте помещений, в котором проводились работы по наклейке теплозащитных плиток. Полностью роль ТМЗ в создании и постройке ОК "Буран" раскрыта в статье И.К.Зверева и С.Г.Арутюнова "Тушинский машиностроительный завод", взятой из книги "Авиационно-космические системы" Директор ТМЗ в период постройки ОК "Буран" АРУТЮНОВ С.Г.

 

Значительный вклад в производство "Бурана", заключающийся в создании лабораторно-производственной базы, организации производства аэродинамических моделей, ВСУ, фрагментов конструкции в подтверждение их работоспособности для использования на "Бурана" внес опытный завод НПО "Молния"

Первоначальный заказ предусматривал строительство двух летных экземпляров "Бурана", однако позднее было принято решение построить еще три. Кроме того, были построены:

О б ъ е к т Назначение
  Полноразмерное изделие ОК-М
- Статические прочностные испытания в обеспечение горизонтально-летных испытаний изделия ОК-ГЛИ
- Частотные испытания: ГЧИ-П; IV

 

  Изделие ОК-ГЛИ
Летные испытания:
- Основная программа - 16 полетов
- Дополнительная программа - 8 полетов

 

 

  Полноразмерное изделие ОК-КС Электрорадиотехнические испытания систем и оборудования на комплексном стенде ОК-КС
  Полноразмерное изделие ОК-МТ
- Статические прочностные испытания
- Примерочно-отладочные работы

 

  Полноразмерные отсеки ОК-ТВА
Теплопрочностные испытания:
- внешнего и внутреннего элевона
- вертикального оперения
- балансировочного щитка
- носового кока
- секций носков крыла (N 11, 12, 13 с крыла правого - термоциклирование)
- средней части фюзеляжа с крылом правым
Вибропрочностные испытания:
- элевона внутреннего
- средней части фюзеляжа
- хвостовой части фюзеляжа
- носовой части фюзеляжа с кабиной
- носового кока
Повторно-статические испытания:
- секций носков крыла (N 7... 13)
- носового кока
Акустические прочностные испытания:
- внешнего и внутреннего элевона
- вертикального оперения
- балансировочного щитка
- крыла левого
- секций носков крыла (N 7... 10)
- средней части фюзеляжа с крылом правьм

 

  Полноразмерное изделие для прочностных испытаний Статические прочностные и повторно-статические испытания балансировочного щитка, створок, узлов
  Полноразмерные отсеки ОК-ТВИ Тепловакуумные испытания вертикального оперения, средней и хвостовой части фюзеляжа
  Шасси Отработка функционирования и ресурса на стенде шасси КСШ (выполнено ~ 2200 выпусков и уборок шасси)
  Система управления створками, радиаторами, замками (СУ-СРЗ) Отработка функционирования на полноразмерном стенде "СТВОР-2"
  Системы обеспечения жизнедеятельности и тепловых режимов Отработка функционирования и тепловых режимов на стендах 35ст7 и 35ст7/9
  Комплекс бортового оборудования планера
- Комплексные испытания на стендах БКС-СРК, ПНС, ПРСО (в т.ч. полунатурное моделирование 1248 реализации, отработка ДИЛ - 149 испытаний и др.)
- Испытания на летающих лабораториях Ту-154 (всего 498 работ в автоматическом режиме: проходов - 334, посадок - 108, в в/ч 11284 - 56 работ)

 

  Летающие модели "Бор-5", "Бор-4" - Летные испытания модели "Бор-5" для исследования аэродинамических характеристик (4 работы) - Летные испытания модели "Бор-4" для исследования тепловых характеристик (5 работ)
  Агрегаты и узлы систем разработки предприятий МАП Испытания на все виды внешних воздействий (204 наименования объектов испытаний, 900 объектов, -5000 испытаний - в НПО "Молния", 450 объектов - на предприятиях-смежниках)

а также модель для установки в НПО "Энергия" в качестве комплексного стенда (для дублирования обстоятельств полета на земле).

 

Различные этапы сборки и испытаний ОК "Буран" приведены на фотографиях
(все фотографии раскрываются в увеличенный формат)

 

Внестапельная сборка фюзеляжа ОК "Буран" в цехе ТМЗ
Сборка крыла ОК "Буран" в цехе ТМЗ Фрагмент отсека полезного груза ОК "Буран" подготовлен для установки плиток теплозащиты в цехе ТМЗ

 

Подготовка к прочностным испытаниям фюзеляжа ОК "Буран" Прочностные испытания планера "Бурана" в зале стат'испытаний (с имитацией многомерных нагружений) Комплексный стенд в цехе НПО "Энергия"

 

Установка оборудования на "Буране" в цехе ТМЗ Установка оборудования на "Буране" в цехе ТМЗ Статические испытания створок отсека полезного груза (на этом стенде полностью компенсировалась земная сила тяжести (!!!) и створки работали в условиях невесомости)

 

 

 

Транспортировка орбитального корабля (ОК) "Буран"

Доставку "Бурана" на космодром Байконур и последующую транспортировку можно разбить на несколько стадий:

1. Сначала собранный на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ) планер ОК "Буран" готовится к отправке на космодром: ему предстоит транспортировка по земле, по воде и воздуху. Для этого с корабля снимается вертикальное оперение, часть бортового оборудования, устанавливается хвостовой обтекатель. Фюзеляж орбитального корабля длиной около 40 метров, с крыльями размахом 24 метра и массой около 50 тонн на специальной транспортной тележке подвозят к специально возведенному причалу на берегу Москва-реки. Именно для транспортировки "Бурана" по суше вдоль всего маршрута в Тушинском районе Москвы целый ряд улиц (например, ул.Лодочная) подвергся серьезной реконструкции: они были расширены, перекрестки спрямлены, изменены маршруты трамвайных и троллейбусных линий.
 
Подготовка к транспортировке в цехах ТМЗ Транспортировка планера "Бурана" на специальной тележке по улицам Москвы (Тушинский район) Установка груза на речной барже

 

  Далее груз закатывают на специально приспособленную баржу, оборудованную балластными цистернами для изменения осадки (для беспрепятственного прохождения под мостами), и по Москва-реке доставляют на подмосковный аэродром. На весь период перевозки от ТМЗ до аэродрома планер "Бурана" закрыт специальным чехлом, изменяющим (в целях секретности) форму и конфигурацию груза.
 
Перевозка "Бурана" по Москве-реке в центре Москвы Перегрузка с баржи Транспортировка груза по подмосковному аэродрому

 

2. На аэродроме при помощи крана (подъемно-козлового устройства ПКУ-50) "Буран" устанавливают на самолете-носителе ВМ-Т "Атлант". В качестве самолета-носителя использован доработанный дальний бомбардировщик 3М, обладающий великолепными летно-техническими и взлетно-посадочными характеристиками, обусловленными высоким аэродинамическим качеством. Для новой роли ему удлинили и усилили фюзеляж, существенно изменили хвостовое оперение, так как крупногабаритный груз затенял киль, установили три опоры и стыковочные узлы.
 
Установка на самолет-носитель Начало воздушного пути

 

  После пробных полетов с макетами орбитального корабля самолет-носитель доставил на Байконур уникальный крупногабаритный груз - космический корабль "Буран". Самолет-носитель производил посадку на ВПП аэродрома "Юбилейный", куда впоследствии садился и сам "Буран" после своего первого космического полета.
3. Предполагалось, что впоследствии, после введения в эксплуатацию самого большого в мире транспортного самолета Ан-225 "Мрия", он возьмет на себя основную долю в воздушной транспортировке элементов МКС "Энергия-Буран".Также планировалось продолжить эксплуатацию двух самолетов "Атлант", для чего один из них был оборудован системой дозаправки в полете. Однако к моменту ввода "Мрии" в строй самолет-носитель ВМ-Т "Атлант" совершил уже более 150 рейсов на космодром, перевезя все необходимое для первых 3-х пусков РН "Энергия", и в связи с наметившимся замедлением программы на долю "Мрии" досталась только транспортировка "Бурана" на Парижский авиасалон в мае 1989 г. и показательные полеты с "Бураном" на авиационном параде на Байконуре 12 апреля 1991 г.
 

 

4. Разгрузо-погрузочные, монтажно-установочные работы и транспортировка на космодроме Байконур
 
Снятие "Бурана" с самолета-носителя подъемно-установочным агрегатом ПУА-100 на космодроме Байконур Транспортировка "Бурана" на автомобильном ТА в МИК ОК космодрома Байконур Закатка "Бурана" в МИК ОК космодрома Байконур

 

  Транспортирование ОК между монтажно-испытательным корпусом (МИК) ОК, площадкой огневых контрольных испытаний, технической позицией РН, технической позицией многоразового ракетно-космического комплекса (МРКК) и посадочным комплексом ОК выполняется по специальным автомобильным дорогам на транспортном агрегате (ТА) с помощью тягачей. Транспортный агрегат представляет собой самоходный колесный автопоезд, состоящий из двух тягачей и прицепа, общей грузоподъемностью 100т. Несмотря на большую длину, автопоезд обладает хорошей маневренностью за счет поворота всех осей прицепа.
Основные характеристики транспортных средств ТА ТУА
Масса в снаряженном состоянии, т 126 (без ОК) 2756 (без МРКК и тепловозов)
Грузоподъемность, т    
Габаритные размеры (без груза), м:    
длина 58,8 56,3 (без тепловозов) 90,3 (с тепловозами)
ширина 5,4 29,5
высота 3,2 21,2
Скорость движения, км/ч до 10 (с ОК) и до 40 (без ОК) до 5 (с МРКК)
Расстояние между колеями -  
Ширина колеи - 1,524

Для перегрузки ОК на ТА используется подъемно-установочный агрегат ПУА-100, который представляет собой уникальный комплекс электрогидромеханических систем с широким диапазоном технических возможностей, имеющий легкую конструкцию, несмотря на свои внушительные размеры. ПУА-100 обеспечивает на посадочном комплексе все перегрузочные операции с различными крупногабаритными технологическими грузами, доставляемыми на космодром самолетами транспортировщиками 3М-Т "Атлант" и Ан-225 "Мрия". ПУА-100, с помощью которого "Буран" готовят к установке на транспортировщик, расположен на площадке перегрузки, расположенной на продолжении рулежной дорожки N1 на
расстоянии примерно 500 м от ВПП

Установка ОК "Буран" на Ан-225 "Мрия" с помощью ПУА-100 Установка ОК "Буран" на Ан-225 "Мрия" с помощью ПУА-100

Орбитальный корабль внутри МИКа ОК с одного рабочего места на другое перемещается на специальном самоходном транспортно-технологическом агрегате (ТТА) или с помощью специальных мостовых кранов.

Транспортирование МРКК с технической позиции РН на техническую позицию МРКК и на стартовый комплекс выполняется на специальном транспортном установочном агрегате (ТУА, см.табл.) с помощью тепловозов. (До доработки ТУА использовался для транспортировки лунной РН "Н-1" на рубеже 60-70-х годов)

 
Погрузка ОК мостовым краном в МИКе ОК на транспортно-технологический агрегат Транспортировка ОК "Буран" на автомобильном транспортном агрегате (ТА) с технической позиции ОК "Буран" на техническую позицию ракеты-носителя "Энергия"на космодроме Байконур Перегрузка в МИКе мостовым краном собранного МРКК на ТУА

 


Транспортировка МРКК "Энергия-Буран" на ТУА на стартовый комплекс

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2065; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.