Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 16. Внешкольное образование русского зарубежья




Тема 7. Внешкольное образование русского зарубежья.

Внешкольное образование русского зарубежья, формированию развивающей досуговой среды, задачи, лежащие в основе системы внешкольного образования.

В современной жизненной практике людей, в деятельности общественных объединений, гражданских инициатив создаются особые педагогические условия для социализации личности, для освоения ею универсалий культуры которые обеспечивают включение человека в живые связи с миром, с прошлым и настоящим культуры, ее традициями, символами и ценностями. Именно во внешкольной работе были реализованы уникальные педагогические инициативы по религиозно-нравственному, национально-патриотическому и физическому воспитанию детей, формированию развивающей досуговой среды. Здесь получили методологическое образование и теоретическое развитие представления и технологии досуговой педагогики, сложившихся в дореволюционном внешкольном образовании. Миссия внешкольного образования в понимании деятеля педагогики русского зарубежья С.О. Серополко состояла «в создании новой культуры, в которой народ и высшие его слои претворяются в органическую целостность».

В отечественной истории педагогики термином «внешкольное образование» принято обозначать культурно-просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования (воскресные и вечерние школы, общеобразовательные и профессиональные курсы для взрослых, повторительные классы, народные университеты, а также народные чтения, публичные лекции, народные библиотеки и читальни, книжные склады, народные дома, народные театры и пр.) создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.

В 1919-1939-е гг. в условиях эмиграции была предпринята уникальная попытка создать особую систему внешкольного образования, максимально соответствующую национальным традициям и характеру русского народа. В этом опыте были синтезированы методологические и методические идеи социального и культурного воспитания, которые сформировались в России к началу XX столетия. Такая педагогическая деятельность должна была решить двуединую задачу: с одной стороны, воспитать в изгнании российских граждан, способных к активной деятельности в своем Отечестве, способствовать сохранению национальной культуры и идентичности; с другой стороны, обеспечить условия для подготовки детей к реальной жизни в чужой стране, нейтрализовать неблагоприятные ассимиляционные факторы, обеспечить полноценное восприятие европейской культуры и образования.

В русской зарубежной школе, существовавшей в иной этнокультурной, языковой и социальной среде, эта задача решалась на уровне включения национального компонента содержания образования, т.е. предметов, которые несли в себе заряд русской культуры и образованности, воспитания национального самосознания. Однако этим воспитательный процесс не ограничивался, поскольку широкое распространение получила культурно-просветительная деятельность русских эмигрантских организаций, национальных общественных объединений во вне учебной и внешкольной среде (то, что сегодня в российской педагогической науке именуется как дополнительное образование и педагогика социально-культурной сферы).

Современные исследования Российского Зарубежья убедительно доказывают, что оно является не только политическим и этносоциальным феноменом XX века, но и уникальным социокультурным пространством, составляющим часть российской культуры, науки, искусства, литературы, национальной жизни в целом.

Выполнение педагогической миссии русского зарубежья было сопряжено с формированием особого культурно-образовательного пространства, предпосылками возникновения, формирования и развития которого выступали такие факторы, как: высокая плотность эмиграции в Европе; скопление культурных, интеллектуальных и общественных сил, обладавших опытом организационно-педагогической работы в России; позитивная политика государственных и общественных органов стран проживания; высокая потребность русских эмигрантов в деятельном сохранении и поддержании особой социально-психологической, языковой и культурной среды, которая позволяла не просто «остаться русскими людьми», а сохраниться в качестве активных граждан великой страны, готовых принять участие в ее грядущем возрождении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.