Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В условиях реализации ФГОС




Психологическая компетентность педагога

Учебный модуль

Введение и реализация новых образовательных стандартов требует перехода от традиционной логики трансляции знаний в готовом виде к организации их активного и творческого освоения. Ведущей задачей новой образовательной парадигмы становится целостная, уникальная, самоценная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Приоритетной целью новых образовательных стандартов общего образования становится реализация его развивающегося потенциала на основе развития универсальных учебных действий – психологической составляющей содержания образования наряду с традиционным предметным содержанием конкретных учебных дисциплин. Теоретико-методологическими аспектами программы развития универсальных учебных действий выступают системно-деятельностный подход и концепция развития личности в онтогенезе. Таким образом, в связи с введением новых образовательных стандартов произошла психологизация образования.

В контексте реализации компетентностного подхода психологическая компетентность учителя провозглашена как необходимое условие его профессионализма. Значимость изучения психологической компетентности учителя усиливается в связи с тенденцией психологизации образования в современном мире.

Компетентность – это определенное состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции (А. К. Маркова); наличие специального образования, широкой общей и специальной эрудиции, постоянное повышение своей научно-профессиональной подготовки (Е. В. Попова); профессиональная подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности (К. А. Альбуханова).

Профессиональная компетентность педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, при этом основу структуры компетентности учителя составляют многочисленные педагогические умения, характеризующие эту готовность (В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко и Е.Н. Шиянов).

По мнению А.К. Макаровой профессиональная педагогическая компетентность выступает какосведомленность учителя о своих знаниях и умениях и их нормативных признаках, которые необходимы для осуществления этого труда; обладание психологическими качествами, желательными для его выполнения, реальная профессиональная деятельность в соответствии с эталонами и нормами.

Понятие «психологическая компетентность» определяется как представленность в индивидуальном сознании психологического содержания, психологических ситуаций и способов их решения. Среди основных видов психологической компетентности чаще других выделяют: когнитивную (Дж. Р. Андерсон), коммуникативную (Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, В.А. Канн-Калик, Л.А. Петровская), социальную (Л.Н. Берестова, А.В. Брушлинский), аутокомпетентность (А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев, А.Н. Сухов), конфликтную (Л.А. Петровская, Б.И. Хасан), организационную, вербальную (А.С.Кондратьева), информационную (А. А. Узденова) и экстремальную.

Структура когнитивной подсистемы психологической компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, направленные на решение педагогических задач. Как показывают исследования отечественных педагогов и психологов (О. А. Абдалина, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, В. А. Сластенин), вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить - действовать - мыслить».

Когнитивная компетентность совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями:

- анализировать педагогические явления, т.е. расчленять их на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления);

- осмысливать каждый элемент в связи с целым и во взаимодействии с другими;

- правильно диагностировать педагогическое явление;

- формулировать доминирующую педагогическую задачу;

- находить оптимальные способы ее решения;

- отбирать методы достижения целей;

- предвидеть возможные отклонения, нежелательные явления и выбор возможных способов их преодоления;

- планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей и интересов, возможностей материальной базы, собственного опыта и личностно-деловых качеств;

- планировать индивидуальную работу с обучающимися с целью преодоления имеющихся недостатков в развитии, их способностей, творческих сил и дарований;

- планировать систему приемов стимулирования активности обучающихся и сдерживания негативных проявлений в их поведении;

- при разработке программы учебной дисциплины устанавливать межпредметные связи с другими дисциплинами учебного плана.

В психологии под коммуникативной компетентностью понимают сложную личностную характеристику, включающую коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности, психологические состояния, сопровождающие процесс общения.

Управление общением в педагогическом процессе предполагает умение органично и последовательно действовать в публичной обстановке:

- целенаправленно поддерживать общение введением элементов беседы, риторических вопросов и т.п.;

- распределять внимание, поддерживать его устойчивость;

- выбирать по отношению к группе учащихся и отдельным детям наиболее подходящий способ поведения и обращения, который бы обеспечивал их готовность к восприятию информации, помогал снимать психологический барьер возраста и опыта;

- анализировать поступки обучающихся, видеть за ними мотивы, которыми они руководствуются, определять их поведение в различных ситуациях;

- создавать опыт эмоциональных переживаний, обеспечивать атмосферу благополучия в группе.

Установление эмоциональной обратной связи в процессе общения достигается через умения:

- по поведению обучающихся, их глазам и лицам улавливать общий психологический настрой аудитории;

- чувствовать в процессе общения наступление момента изменения в эмоциональных состояниях детей, их готовность работать;

- своевременно видеть выключение отдельных детей из общей деятельности.

Педагогическая техника представляет собой совокупность следующих умений и навыков:

- выбрать правильный стиль и тон в обращении с ученической группой;

- управлять их вниманием;

- чувство темпа;

- развитие культуры речи педагога (владение словом, правильная дикция, правильное дыхание и правильная мимика и жестикуляция);

- управление своим телом, снятие мышечного напряжения по ходу образовательного процесса;

- регулирование своего психического состояния (вызывать «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т.п.);

- владение техникой интонирования для выражения разных чувств;

- образно передавать информацию.

В отечественной психологии социальная компетентность рассматривается как операциональное понятие, как способность конструировать прогностические модели поведения, как умение принимать и ассимилировать требования современной социальной реальности, а также как рефлексия развития социальной действительности.

К социальной компетентности педагога предъявляются следующие требования:

- воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера по общению (ученика, родителя, коллеги), получаемых в ходе совместной деятельности;

- глубоко проникать в личностную суть других людей;

- устанавливать индивидуальное своеобразие человека;

- на основе быстрой оценки внешних характеристик обучающегося и манер поведения определять внутренний мир, направленность и возможные будущие действия человека;

- определять, к какому типу личности и темперамента относится обучающийся;

- по незначительным признакам улавливать характер переживаний, состояние обучающегося, его причастность или непричастность к тем или иным событиям;

- находить в действиях и других проявлениях обучающегося признаки, отличающие его от других и самого себя в сходных обстоятельствах в прошлом;

- видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к социальным ценностям, учитывать в поведении людей «поправки» на воспринимающего, противостоять стереотипам восприятия другого человека (идеализация, «эффект ореола» и др.);

- принимать решения относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и собственной неуверенности;

- забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

- анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

- представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимать во внимание других, ограничения социальных структур и собственные требования;

- отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других и др.

А. Н. Сухов, А. А. Бодалев и В. Н. Казанцев считают, что аутопсихологическая компетентность складывается из умений, направленных на самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование, эффективную работу с информацией, психолингвистическую компетентность и характеризуется адекватным самооцениваем и стремлением к профессиональному росту.

По мнению Т.Н. Щербаковой, аутопсихологическая компетентность подразумевает умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей; знание о способах профессионального самосовершенствования; умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе; желание самосовершенствования.

Аутопсихологическаякомпетентность– это самостоятельная структура в психологической компетентности, которая определяется как возможность использования психологических знаний для осуществления самоизменений на разных этапах жизнедеятельности субъекта, как специфическая готовность и одновременно способность субъекта к постоянной целенаправленной активности по изменению личностных черт и поведенческих характеристик, по развитию и оптимальному использованию своих психических ресурсов (Г. Е. Егоров).

Система знаний, умений и навыков, которые обеспечивают учителю не только общепсихологические знания, но и высокий уровень профессионального самосознания, умения управлять своими психическими состояниями (Н.В. Кузьмина).

Аутокомпетентный тип педагога концентрирует активность на поиске психологических механизмов, способов и приемов саморазвития, самостроительства, преобразования и самосозидания.

Аутопсихологический тип нормально функционирует, когда в качестве приоритетов профессиональной деятельности выступают максимальное развитие самоконтроля, саморегуляции и самообразования. Вместе с тем, он может испытывать проблемы в плане конструирования гармоничных отношений с социумом в интерактивном и когнитивном планах.

Аутокомпетентность рассматривается как личностное образование, достигаемое на определенных этапах личного и профессионального развития и отвечающее за успешность развития и функционирования человека как субъекта активности различного рода.

Итак, проблема психологической компетентности занимает одно из ведущих мест в исследовании отечественных и зарубежных психологов. Психологическая компетентность выступает неотъемлемым компонентом в структуре деятельности современного педагога и обобщенно понимается как совокупность знаний психологии, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик. В системе общей психологической компетентности выделяются когнитивной, коммуникативной, социальнойи аутопсихологическойкомпетентности.

 

Литература:

1. Маркова А. К. Психология профессионализма. – М., 1996.

2. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя: акмеологический анализ: авт. дисс. … д-ра психол. наук: 19.00.13. – Ростов-на-Дону, 2006.

3. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность как детерминанта профессиональной успешности преподавателя высшей школы: авт. дисс. …канд. психол. наук: 19.00.07. – Ставрополь, 2008.

 

 

= = = = = = =

ВНИМАНИЕ! Никакая часть материалов данного курса, алгоритмические предписания, учебные модули, инструкции, материалы конференции, тексты, включая работы его участников, не могут быть тиражированы более чем в одном рабочем экземпляре для каждого зарегистрированного участника курса. Запрещается распространять, передавать и пересылать материалы курса третьим лицам, публиковать их в электронной, «бумажной» или иной форме без официального разрешения ведущего Курса (кроме собственных разработок участника курса). При дальнейшем использовании разработанных участниками курса материалов (сайтов, программ, курсов, занятий и др.), наряду с их авторством на титульном листе должно быть указано: «Разработано на курсах «Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательной деятельности педагога в свете требований ФГОС». E-mail: [email protected] Ведущие курса оставляют за собой право использования материалов курса с указанием их авторства. Участие в работе данного курса означает согласие участника с указанными требованиями.

= = = = = = =

(С) Разработала Халикова Л.Р.

=====================================================================

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 764; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.