Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сверхсознание




 

Цели, к которым стремятся современные энтузиасты йоги на Западе, кажутся ничтожными по сравнению с достижениями древних йогов Индии, которые, согласно историческим описаниям, могли становиться меньше атома и легче воздуха и путешествовать во вселенной без каких-либо вспомогательных средств. И все же, говорит Шрила Прабхупада, даже эти сверхдостижения - всего лишь «шаг вперед». Как в наше время можно достичь истинной вершины человеческого сознания - сверхсознания - Шрила Прабхупада раскрывает в следующей лекции, прочитанной им в 1967 году.

 

Сознание Кришны - это высшая форма йоги, практикуемая подготовленными йогами-преданными. Классическая система йоги, которая сформулирована Господом Кришной в «Бхагавад-гите» и рекомендована в учении Патанджали, отличается от современной практики хатха-йоги в ее западном варианте.

 

Истинная практика йоги подразумевает овладение своими чувствами, а после того как йог подчинил себе чувства, - сосредоточение ума на форме Нараяны, Верховной Личности Бога, Шри Кришны. Господь Кришна является изначальной Абсолютной Личностью, Богом, а все другие формы Вишну - с четырьмя руками, украшенные раковиной, лотосом, палицей и диском, - Его полные экспансии.

 

«Бхагавад-гита» рекомендует нам медитировать на форму Господа. Для медитационной практики необходимо сесть в уединенном месте, где царит атмосфера святости. Йог должен следовать правилам и предписаниям брахмачарьи: жить в строгом самоограничении, дав обет безбрачия. Заниматься йогой в перенаселенном городе, ведя жизнь, полную излишеств, потворствуя своим сексуальным желаниям и удовлетворяя свой необузданный язык, невозможно.

 

Мы уже говорили, что практика йоги подразумевает обуздание чувств, а обуздание чувств начинается с обуздания языка. Невозможно позволять языку принимать всякого рода запрещенную пищу и напитки и в то же время совершенствоваться в практике йоги. Весьма прискорбно, что многие заблудшие и неавторитетные так называемые йоги приезжают сейчас на Запад и наживаются на интересе людей к йоге. Такие неавторитетные йоги даже осмеливаются публично заявлять, что человек может пьянствовать и одновременно заниматься медитацией.

 

Пять тысяч лет назад в диалоге, получившем название «Бхагавад-гиты», Господь Кришна порекомендовал Своему ученику Арджуне практиковать йогу, но тот открыто признал, что не может следовать строгим правилам и предписаниям йоги. В любой деятельности нужно быть практичным. Не стоит попусту тратить свое драгоценное время, выполняя под видом йоги какие-то гимнастические трюки. Истинная йога - это поиск в своем сердце четырехрукой Сверхдуши и постоянное созерцание Ее в медитации. Такая непрерывная медитация называется самадхи. Однако если человек хочет медитировать на пустоту или нечто безличное, ему потребуется очень много времени, чтобы с помощью йоги чего-либо достичь. Невозможно сосредоточить свой ум на чем-то пустом или безличном. Истинная практика йоги подразумевает сосредоточение ума на личности четырехрукого Нараяны, пребывающего в сердце каждого.

 

Иногда говорят, что с помощью медитации человек начинает понимать, что Бог пребывает в его сердце всегда, даже когда он не знает об этом. Бог пребывает в сердце всех живых существ: не только человека, но и кошек и собак. И «Бхагавад-гита» подтверждает это. В ней говорится, что Ишвара, верховный правитель мира, пребывает в сердце каждого. Он присутствует не только в сердце каждого, но и в атомах. В природе нет пустоты; нет такого места, где не было бы Господа.

 

Аспект Господа, в котором Он присутствует повсюду, называется Параматмой. Слово атма означает «индивидуальная душа», а Параматма - «индивидуальная Сверхдуша». И атма, и Параматма являются личностями. Разница между ними в том, что атма, душа, находится в определенном месте, тогда как Параматма присутствует повсюду.

 

В этой связи уместно привести пример с солнцем. Индивидуум может находится в каком-либо одном месте, солнце же, хотя и является отдельной индивидуальной сущностью, находится над головой каждого. Это очень хорошо объясняется в «Бхагавад-гите». Поэтому, несмотря на то, что качества всех живых существ, в том числе и Господа, одинаковы, Сверхдуша отличается от индивидуальной души количеством Своих экспансий. Господь, то есть Сверхдуша, может распространять Себя в миллионы разных форм, индивидуальная же душа на это не способна.

 

Пребывая в сердце каждого, Сверхдуша является свидетелем всех наших действий в прошлом, настоящем и будущем. В Упанишадах о Сверхдуше говорится, что Она находится рядом с индивидуальной душой как друг и свидетель. Как друг Она всегда стремится вернуть индивидуальную душу домой, к Богу. Как свидетель Она дарует душе все блага, которые та заслужила своими поступками. Сверхдуша предоставляет индивидуальной душе все возможности достичь того, чего она желает. Но Она наставляет своего друга так, чтобы в конце концов он смог оставить все другие занятия и просто предаться Богу, обретя бесконечное блаженство и вечную жизнь, исполненную знания. Таково последнее наставление «Бхагавад-гиты», самой авторитетной и широко читаемой книги, описывающей все формы йоги.

 

Последнее наставление «Бхагавад-гиты», как говорилось выше, касается того, как достичь совершенства системы йоги. Далее в «Бхагавад-гите» утверждается, что человек, постоянно погруженный в сознание Кришны, является лучшим из йогов. Что же такое сознание Кришны?

 

Подобно тому как индивидуальная душа в форме сознания присутствует во всем теле, Сверхдуша, Параматма, присутствует во всем творении в форме Своего сверхсознания. Индивидуальная душа, обладая ограниченным сознанием, не может имитировать это сверхсознание: я могу понять, что происходит в моем ограниченном теле, но я не способен чувствовать, что происходит в теле другого. В форме своего сознания я присутствую во всем своем теле, но я не способен распространить свое присутствие на тело другого, проникнув в него своим сознанием. Однако Сверхдуша, Параматма, пребывая в каждом и находясь повсюду, сознает все сущее. Теория о том, что душа и Сверхдуша - одно и то же, неприемлема, так как сознание индивидуальной души не может функционировать в сверхсознании. Сверхсознания можно достичь, только согласовав индивидуальное сознание со сверхсознанием, и этот процесс называется вручением себя Богу или сознанием Кришны.

 

В «Бхагавад-гите» ясно сказано, что поначалу Арджуна не хотел сражаться со своими родственниками, но, когда он понял «Бхагавад-гиту» и согласовал свое сознание со сверхсознанием Кришны, его сознание стало сознанием Кришны. Человек в полном сознании Кришны действует по указанию Кришны, и потому Арджуна согласился сражаться в битве на Курукшетре.

 

В начале развития сознания Кришны эти указания Господа воспринимаются через прозрачную среду - духовного учителя. Когда же человек достаточно подготовлен и действует со смирением, верой и любовью к Кришне под руководством истинного духовного учителя, процесс согласования становится более устойчивым и точным. На этой стадии Кришна Сам дает указания изнутри. Извне преданному помогает духовный учитель, истинный представитель Кришны, а изнутри - Господь в форме чайтья-гуру, пребывающего в сердце каждого.

 

Мало понять, что Бог находится в сердце каждого - это еще не совершенство. Надо почувствовать Бога внутри и вовне и, таким образом, действовать в сознании Кришны. Это высшая ступень совершенства человеческой формы жизни и наивысшая ступень всех систем йоги.

 

Совершенный йог может обрести сверхъестественные способности восьми видов:

 

.становиться меньше атома;

 

.становиться больше горы;

 

.становиться легче воздуха;

 

.становиться тяжелее любого металла;

 

.по желанию достигать любого материального результата (например, создать планету);

 

.подобно Господу, управлять другими;

 

.свободно путешествовать повсюду внутри (или за пределами) вселенной;

 

.выбирать время и место смерти и рождаться, где пожелает.

 

Но, обретя способность воспринимать указания Господа, человек поднимается на ступень совершенства и возвышается над упомянутыми выше материальными достижениями.

 

Дыхательные упражнения по системе йоги, которые обычно практикуют, являются лишь самой начальной ступенью. Медитация на Сверхдушу - это только шаг вперед. Достижение удивительного материального успеха - тоже всего лишь еще один шаг вперед. Но вступление в непосредственный контакт со Сверхдушой и обретение способности получать указания от Нее - высшая стадия совершенства.

 

Дыхательные упражнения и медитацию йоги очень трудно практиковать в этот век. Они были трудны даже пять тысяч лет назад, иначе Арджуна не отверг бы предложение Кришны. Этот век Кали называется веком деградации. Сейчас люди в основном живут мало, и им требуется очень много времени, чтобы понять необходимость самоосознания, то есть духовной жизни. В большинстве своем они неудачливы, и потому, если даже кто-нибудь из них и проявляет некоторый интерес к процессу самоосознания, его тотчас же вводят в заблуждение многочисленные обманщики. Единственный путь к достижению стадии совершенства йоги - следовать принципам «Бхагавад-гиты», как им следовал Господь Чайтанья Махапрабху. Это самый простой и возвышенный путь, ведущий к совершенству йоги.

 

Господь Чайтанья на практике демонстрировал йогу сознания Кришны, просто повторяя святые имена Кришны, упоминающиеся в «Веданте», «Шримад-Бхагаватам» и основных Пуранах. Огромное число индийцев практикует эту йогу, постепенно она распространяется и во многих городах Соединенных Штатов и других стран. Эта йога легковыполнима и доступна для людей этого века, в особенности для тех из них, кто серьезно хочет достичь успеха в йоге. Никакой другой метод в этот век не может привести к успеху.

 

Метод медитации можно было реально практиковать в золотой век, Сатья-югу, так как в то время люди жили в среднем по сто тысяч лет.

 

Однако в нынешний век, если вы хотите добиться успеха в практике йоги, обратитесь к повторению Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, и вы почувствуете, как будете духовно прогрессировать. Человек должен сам видеть, насколько он прогрессирует в практике йоги.

 

В «Бхагавад-гите» эта практика сознания Кришны называется раджа-видьей (царем всего знания), раджа-гухьям (самой сокровенной системой духовного самоосознания), павитрам (чистейшей из всего чистого), сусукхам (доставляющей большую радость) и авьяям (неистощимой).

 

Те, кто встал на путь бхакти-йоги, преданного служения в трансцендентной любви к Кришне, могут подтвердить, как просто заниматься им и какую радость это приносит. Йога означает «управление чувствами», а бхакти-йога - «очищение чувств». Когда чувства очищены, они сами собой становятся управляемыми. Искусственными методами невозможно прекратить деятельность чувств, но если вы очистите чувства, то они не только перестанут заниматься нечистой деятельностью, но и будут вовлечены в трансцендентное служение Господу.

 

Мы не придумали сознание Кришны. Оно рекомендовано в «Бхагавад-гите», которая гласит, что, если все, что мы делаем: думаем, воспеваем, живем, едим, говорим, надеемся, поддерживаем свое существование - связано с Кришной, мы, вне всякого сомнения, возвратимся к Кришне. И в этом смысл сознания Кришны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.