Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок. Понятие. Основные элементы




Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции[1]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей ипродавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.

Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Спрос – это обеспеченная деньгами потребность в товаре. Он включает два элемента:

 

1. Потребности, т. е. желание приобрести тот или иной товар или получить услугу.

2. Денежные средства, которые имеет потребитель для их приобретения.

Объём спроса, или количество товаров, на которое предъявлен спрос, определяется множеством факторов. Таковыми могут быть цена товара или услуги, доходы потребителей, вкусы, ожидания и т. д. Покупатели предлагают за товар так называемую цену спроса, или максимальную цену, за которую они готовы купить единицу товара в данный момент. Между ценой спроса и количеством покупаемых единиц товара существует определённая взаимосвязь. Во-первых, чем меньшее количество товара предложено для продажи, тем выше покупатель оценивает его полезность, следовательно, тем большую цену он готов за него заплатить и наоборот. Во-вторых, с повышением цены спроса сужается круг покупателей, готовых приобрести данный товар. По мере снижения цены спроса круг покупателей расширяется. Отсюда следует вывод: при прочих равных условиях снижение цены единицы товара ведёт к соответствующему возрастанию величины спроса, т. е. существует обратная связь между ценой и величиной спроса.

Таким образом, закон спроса фиксирует зависимость спроса от цены: чем выше цена, тем меньше покупают товаров. Зависимость между ценой и спросом можно в виде графика:


Рис. 1. Кривая спроса. Взаимосвязь спроса и изменение цены характеризует эластичность спроса.

Предложение – совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке (или могут быть немедленно доставлены) в определённый промежуток времени. Объём предложения определяется общей суммой предложений товаров, продаваемых на рынке. Повышение цены единицы товара побуждает производителей расширять производство и увеличивать объём предложения. Следовательно, при прочих равных условиях повышение цены единицы товара ведёт к возрастанию величины предложения и наоборот, т. е. существует прямая связь между ценой и величиной предложения.

Таким образом, закон предложения фиксирует зависимость изменения предложения от изменения цены: чем выше цены, тем выгоднее производить товар и тем больше товаров будет поступать на рынок.

Предложение, как и спрос, можно изобразить графически:

Рис. 2. Кривая предложения
Именно спрос и предложение определяют, что производить, сколько и для кого.

Основным источником информации для предпринимателя является цена продукта. Её движение определяют действия предпринимателя, так как позволяет составить прогноз относительно сбыта и прибыли.

Хотя интересы продавцов и покупателей на рынке прямо противоположны, тем не менее, устанавливается некая равновесная цена, удовлетворяющая обе стороны. Цена равновесия – это цена, в условиях соответствия спроса предложению. Она показывает, что только при таком соотношении цены и объёма реализуемой продукции продавцы и покупатели хотят продавать и покупать одинаковое количество данного товара и по одинаковой цене. Это краткосрочное явление. Равновесная цена изменяется с течением времени. В зависимости от временного интервала различают мгновенное, кратко- и долгосрочное равновесие.

 

Изменения соотношений между спросом и предложением порождают колебания рыночных цен. Через эти колебания устанавливается равновесная цена, при которой обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.
Цена - это денежное выражение стоимости. Однако обычно цену трактуют как количество денег, которое уплачивает покупатель продавцу за определенный товар.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.