Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предложение и факторы его изменения




Рыночное предложениеэто количество товаров и услуг, которое производитель хочет и в состоянии произвести и поставлять на рынок по любой из возможных цен за единицу времени в данных экономических условиях.

Взаимосвязь между количеством предлагаемого продукта и ценой графически иллюстрируется кривой предложения и отражается в законе предложения (рис.3.4.).

Функция предложения имеет положительный наклон, то есть показывает прямую зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта.

Закон предложения: с ростом цены количество предлагаемого продукта увеличивается и, наоборот.

 

Рис. 3.4. Кривая предложения

Рассмотрим, какие факторы влияют на предложение товара, кроме цены самого товара.

Можно выделить следующие факторы изменения предложения:

1) количество производителей;

2) цены факторов производства. Снижение цены факторов производства может вызвать рост предложения товаров;

3) уровень технологий. Совершенствование технологий позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение;

4) налоги и дотации;

5) цены на другие товары, входящие в портфель товаров производителя;

6) ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.

 
Величина предложения является функцией всех приведенных выше факторов:

QS = f (P, Z1, Z2, …Zn),

где Р – цена;

Z1, Z2, …Zn – неценовые факторы.

При изменении неценовых факторов предложения произойдет смещениекривой предложения, что означает изменение самого предложения.

1) увеличение предложения смещает кривую предложения вправо (от S1 к S2);

2) уменьшение предложения смещает кривую предложения влево (от D1 к D3).

Изменение величины предложения, вызываемое изменением цены данного продукта, ведет к перемещению от одной точки к другой на постоянной кривой предложения (рис.3.5.).

 

 

Рис. 3.5. Изменение предложения и величины предложения


7. Рыночное равновесие. Сущность законов рыночного ценообразования.

Рыночное равновесие возникает, когда спрос и предложение уравновешиваются, при этом равновесная ценацена, по которой производители хотят и в состоянии произвести, а потребители хотят и в состоянии приобрести определённое количество товаров или услуг, а равновесное количество – количество товара, покупаемого по равновесной цене.

В точке равновесия:

(3)
PE = РS = PD,

где PE – равновесная цена;

РS – цена предложения;

PD – цена спроса.

(4)
Это означает, что:

QE = QS = QD,

где QE – равновесный объем;

QS – объем предложения;

QD – объем спроса.

 

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и предложения под действием отклонения фактической рыночной цены от равновесной.

Пусть реальная рыночная цена Р1 окажется ниже равновесной цены РЕ. При такой цене объем спроса QDбудет превышать объем предложения QS. Образовавшийся избыток спроса (QD > QS) усилит конкуренцию покупателей, которая будет толкать рыночную цену верх до уровня равновесной цены, при которой объем спроса и объем предложения уравновесят друг друга.

Если же рыночная цена Р2 будет выше равновесной РЕ, на рынке образуется избыток предложения, в результате чего усилится конкуренция продавцов и рыночная цена установится на уровне равновесной.

 

Функция спроса и предложения по Л. Вальрасу имеет вид:

(5)
QD = f(P);

(6)
QS = f(P),

(7)
Условие равенства:

QD = QS

Рис. 3.7. Равновесие по Л. Вальрасу

Равновесие по А. Маршалу опирается на разность цен спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения от равновесного.

Поскольку в модели Л. Вальраса инструментом сбалансированности рынка являются цены, то эта модель характеризует ситуацию, складывающуюся на рынке в краткосрочном периоде (цену можно изменить быстро).

Если объем предложения Q1 меньше равновесного QE (Q1< QE), цена спроса Р2 окажется выше цены предложения Р12 > Р1). Это побуждает продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив, при превышении равновесного объема предложения (Q2 > QE) цена спроса Р1 будет меньше цены предложения Р22 < Р1), что заставит продавцов уменьшить предложение товаров до объема, при котором он уравновешивается с объемом спроса и будет равен QE.

(8)
Функций спроса и предложения по А. Маршалу имеет вид:

PD = f(Q);

(9)
PS = f(Q),

(10)
Условие равенства:

PD = PS

Моделью А. Маршала, в которой равновесие достигается за счет приспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше описываются рыночные процессы в долгосрочном периоде.

Рис. 3.8. Равновесие по А. Маршалу

Рассмотрим теперь результаты свободного рыночного обмена на основе равновесных цен с точки зрения общественной выгоды, получаемой покупателями и продавцами. Мерой такой выгоды служат понятия излишка потребителя и излишка производителя.

Рис. 3.9. Излишек потребителя

На графике величина излишка совпадает с площадью фигуры АРЕЕ.

Излишек потребителя – разница между ценой спроса и равновесной ценой.

Аналогичный смысл имеет и излишек производителя.

 

 

Рис.3.10. Излишек производителя

Излишек потребителя на графике равен площади фигуры ВРЕЕ.

Излишек потребителя – разница между рыночной ценой и ценой предложения.

Сумма излишков потребителей и производителей образует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия: потребители купили больше и дешевле, чем первоначально были согласны, а производители продали дороже и больше, чем были готовы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.