КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины и условия преступности несовершеннолетних
Причинный комплекс преступности несовершеннолетних включает в себя множество различных факторов, которые носят социально обусловленный характер. К этому выводу пришли уже первые исследователи причины детской преступности: О.О. Буксгевден, Д.А. Дриль, М.Н. Гернет, А.И. Зак и др. Временем была доказана его правильность. Многообразие проявлений причин и условий преступности заключено в экономической, идеологической, политической, социально-психологической, культурно-воспитательной и организационно-управленческой сферах общественной жизни. Каждая из указанных сторон имеет свои криминогенные элементы, в том числе которых находятся и элементы педагогического свойства. Социально-экономические и социально-психологические противоречия перехода к рыночным отношениям привели к утрате мировоззренческих и нравственных ориентиров, превращению товарно-денежных отношений в основополагающий критерий социальных ценностей, приоритету потребительско-эгоистических интересов. Под этим влиянием у молодежи формируются идеалы прагматического индивидуализма, культа собственности, правового нигилизма. Криминализация экономики, девальвация легальных форм экономической деятельности стимулировали формирование криминальных предпочтений несовершеннолетних: социально и экономически обесцененной правомерной трудовой деятельности они отдают предпочтение теневому и криминальному бизнесу, причем не только на эмоционально-оценочном уровне, но и в конкретном поведении. То есть, социально-политические и экономические преобразования российского общества являются фактором преступности несовершеннолетних. Очевидно, что чем благоприятнее социальные условия, тем меньше криминальное поражение несовершеннолетних. В последнее десятилетие заметно снизился уровень материальной обеспеченности населения и это сказалось на преступности несовершеннолетних. Не имея доступа к необходимым вещам и продуктам и не имея реальной возможности удовлетворить свои потребности законным путем, подростки добывают все их интересующее посредством преступления. Кроме того, материальное расслоение общества, произошедшее в последние годы, на богатых и бедных привело к противостоянию сторон, в котором активно себя проявляют подростки и которое приобретает соответствующее проявление: грабеж награбленного, месть и пр. В условиях нестабильности и сокращения рабочих мест несовершеннолетние потеряли возможность зарабатывать необходимые средства. Это еще более усложняет отношения в семьях. Обида за собственную не складывающуюся жизнь, за униженное положение, связанное с материальной несостоятельностью, отсутствие перспектив и возможности вырваться из этого круга, обусловливают корыстные и корыстно-насильственные преступления. Озлобление и протест против собственного существующего положения, стремление найти кого-то, кто в нем виноват, приводят к совершению убийств, причинению тяжкого вреда здоровью. Причинный комплекс преступности несовершеннолетних отличается определенным своеобразием, которое порождается общими для всей преступности причинами и связанной с ними группой факторов, отражающихся в дефектах социализации детей и подростков. На формирование личности несовершеннолетнего в различных формах воздействует ближайшее его окружение. Поэтому факторы, отрицательно влияющие на формирование личности несовершеннолетнего и предопределяющие, в известной мере, криминальное поведение, в ряде случаев связаны именно с отрицательным влиянием семьи и окружающей микросреды. Сегодня основная причина роста преступности несовершеннолетних, по мнению экспертов, состоит в неблагополучной в материальном и моральном отношении семье. В ходе исследований установлено, что около 90% опрошенных взрослых считают, что основная ответственность за преступления подростков лежит на семье. При этом и каждый второй опрошенный подросток в совершении преступлений сверстниками винит семью. Несмотря на конфликты с родителями подростки, как показывают исследования, отмечают, что семья является для них значимой сферой жизни. Она влияет на ребенка через традиции, стиль общения, эмоциональную атмосферу, уклад жизни, формируя перспективу жизненного пути. Семья выполняет важнейшую «поддерживающую» функцию, дающую чувство защищенности, нужности, психологического комфорта. В зависимости от того, насколько полно реализована эта функция, можно судить о степени благополучия в семье, ее возможности противостоять девиантному поведению подростка. Эксперты отмечают зависимость между преступностью несовершеннолетних и отказом или уклонением родителей от выполнения воспитательных функций. У многих родителей отсутствуют навыки личностного общения с ребенком, привития ему необходимых ценностных установок, правил поведения в обществе, толерантности и уважения к другим людям. Иногда такое самоустранение связано с необходимостью бороться за выживание – зарабатывать деньги для семьи, поэтому проблема заботы о психическом и нравственном здоровье ребенка отступает на второй план. Есть также категория обеспеченных семей, где муж и жена имеют хороший заработок и настолько погружены в свой бизнес, что им некогда заниматься детьми. Можно выделить «группу семейного риска», где неблагоприятные факторы способны стать причиной подростковых правонарушений. Это семьи, в которых родители не заботятся о развитии детей, семьи, где они не защищены с экономической точки зрения, семьи, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, морально деградируют и подвергают своих детей физическим издевательствам или сексуальному насилию. Жестокое обращение в семье, физическое, моральное, а иногда и сексуальное насилие побуждают тысячи детей к трагическим поступкам: в год около 50 тысяч детей уходят из дома, 2 тысячи – кончают жизнь самоубийством. До 70% всех детских травм являются семейно-бытовыми. Дети часто становятся объектами сексуального насилия. По данным МВД распространенность сексуального насилия в отношении мальчиков и девочек до 15 лет достигает 30% от общего количества преступлений этой категории, чаще всего насилию подвергаются дети от 8 до 12 лет. Около 5 процентов преступников такого рода приходится на родственников. Нужно иметь ввиду, что эти данные имеют серьезные погрешности: ведь во внимание приняты лишь те факты, о которых дети рассказали. И даже трудно предположить, о скольких дети сказать боятся. При этом в особо сложных обстоятельствах находятся девочки. Из множества проблем, с которыми они сталкиваются, актуальными стали принуждение к сексуальным отношениям, вынужденная проституция, психическое насилие, аборты. Как отмечают эксперты, в последнее время наблюдается изменение в поведении девочек-подростков: отмечается возрастание жестокости и рост числа случаев участия девочек в преступлениях в роли наводчицы, подстрекателя. Этому феномену скорее всего способствуют изменения, происходящие в семье: разрушение традиционных ролей отца и мужа, мужская безработица, алкоголизм, конфликты, жестокость по отношению к детям. Прямая агрессивность родителей, особенно матерей, по отношению к ребенку, являясь крайней стадией семейного неблагополучия, исключает сама возможность нормального нравственного формирования личности подростка в семье. Насилие, агрессия в семье генерирует рост преступности несовершеннолетних, пресекая процесс социализации. Конфликтная атмосфера в семье, отношения, основанные на силе, приводят к тому, что криминальное насилие становится обычным способом разрешения противоречий, стереотипом поведения. Немаловажным обстоятельством является то, что примерно в 3/4 семей несовершеннолетних, совершивших преступления, сохранился неблагоприятный морально-психологический климат. В таких семьях примерно 30% их членов систематически злоупотребляли спиртными напитками, около 40% устраивали скандалы, вели антиобщественный образ жизни. Значительная часть преступлений совершается подростками, имеющими отклонения в психическом развитии, не исключающие уголовной ответственности. Причем эти отклонения являются не столько следствием заболевания, сколько результатом неблагоприятных условий жизни и воспитания. И при иных условиях именно эти подростки могли не совершить преступления. Отрицательная психологическая атмосфера семьи пагубно влияет на формирование нравственных качеств подростка, в подобных семьях дети получают искаженные представления о нормах морали и нравственности. Для подростков, которые выросли в неблагополучных семьях, криминальный риск возрастает в 4-5 раз по сравнению с их сверстниками из обычных семей. Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит к снижению возраста участников преступлений. Вторым по значимости субъектом влияния на поведение молодежи являются образовательные учреждения. Это положение является основополагающим и закономерным, ведь умственное развитие ребенка является одним из важнейших средств воспитания. Однако фактическое положение свидетельствует о смещении акцентов и изменении реального мира, в котором живут несовершеннолетние. Общеобразовательная школа перестала отвечать за всеобщность образования. Увеличивается число никогда не обучавшихся детей. Их примерно около 500 тысяч в возрасте от 6 до 17 лет. Как показывают современные исследования, школа в общественном сознании стоит сегодня в последнем ряду ответственных за детскую преступность. Это является свидетельством серьезных системных изменений роли образовательных учреждений в воспитании подрастающего поколения. Сегодня школа стремится избавиться как от проблем детей, так и от детей с проблемами. Но даже пребывание детей в школе, не является обстоятельством, сдерживающим криминальное поведение. Как показывают исследования, требования, которым должен соответствовать ученик в образовательном учреждении, не соответствуют условиям жизни детей из семей, находящихся за чертой бедности. В условиях комммерционализации среднего образования обучение требует от семьи сохранять статус ученика за счет вложения немалых средств, что формирует негативное отношение к учению и ориентирует на самоутверждение в сфере потребления. Но недостаточная материальная обеспеченность семьи не позволяет подростку повышать свои позиции как потребителя. Поэтому некоторые из них доступным им способом хищения пытаются удовлетворить материальные потребности и выровнять свои позиции в сравнении с теми, кто живет в достатке. Одним из негативных последствий экономического кризиса является исключение несовершеннолетних из участников производительного труда, сокращение рабочих мест для них, порождающее их безработицу. Наличие работы у членов семьи подростка и у него самого опосредует связь его обучения и повторяемости преступлений. Замечено, что в семьях, где нет совершеннолетних безработных, не достигших пенсионного возраста, рецидив преступлений меньше всего. Подростки, вынужденные работать и одновременно продолжать обучение, как правило, совершают повторные преступления, а те, кто только работает, их не имеет. Исследования показывают, что если подросток переводится из средней школы на индивидуальное обучение, зачетную систему или в вечернюю школу, то это является условием для рецидива преступлений. На рост повторной преступности несовершеннолетних оказывает влияние и применение ст. 90 УК РФ судами без учета обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего, без объективной оценки возможности его исправления с применением мер воспитательного воздействия. Таким образом, подросток возвращается в ту же среду, которая его подтолкнула к совершению преступлений. Преступности несовершеннолетних способствует и неконтролируемые отчисления подростков из школ и ПТУ. И сам по себе факт сокращения числа ПТУ и мест в них лишает возможности продолжить обучение многих подростков, что также ведет к бесцельному времяпрепровождению на улицах со всеми вытекающими отсюда последствиями. Важным фактором преступности несовершеннолетних является разрушение государственной инфраструктуры социализации и общественного воспитания детей без формирования новой структуры. Значительно сократилось число, выросла плотность и в результате, снизилась доступность для семей детских дошкольных учреждений, образовательных структур, домов детского творчества, спортивных учреждений и т.п. Прекратили существование бесплатные школьные кружки и секции, детские и подростковые общественные организации, таким образом, оказалась разрушена система учреждений, организующих досуг детей и подростков, летней занятости и занятости по интересам. Неорганизованность досуга несовершеннолетних является заметной причиной преступности несовершеннолетних. В настоящее время явно не хватает досуговых учреждений, доступных детям, повсеместно закрыты детские комнаты, сокращены штаты педагогов – организаторов по месту жительства. Несовершеннолетние с малых лет предоставлены сами себе, имея родителей, ко-торые по разным обстоятельствам дистанцированы от собственных детей. Не занятые учебой или работой, слоняющиеся без цели подростки заполняют образовавшийся вакуум порочными интересами: пьянством и алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, проституцией, порнографией. У большей части молодежи нет недостатка в свободном времени, которое нечем заполнить. С одной стороны, коммерциализация досуговой сферы не позволяет многим молодым людям проводить свободное время интересно и с пользой, а с другой, что не менее важно, несформированность и неразвитость досуговых интересов приводит к бесцельной праздности и основу досуга подростков составляет развлекательный характер (общение с друзьями на улице, просмотр телевизора, бродяжничанье, употребление наркотиков, алкоголя). Социологические исследования показывают компенсаторный характер девиаций несовершеннолетних. Прежде всего это касается употребления наркотиков, которые восполняют нехватку общения, внимания со стороны близких, эмоционального тепла. Употребление наркотиков становится составляющей молодежной субкультуры, овеянной ореолом таинственности и выполняющей функцию бегства от реальных проблем, трудностей, неустроенности в мир иллюзий. Негативное влияние на социализацию детей оказывают средства массовой информации, ведущие открытую и скрытую пропаганду сексуальной вседозволенности, порнографии, насилия, преступности, наркомании, активно разрушающие сложившиеся нравственные устои и пропагандирующие культ насилия, индивидуализма, наркоманию, порнографию, жестокость, безразличие к жизни человека. Это влияние усиливается посредством подпольных видеоканалов, баров, кафе, дискотек, ночных клубов, публичных домов, завсегдатаями и героями которых часто являются несовершеннолетние, имеющие наиболее низкое материальное положение. Стоит отметить, что большинство экспертов склоняется к мнению, что современные СМИ, особенно ТВ, скорее способствуют, чем препятствуют росту подростковой преступности. Высоким мастерством талантливых сценаристов, режиссеров, актеров создаются яркие, чрезвычайно привлекательные для под ростков образы преступников. Это мы видим и в «Бригаде», и в «Бандитском Петербурге», и в других фильмах. Великая сила искусства всегда вызывала у подростков желание подражать. Телевидение, как и другие СМИ, в противовес должному правовому просвещению, демонстрируют криминогенное, а часто и откровенно криминальное просвещение. К условиям, способствующим криминальному поведению несовершеннолетних, относятся также недостатки и упущения в деятельности органов, призванных к борьбе с преступностью несовершеннолетних. Это касается предупреждения, выявления и раскрытия преступлений, совершаемых несовершеннолетними; выявления и привлечения к ответственности лиц, вовлекающих детей и подростков в совершение преступлений и антиобщественный образ жизни, а также, совершивших преступные посягательства в отношении детей; судебной практики применения (неприменения) наказания несовершеннолетних правонарушителей. Очевидно, что есть две группы причин преступности несовершеннолетних. С одной стороны, это обстоятельства, не зависящие от самого подростка, но формирующие криминальные наклонности и поведение (внешние обстоятельства, среда). С другой – это личностные негативные качества подростка, сложившиеся под влиянием внешних обстоятельств. Таким образом, криминогенными факторами преступности несовершеннолетних являются: материальное обнищание семьи; незанятость подростков полезными делами: учебой, трудом; отрицательное влияние в семье; отрицательное влияние ближайшего окружения (сверстников и взрослых); негативное влияние СМИ; недостатки в работе правоохранительных органов. Указанные причины и условия хотя и являются сравнительно устойчивыми в своей совокупности, но по объему распространенности и содержанию не являются постоянными, поэтому поддаются уменьшению распространенности, ослаблению влияния, нейтрализации, а часто и устранению. Здесь решающую роль играет четко организованная и надежно функционирующая система профилактики преступлений несовершеннолетних.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |