Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предупреждение преступности несовершеннолетних




Предупреждение преступности несовершеннолетних представляет собой комплекс мер, направленных на недопущение преступлений путем усиления и улучшения семейного, школьного, трудового, внешкольного воспитания.

В качестве цели политики государства в области предупреждения преступности несовершеннолетних можно определить воспитание законопослушного гражданина посредством целенаправленного комбинированного воздействия на него социальных условий (защиты прав и активной помощи в кризисных ситуациях, системы ювенальной юстиции) и уголовно-правового запрета (криминализация деяний).

Стратегическая цель в области профилактики преступности несовершеннолетних – это снижение уровня преступности несовершеннолетних в стране или регионе, ликвидация наиболее опасных ее форм в обозримые сроки, которые определяются временем, отпущенным природой на социализацию (воспитание) человека.

В зависимости от целевого назначения мер предупреждения их принято подразделять на общие и специальные. Общие меры предупреждения преступности направлены на осуществление мероприятий общесоциального характера и совершенствование деятельности социальных институтов, которые реализуют различные, важные для жизни общества функции, прямо не связанные с обеспечением и поддержанием правопорядка, но влияющие на это: экономические, политические, управленческие, культурно-воспитательные, образовательные и др. Предупредительное воздействие общесоциальных мер состоит в улучшении условий жизнедеятельности, смягчении и снятии социальной напряженности в обществе, в локализации и нейтрализации негативных явлений (алкоголизма, наркомании, бродяжничества, беспризорности и др.), в обеспечении необходимых условий для реализации специальных мер профилактики.

К общим мерам предупреждения преступлений несовершеннолетних могут быть отнесены те, которые направлены на восстановление среды социализации подростков, на упрочение консолидирующих свойств семьи, системы общественного воспитания, учебных и трудовых коллективов, досуговых подростковых объединений позитивной направленности.

Специальные меры, в отличие от общих, имеют своим назначением не-посредственное воздействие на преступность, ее причины и условия путем устранения, минимизации криминальных факторов, оздоровления социальной микросреды и т.п. К таким мерам относятся, например, воспитательная работа с несовершеннолетними правонарушителями и их родителями, профилактические операции и др.

Масштаб применения мер предупреждения преступности несовершеннолетних позволяет выделить следующие группы: общегосударственные меры, осуществляемые в пределах всего государства; региональные – осуществляемые в рамках субъекта Федерации, региона; локальные – осуществляемые в конкретной местности, учебном коллективе в отношении определенной группировки несовершеннолетних. Индивидуальные меры предупреждения связаны с воздействием на поведение конкретного подростка.

Содержание предупредительных мер разнообразно, оно определяется характером деятельности и особенностями ее субъектов. Принято выделять экономические, политические, социальные, демографические, культурно-воспитательные, правовые и иные меры. Круг их достаточно широк.

Важную роль в предупреждении преступлений несовершеннолетних играет правовое воспитание, пропаганда здорового образа жизни, усиление внимания к семье, воспитанию детей. Здесь велики возможности средств массовой информации и наружной рекламы.

По стадиям применения мер предупреждения преступности принято рассматривать раннее предупреждение и предупреждение рецидива преступлений.

Предупредительные меры осуществляются большим количеством участников (субъектов) этого процесса, которые обладают определенной компетенцией.

Г.М. Миньковский выделял следующие группы субъектов предупреждения преступности несовершеннолетних:

- органы власти и управления, организующие программирование, планирование, правовое и ресурсное обеспечение этой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

- институты социального воспитания – семья, школа, трудовой коллектив, учреждения культуры и досуга, осуществляющие меры во взаимодействии;

- органы защиты и социальной, психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи детям и подросткам, находящимся в неблагоприятных жизненных условиях;

- правоохранительные органы, их специализированные подразделения и службы.

Статус органов внутренних дел как субъекта профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних закрепил Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Задачи органов внутренних дел по предупреждению преступлений, одной из которых является предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, определены приказом Министра внутренних дел № 19 от 12 января 2006 года.

Органы внутренних дел, являясь одним из элементов системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, в то же время и сами представляют стройную иерархическую систему отраслевых и функциональных служб разного уровня, которые в своей деятельности, так или иначе, участвуют в организации или осуществлении профилактики. Здесь основная задача органов внутренних дел состоит в установлении и устранении причин и условий, способствующих преступлениям несовершеннолетних. Органы внутренних дел осуществляют предупреждение на общем и индивидуальном уровнях. Здесь основными направлениями являются следующие:

- ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

- воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

- непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

- воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участниками которых являются подростки;

- воздействие на совершеннолетних лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественное поведение и совершение преступлений.

Важным элементом механизма государственной системы профилактики являются подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН).

Исходя из особенностей деятельности, форм существования, основных функций субъектов, можно сделать вывод о том, что общее предупреждение осуществляется всем обществом и государством, их институтами.

В специальном предупреждении преступности несовершеннолетних участвует большое количество субъектов, которые отличаются друг от друга по характеру выполняемых функций, особенностям применения правопредупредительных мер, их объему. В зависимости от этого принято выделять не-специализированные и специализированные субъекты специального предупреждения.К неспециализированным субъектам можно отнести различные общественные формирования: политические партии, религиозные и иные объединения. Важную роль играют и традиционные уличные, домовые комитеты, родительские и педагогические советы.

Определенные задачи по предупреждению преступности несовершенно-летних решают семейные детские дома, социальные и медико-психологические центры, действующие на общественных началах. Отечественный и зарубежный опыт по предупреждению преступности несовершеннолетних свидетельствует о том, что уменьшить подростковую преступность, предотвратить вступление в криминальную среду новых групп несовершеннолетних невозможно без вовлечения в профилактическую работу не только правоохранительных органов, но общественных организаций и объединений.

В отличие от этих субъектов специализированные имеют своим предназначением именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Ведущую роль в предупредительной работе играют государственные правоохранительные органы и суд.

Важное значение здесь имеет деятельность негосударственных субъектов: общественных пунктов охраны порядка, внештатных сотрудников милиции и др. В последние годы появились новые субъекты социализации и профилактического воздействия на отклоняющееся поведение и преступления несовершеннолетних. Фонды: «Правопорядок», «Безопасность», Фонд культуры, Детский фонд, Комитеты (комиссии) по координации деятельности правоохранительных органов, комиссии по борьбе с преступностью и законности, по делам молодежи, центры реабилитации и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи; коммерческие центры «Подросток»; детские приюты; социальные центры лечения и реабилитации несовершеннолетних, страдающих наркоманией и алкоголизмом. И хотя интенсивность деятельности общественных формирований существенно снизилась, многие просто распались, отдельные изменили содержание своей работы, их значение непреходяще.

Министерством внутренних дел во взаимодействии с образовательными учреждениями, другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится работа по восстановлению деятельности общественных формирований правоохранительной направленности и среди подростков и молодежи. Возрождается движение юных друзей милиции, оперативно-молодежных отрядов, юных инспекторов движения.

Главную роль в предупредительной работе играют специальные государственные органы – государственные субъекты: органы прокуратуры, внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие, а также суды. Наибольший объем мер предупреждения преступности несовершеннолетних выполняют органы внутренних дел, поскольку вся их деятельность так или иначе сведена с предупреждением преступности. Между тем конкретные подразделения органов внутренних дел по-разному выполняют функции предупреждения преступности несовершеннолетних. Будучи субъектами предупредительной деятельности все подразделения отличаются друг от друга по характеру выполняемых функций, по их объему, по особенностям применяемых мер и т.д.

Можно выделить три группы специальных субъектов предупреждения подростковой преступности. К первой группе относятся субъекты, которые осуществляют профилактику преступности несовершеннолетних наряду с их основной деятельностью. Они обеспечивают поддержание правопорядка в обществе главным образом путем реализации не профилактических, а других основных функций. Например, основными функциями уголовного розыска являются раскрытие и пресечение преступлений, розыск определенной категории лиц. Профилактика преступлений несовершеннолетних осуществляется уголовным розыском наряду и в процессе реализации его основных функций. При этом используются специфические формы и методы деятельности.

Ко второй группе относятся субъекты профилактики преступности не-совершеннолетних, которые обеспечивают поддержание правопорядка путем реализации нескольких основных функций, при этом одной из них является предупреждение преступности несовершеннолетних. К этой группе субъектов относятся, например, комиссии по делам несовершеннолетних, для которых основными функциями являются: обеспечение социально-правовой охраны несовершеннолетних (организация работы по предупреждению безнадзорности, охрана прав несовершеннолетних и др.); предупреждение правонарушений несовершеннолетних, координация усилий государственных органов и общественных организаций по указанным вопросам; рассмотрение дел о правонарушениях несовершеннолетних.

Третью группу образуют субъекты, которые обеспечивают поддержание правопорядка в обществе прежде всего путем предупреждения правонарушений несовершеннолетних. К этой группе субъектов относятся подразделения по делам несовершеннолетних (ПДН).

Органы внутренних дел организуют работу по предупреждению преступлений среди несовершеннолетних в соответствии с основными принципами предупреждения преступлений в целом и обеспечивают это как на общем, так и на индивидуальном уровне.

Основными направлениями предупредительной работы являются: ограничение влияния негативных социальных факторов, порождающих причины и условия преступности несовершеннолетних; воздействие на причины и условия, способствующие конкретному виду преступности; индивидуальное воздействие на конкретного несовершеннолетнего, могущего совершить преступление; воздействие на группы несовершеннолетних, имеющих антиобщественные установки и склонных к совершению преступлений; выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений.

Органами внутренних дел в целях предупреждения антиобщественных действий несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов, обеспечения социально-педагогической реабилитации используются возможности специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (спец. школы и спец. ПТУ). На территории Российской Федерации таких учреждений 73 (31 спец.школа и 42 спец.ПТУ). Данные учреждения находятся в ведении Минобрнауки России. Особая роль отводится центрам временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (ЦВСНП), находящихся в ведении МВД России, куда доставляются иногородние подростки, совершившие административные правонарушения; несовершеннолетние, которым суд определил нахождение в Центре в качестве меры воздействия (в случае не достижения ими возраста уголовной ответственности).

Всего на территории 72 регионов России 92 центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

В целях совершенствования профилактики повторных правонарушений несовершеннолетних, укрепления взаимодействия органов и учреждений образования и внутренних дел в ряде регионов в порядке эксперимента в отношении несовершеннолетних применяют ювенальные технологии. Это особая система правосудия, при которой суд специализируется именно на рассмотрении административных и уголовных дел несовершеннолетних.

При этом, для всестороннего изучения проблемы и применения наиболее эффективных мер воздействия к подростку, совершившему противоправное деяние, организовано тесное взаимодействие с органами внутренних дел (подразделениями по делам несовершеннолетних), органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, социальными службами.

Положительным является тот факт, что среди осужденных ювенальным судом несовершеннолетних практически никто не совершил преступления повторно.

В Ростовской области, в рамках сотрудничества по Программе развития ООН «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» внедряются ювенальные технологии в правоприменительную деятельность не только судов, но и правоохранительных органов, учреждений и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Такие суды появились в Санкт-Петербурге, Таганроге, Саратове.

Кроме того, в районных судах г. Ростова-на-Дону определена специализация федеральных судей по рассмотрению уголовных дел в отношении несовершеннолетних и введены должности специалистов – социальных работников, оказывающих содействие судье в исследовании личности несовершеннолетнего в ходе досудебной подготовки материалов, изучающих причины и условия совершения преступления, возможность исправления несовершеннолетнего с помощью воспитательных мер воздействия.

Нормативными актами МВД РФ определяется содержание деятельности служб и их сотрудников в соответствии с указанными направлениями. Так, руководители подразделений органов внутренних дел обязаны:

- включать вопросы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних отдельным разделом в планы работы на отчетные периоды;

- практиковать взаимный обмен информацией, проведение совместных профилактических мероприятий, подготовку обобщенных представлений и информаций, выступлений в трудовых коллективах и учебных заведениях, по радио, телевидению, в печати;

- обеспечить контроль за участием подчиненных в выявлении несовершеннолетних правонарушителей, родителей и иных лиц, провоцирующих правонарушения детей, своевременным направлением в подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних сведений об этих лицах и фактах;

- принимать меры к повышению профессионального мастерства работников, занимающихся предупреждением правонарушений среди несовершеннолетних, углублению их специализации.

От подразделений уголовного розыска требуется:

- активизировать работу по предупреждению и раскрытию преступлений несовершеннолетних;

- с участием руководителей горрайорганов внутренних дел систематически анализировать причины, вследствие которых подростки, совершившие преступления, не были своевременно выявлены и не состояли на учете;

- обеспечивать повышение уровня оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях и осуществление на этой основе целенаправленных мероприятий по выявлению и разобщению преступных и анти-общественных групп подростков, предупреждению среди них имущественных и повторных преступлений, фактов пьянства, наркомании, токсикомании и проституции, борьбе с лицами, вовлекающими несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность;

- розыск лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений, школ-интернатов, других детских учреждений или скрывающихся от отбывания наказания, не связанного с лишением свободы.

Применительно к горрайлинорганам подразделения уголовного розыска информируют участковых инспекторов милиции, и подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних о выявленных подростках с устойчивым противоправным поведением для принятия к ним предусмотренных законом мер воздействия.

Следственным подразделениям вменено в обязанность глубоко вскрывать конкретные причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними преступлений, принимать меры к их устранению;

- всесторонне выяснять сведения о личности правонарушителей и информировать об этом подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;

- оказывать воспитательное воздействие на несовершеннолетних во время производства следственных действий;

- тщательно готовить справки-характеристики на несовершеннолетних, совершивших преступления, своевременно направлять их в подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних либо в следственные изоляторы;

- поручать расследование преступлений несовершеннолетних только квалифицированным следователям, прошедшим специальную подготовку.

Определенные задачи поставлены также перед подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями, охраны общественного порядка, информационными центрами, штабами и др.

Специализированным субъектом профилактики в органах внутренних дел являются подразделения по делам несовершеннолетних. Их деятельность регламентирована Наставлением, утвержденным приказом МВД РФ от 6 августа 1993 года, в соответствии с которым эти подразделения осуществляют следующие виды деятельности:

- предупреждение преступлений среди несовершеннолетних;

- принимают меры по укреплению взаимодействия с органами социальной защиты, занятости населения, образования, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами в работе по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;

- оказывают содействие в раскрытии преступлений при наличии достаточных оснований предполагать, что они совершены несовершеннолетними;

- вызывают несовершеннолетних, родителей и лиц, их заменяющих, а также приглашают иных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции, для выявления обстоятельств, связанных с правонарушениями подростков, получают от них необходимые объяснения, сведения, справки и документы;

- задерживают и доставляют несовершеннолетних в приемники-распределители для несовершеннолетних по основаниям, предусмотренным действующим законодательством и нормативными актами МВД России;

- производят предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством действия по материалам в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения их к уголовной ответственности;

- осуществляют в соответствии с действующим законодательством меры по контролю за несовершеннолетними, осужденными к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора;

- направляют в неотложных случаях детей и подростков, оставшихся без родительского попечения, в учреждения органов социальной защиты населения, здравоохранения, образования;

- вносят предложения в органы социальной защиты населения, образования об оказании несовершеннолетним правонарушителям помощи в социально-бытовом устройстве, а также в органы здравоохранения для оказания медицинской помощи несовершеннолетним правонарушителям, употребляющим спиртные напитки, наркотические, психотропные и другие средства, влекущие одурманивание;

- направляют в государственные органы, на предприятия, в учреждения, организации и общественные объединения информацию об обстоятельствах, способствующих правонарушениям подростков, и предложения по устранению этих обстоятельств;

- оказывают в пределах своей компетенции помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям по вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов.

Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних проводят работу по выявлению и профилактике преступлений среди несовершеннолетних:

- освобожденных из мест лишения свободы;

- осужденных к лишению свободы условно либо с отсрочкой исполнения приговора;

- совершивших преступления, но освобожденных от уголовной ответственности в связи с применением мер воздействия либо административного взыскания или вследствие акта об амнистии;

- совершивших общественно-опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

- обвиняемых в совершении преступлений и не заключенных под стражу в период предварительного следствия;

- вернувшихся из специальных учебно (лечебно)-воспитательных учреждений;

- систематически совершающих правонарушения, влекущие наложение административных взысканий.

-Алгоритмом профилактической работы, осуществляемой указанными подразделениями, заключается в следующих процедурах: выявление несовершеннолетних правонарушителей и постановка их на профилактический учет; изучение этих лиц и источников криминогенного воздействия на них; прогнозирование индивидуального преступного поведения и планирование мер предупреждения правонарушений несовершеннолетних; контроль за образомжизни этих несовершеннолетних, коррекция их поведения; непосредственное профилактическое воздействие, применение соответствующих мер профилактики; проверка и оценка результатов профилактической работы.

Основными источниками информации о несовершеннолетних правонарушителях принято считать:

- учеты правоохранительных органов, учреждений здравоохранения, других государственных социальных служб;

- книги и журналы учета преступлений и других происшествий, а также лиц, задержанных и доставленных в дежурные части;

- материалы об административных правонарушениях;

- уголовные дела, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, его прохождении или прекращении;

- копии приговоров суда по уголовным и гражданским делам, где фигурируют несовершеннолетние;

- информации, сообщения, извещения, другие материалы, поступающие из ВТК, приемников-распределителей для несовершеннолетних (центров временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей милиции общественной безопасности), служб и подразделений органов внутренних дел, прокуратуры, суда, государственных и негосударственных социальных служб, общественных объединений;

- заявления, письма и сигнализирующая информация частных лиц;

- корреспонденции и сообщения средств массовой информации;

- оперативная информация органов внутренних дел и материалы криминологических исследований преступлений несовершеннолетних. Кроме того, необходимую информацию можно получить при сверке данных учетов подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, участковых инспекторов милиции, приемников-распределителей для несовершеннолетних, уголовного розыска, дежурных частей, транс-портной милиции, комиссии по делам несовершеннолетних, при оперативном наблюдении за местами возможного появления и концентрации антимобщественного элемента, при проведении профилактической отработки административных участков, различных профилактических рейдов и типовых операций.

Очевидно, что подразделения по делам несовершеннолетних являются центральным звеном в системе органов внутренних дел, так как они проводят основную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних. Это положение определяется тем, что сотрудники ПДН занимаются работой по предупреждению на постоянной основе как профессий, в связи с чем имеют возможность использовать силы и средства органа внутренних дел для выполнения поставленных задач.

В настоящее время является актуальным вопрос о создании в структуре ПДН института школьных инспекторов милиции для осуществления профилактической работы в школах. В обязанности школьных инспекторов входят: выявление и раскрытие преступлений, совершенных учащимися школы или на ее территории; обеспечение общественного порядка; защита школьников от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, грубого обращения. Совместно со школьным психологом инспектору надлежит изучить образ жизни правонарушителей, причин и условия, способствующие противоправному поведению подростков. Значительное внимание должно уделять ранней профилактике наркомании и алкоголизма среди подростков. Под особым вниманием инспекторов должны находиться классы, требующие этого – классы коррекции.

Основными направлениями дальнейшего совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

- гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждение;

- профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, обучение и подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов и практических психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;

- усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;

- признание семьи как ведущего института социализации детей и подростков, осуществление специальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье и, в первую очередь, семьям группы социального риска;

- строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

В целях повышения эффективности функционирования государственной системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних, защиты их прав и более четкого взаимодействия ее субъектов важно определить некоторые общие принципы, обусловливающие их деятельность:

1. Организация деятельности всех субъектов системы профилактики строится на основе концепции комплексной социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи, оказываемой несовершеннолетним с отклоняющимся поведением, а также оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания.

2. Сосредоточение основного внимания в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на выявлении неблагоприятных психолого-педагогических и социально-психологических факторов, обусловливающих отклонение в социальном и психическом развитии детей и подростков, в том числе криминальной среды, и лиц, вовлекающих подростков в преступную и иную противоправную деятельность, и оказание несовершеннолетним соответствующей помощи и защиты.

3. Приоритет индивидуального подхода, при котором анализируется не только правонарушение, но и весь комплекс причин, обуславливающих отклонение в поведении подростка: особенности его личности, состояние здоровья для применения соответствующих воспитательных и профилактических мер с учетом индивидуальных особенностей личности.

4. Научно обоснованная дифференциация и координация деятельности всех субъектов профилактики, обеспечивающая их четкое взаимодействие и комплексный подход в осуществлении профилактической работы.

5. Сбалансированное применение воспитательных и принудительных мер (при доминировании воспитательных мер), социальной помощи (экономической, социально-педагогической, социально-психологической), их преобладание над административно-правовыми, уголовно-правовыми мерами воздействия и наказания.

6. Соблюдение законности при осуществлении защиты личности несовершеннолетних.

7. Привлечение общественных объединений и граждан к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

8. Использование научных достижений и передового опыта деятельности субъектов системы предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Как показывают исследования, граждане страны ожидают от деятельности системы профилактики значительного снижения преступности несовершеннолетних. При этом взрослые считают, что для достижения цели необходима активизация работы досуговых центров; усиление работы школ по организации досуга школьников; применение более жестких мер наказания за сбыт, хранение и употребление наркотиков; осуществление государственных программ по оказанию экономической, юридической, социальной помощи малоимущим и неблагополучным семьям с детьми; ужесточение контроля за родителями, пренебрегающими обязанностями по воспитанию детей или злоупотребляющими родительскими правами во вред детям.

Сами подростки, в ходе исследования, предложили создать в школах кружки, спортивные секции, жестко наказывать родителей, не заботящихся о своих детях, помочь бедным и неблагополучным семьям, загрузить уроками, дополнительными занятиями, а также смягчить меры уголовного наказания.

Мнения, выявленные в ходе исследования, и определяют основные направления предупреждения преступности несовершеннолетних.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 6807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.