Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вынос в натуру проекта трассы




Специальные и обмерные работы

К специальным и обмерным работам относят:

а) разбивочные работы, вынос проекта в натуру;

б) боковое нивелирование;

в) определение прямолинейного объекта, крена сооружения;

г) передача отметок на монтажный горизонт.

Специальные и обмерные работы выполняют при возведении несущих конструкций зданий и сооружений, монтаже колонн, ригелей, балок и монорельсов. Основная сфера применения данных видов работ – строительство.

 

 

Наиболее часто при прокладке подземных сетей используют открытый способ, когда коммуникации укладывают в траншеях. Разбивочные работы заключаются в выносе на местность оси трассы, центров колодцев, углов поворота и др.

На вынос трассы дают специальное техническое задание. Основным документом является разбивочный чертеж, на котором кроме оси трассы и основых ее характеристик 9углов, расстояний) показывают пункты геодезических опорных сетей, красные линии и стабильные долговременные элементы ситуации, используемые для нахождения на местности проектного положения трассы.

Начало и конец трассы, углы поворота и точки врезки привязывают к трем и более опорным точкам, при этом расстояния не должны превышать длины мерного прибора.

Исходным для составления разбивочного чертежа является крупномасштабный план местности с нанесенным на него проектом трассы. Если коммуникации проходит по незастроенной местности с малым количеством надежных контуров, то для определения на местности проектного положения трассы прокладывают теодолитный ход.

Вынос трассы в натуру предусматривает определение на местности начала и конца трассы, поворотных точек, колодцев и других объектов. Для определения начала и конца трассы используют метод перпендикуляров и линейных засечек, исходными пунктами служат стабильные и четко определяемые на плане местности точки. Вынесенные на местность элементы трассы закрепляют временными знаками.

На территории с небольшим количеством контуров для выноса трассы в натуру прокладывают теодолитный ход, его вершины нужно выбирать ближе к ожидаемым углам поворота трассы. Горизонтальные расстояния между вершинами вынесенной трассы измеряют мерными приборами, результаты сравнивают с проектными значениями. Разности не должны превышать установленных допусков, при недопустимых расхождениях следует выяснить причину и при необходимости разбивку переделать. При допустимых расхождениях приступают к разбивке колодцев, для чего, задав теодолитом створ прямолинейного участка, мерным прибором откладывают соответствующие проектные расстояния. При разбивке санитарно-технических коммуникаций допускаются продольные сдвиги до 0,3-0,5 м, к поперечным сдвигам предъявляют более жесткие требования, так как они приводят к нарушению прямолинейности трассы, что осложняет укладку труб.

Углы поворота трассы на местности закрепляют методом пересечения створов. Для получения створа тонкую проволоку или леску натягивают так, чтобы она проходила над точкой поворота трассы, и закрепляют створными знаками за пределами полосы земляных работ. При земляных работах колышек в вершине трассы будет уничтожен и его положение находят на пересечении восстановленных створов. Наиболее благоприятным углом пересечения створов является прямой, в любом случае угол между створами не должен быть менее 60 градусов.

Детальную разбивку траншеи и укладку труб выполняют с помощью обноски, установленной поперек траншеи на высоте 0,4-0,8м. Обноски устанавливают вдоль трассы над каждым колодцем, но не реже чем 50-100м. С помощью теодолита, установленного над створной точкой, продольную ось трассы переносят на Т-образную визирку обноски. По высоте визирку устанавливают нивелиром, в итоге линия, проходящая через верх всех визирок, должна быть параллельна оси трассы. Кроме продольной оси на обноске закрепляют дополнительные оси.

Детальную разбивку траншеи выполняют для производства земляных работ. Через 10-20м на местности колышками отмечают ось и бровки траншеи, для чего между осевыми метками на визирках смежных обносок натягивают струну и отвесом, закрепленным на струне, проектируют положение оси на землю и закрепляют колышком, от которого по обе стороны рулеткой откладывают половину ширины траншеи. Глубину выемки грунта из траншеи определяют переносно ходовой визиркой, ее длина равна высоте стационарных визирок над проектной отметкой дна траншеи.

Чтобы не повредить основание траншеи, на которое будут укладывать трубы, экскаватор не должен вынимать грунт до проектной отметки, последние несколько сантиметров грунта из траншеи вынимаются вручную, уровень дна контролируют по ходовой визирке.

После зачистки дна траншеи выполняют разбивку колодцев. Центры угловых колодцев определяют путем пересечения осей смежных прямолинейных участков трассы, отмеченных струнами, натянутыми между осевым метками стационарных меток. Точку пересечения струн отвесом проектируют на дно траншеи, в этой точке забивают штырь-маяк, головку которого выносят на проектную отметку от ближайшего репера нивелиром. Штырь-маяк отмечает центр колодца и отметку дна его лотка. Укладку труб выполняют обычно после установки колодцев.

Самотечные трубопроводы большого диаметра обычно имеют небольшие уклоны (0.0005-0.005). Для выноса таких уклонов в натуру с ошибкой менее 10% проектные отметки дна лотка трубопровода (дна трубы) нужно определять с ошибкой не более нескольких миллиметров, что можно обеспечить геометрическим нивелированием установленных через 5-10м на проектных отметках штырей-маяков или колышков с шурупами, ввинченными в торцы. Высоту головки шурупа можно изменять ввинчиванием или вывинчиванием его из торца колышка. До уровня, отмеченного в траншее штырями-маяками или головками шурупов, укладывают бетон, на бетонную поверхность укладывают трубы. Перед засыпкой траншеи трубопровода выполняют его исполнительную съемку.

 

3.1.1. Отметка на дно котлована.

 

При проведении геодезических разбивочных работ в процессе возведения зданий и сооружений часто возникает задача передачи проектной отметки на рабочие горизонты: дно котлована или траншеи, высокие части здания и т.п.

Для перенесения проектной отметки на дно глубокого котлована (рис.6) необходимо вблизи верхней бровки котлована соорудить укосину, на которой подвешивают рулетку (или мерную ленту) нулем вниз. На репер А ставят рейку, между репером и рулеткой устанавливают в рабочее положение нивелир. Последовательно визируя на рейку и рулетку, берут отсчеты a и b.

 

 

Рис.5 Передача отметки на дно глубокого котлована.

Далее переносят нивелир на дно котлована, а рейку-на колышек В, забитый на дне котлована. Берут отсчеты по рулетке и рейке (с и d). Тогда отметка дна котлована (верхнего торца колышка В) определится по формуле:

Нв=НА+а-(b-c)-d

Для того чтобы отметка дна котлована была равна проектной Нпр необходимый отсчет по рейке должен быть:

d'=НА+а-(b-c)-Нпр.

Колышек на дне котлована забивают до тех пор, пока отсчет по рейке не станет равным величине d'.

 

3.1.3. Построение линии заданного уклона.

 

Построение линии с проектным уклоном может быть выполнено с помощью нивелира или теодолита.

Пусть из точки А в направлении АВ требуется разбить линию длинной d, с заданным уклоном iпр (рис.7)

Отложив на местности проектное расстояние d, отмечают колышком точку B и вычисляют ее проектную отметку.

НВ=НА+iпрd

Между точками А и В устанавливают нивелир и, взяв отсчет по рейке на точке А, находят горизонт прибора.

ГП=НА+а

Затем вычисляют отсчет по рейке, который должен соответствовать проектному положению торца колышка в точке В.

b=ГП-НВ=НА+а-НB

и выносят отметку точки В. Линия, соединяющая торцы колышков в точках А и В, и будет линией с заданным уклоном.

При разбивке на местности линий со значительными уклонами iпр или углами наклона γпр используют теодолит. Для этого в точке А устанавливают теодолит, измеряют его высоту i и отмечают ее на рейке. От точки А откладывают наклонное расстояние D=d/cos γпр и отмечают полученную точку В колышком.

Заранее определив МО вертикального круга, вычисляют отсчет при КЛ (или КП), соответствующий проектному углу наклона γпр, и устанавливают этот отсчет на вертикальном круге теодолита. Затем на колышек в точке В ставят рейку и колышек забивают до тех пор, пока отсчет по рейке не станет равным высоте теодолита

 

 

Рис.6 Схема построения линии с проектным уклоном: а- с помощью нивелира; б- с помощью теодолита

При больших длинах линий с заданным уклоном в створе линии разбивают ряд промежуточных точек. Для точного определения по высоте положения промежуточных точек используют нивелир (рис. 7).

 

Рис.7. Схема разбивки по линии промежуточных точек: а – с помощью нивелира; б- с помощью визирок.

 

Нивелир устанавливают в точке А так, чтобы один из подъемных винтов подставки был расположен по направлению АВ. Измеряют высоту прибора i и вращением подъемного винта устанавливают средний горизонтальный штрих сетки нитей на отсчет, равный i, по рейке в точке В. Последовательно перенося

рейку в промежуточные точки 1 и 2, забивают в них колышки так, чтобы отсчеты по рейке в этих точках равнялись высоте прибора i.

При больших уклонах вместо нивелира в точке А устанавливают теодолит, трубе которого придают требуемый наклон.

При высотных разбивках для земляных работ детальное построение наклонной линии выполняют с помощью визирок, представляющих собой деревянные бруски с поперечной планкой; высота визирок должна быть одинаковой. Две постоянные визирки устанавливают в точках А и В, наблюдатель визирует глазом по верхним обрезам планок этих визирок и получает визирный луч ab заданного уклона. Его помощник последовательно устанавливает третью, ходовую визирку на промежуточных точках и забивает в этих точках колья так, чтобы верхний обрез ходовой визирки совпадал с линией визирования.

 

3.1.4. Построение проектного угла.

 

Построение на местности горизонтальных углов заданной величины может быть выполнено теодолитом двумя способами: 1) с точностью, равной точности теодолита; 2) с точностью, превышающей точность теодолита.

1-й способ (рис.8а). Проектный угол β дважды откладывают от исходного направления с помощью теодолита при КЛ и КП, отмечая на местности точки С1 и С2. Вследствие приборных погрешностей эти точки обычно не совпадают. разделив расстояние С1С2 пополам, закрепляют на местности точку С. Отложенный угол АВС=β будет отличаться от проектного его значения не более чем на величину точности теодолита.

 

Рис.8. Схемы построения проектного угла.

2-й способ (рис.8б). С помощью теодолита откладывают на местности при одном положении трубы значение угла и закрепляют полученное направление точкой С0. Затем 2-3 полными приемами или повторениями измеряют угол ВАС0 и получают его значение βизм с повышенной точностью.

Зная величину проектного угла βпр находят разность

∆β=βпр-βизм.

Измерив расстояние АС0=d, вычисляют линейное смещение

р=∆β''/р''*d

Величину р откладывают по перпендикуляру к линии АС0 и закрепляют точку С. Полученный угол ВАС для контроля измеряют тем же числом приемов, что и угол ВАС0.

 

Заключение

В ходе прохождения учебной практики мы приобрели опыт работы с геодезическими приборами и убедились в необходимости точности измерений. Овладели техникой геодезических измерений и построений.

Влиятельными факторами являются:

- погода

- рельеф местности.

Как будущие специалисты мы обязаны знать основы геодезии и уметь работать с геодезическими приборами, читать планы и карты и по ним решать инженерные задачи.

Мы ознакомились с методикой выполнения полевого трассирования автодороги, с методом решения следующих инженерно – геодезических задач:

- построение на местности угла заданной величины;

- построение на местности проектного расстояния или линии заданной длины;

- вынесение на местность точки с заданной отметкой;

- построение на местности линии и плоскости заданного уклона;

- передача отметки на дно котлована и на монтажный горизонт;

- определение высоты объекта;

- определение расстояния до недоступного объекта;

 

 

Литература:

1. Хейфец Б.С., Данилевич Б.Б. «Практикум по инженерной геодезии». М.: Недра, 1979. 332 с., ил.

2. Геодезия: учебное пособие для вузов / Г.Г. Поклад, С.П. Гриднев.-2-е изд.-М.: Академический Проект, 2008-592с.

3. Багратуни Г.В., Ганышин В.Н., Данилевич Б.Б. и др. «Инженерная геодезия». – М.: Недра, 1984.

4. Новак В.Е., Лукъянов В.Ф, Буш В.В. и др. «Курс инженерной геодезии». – М.: Недра, 1989.

5. «Руководство по топографическим съемкам в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500. Наземные съемки». М.: Недра, 1977.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 6370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.