Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жан-Жак Руссо




Дэвид Юм

 

Он считает, что люди создают мнение не из-за страха перед одобрением или изоляцией, а потому что они любят славу, они хотят быть не хуже других. Человек склонен гордится не только такими очевидными вещами, как красота, богатство и власть, но и своей репутацией, статусом, именем.

Мнение довлеет не только над индивидом, но и очень важно для государства. Он считает, что управляющие не могут опереться ни на что, кроме мнения и одобрения, правительство основывается единственно на мнении.

В американском просвещении 18 в. было два направления: либеральное и консервативное. Юемократы дословно следовали идее Юма, например, Томас Джефферсон рассматривал общество ни как единственное средство контроля за деятельностью правительства со стороны народа, при этом он абсолютизировал давление общественного мнения. Всякое государственное решение должно приниматься с помощью референдума весь народ должен решать в интересах всего народа.

Джефферсон считал, что индивиды должны слепо следовать общественному мнению, а чьи взгляды отличаются от общественных должны подвергнуть их сомнению и изменить.

Представители консервативного направления (Джеймс Мэдисон – один из создателей американской Конституции). Осторожно высказывается по поводу общественного мнения. Он считает, что человек очень противоречивое и двойственное существо и в силу этого нельзя слепо следовать мнениям, созданными людьми. Например: сила убеждений мнений индивида и степень их практического влечения на поступки человека, его поведение в значительной мере зависит от представлений индивида о том, сколько других людей думают также, как он. Мэдисон считает, что люди следуют не правильным мнениям, а мнению большинства. Человек всегда стремиться оказаться в группке, в толпе и поступать как друш.

Всякое обращение к народу говорит о том, что в человечестве не все в порядке: если правительство проводит референдум, оно потакает желаниям людей, желания людей могут расходится с реальными интересами общества.

 

 

Первым вводит термин общественное мнение. Рассматривает проблему природы общественного мнения, считает, что она двойственна, с одной стороны, это явление, а с другой – отрицание.

«+» Общественное мнение положительно, потому что оно вызывает общность интересов, подчиняет индивида обычаям и традициям, способствует сохранению общества.

Также как и Локк Руссо считает общественное мнение одним из законов общества (Общественное право, уголовное).

Главная задача закона общественного мнения – охранять общество об порчи. Исполнять общественное мнение, следить за его исполнением должна особая инстанция – цензура, причем цензор стоит над государством, к нему должны прислушиваться как народ, так и монарх. Его задача также предвосхищать общественное мнение, эту функцию Руссо называет функцией рупора, так как человека нельзя заставить следовать общественному мнению.

На роль цензора следует назначать маршальский суд чести, который обладает наивысшим моральным престижем.

«–» общественное мнение оказывает неблагоприятное влияние на отдельного индивида, но положительное на общество в целом. Каждый человек старается выделиться, потребность в признании, престиже, она в конце концов приводит к разрушению общества, именно здесь пагубное влияние общественного мнения.

Человек-дикарь свободен от стремления к признанию, наградам, он самодостаточен, человек-дикарь превращается в человека социального, который всегда повернут вовне, ощущение жизни он получает через восприятие того, что думают о нем другие.

 

В одной своей половине человек проявляет подлинные свои потребности, а в другой он действует под влиянием мнения других. Отсюда противоречия между совестью человека и необходимостью следовать долгу, потому вся жизнь человека – это компромисс.

 

Алексис де Токвиль (середина 19 века)

Работа-эссе: «Демократия в Америке».

Сравнивает демократию и аристократию, и в этих разных устройствах видит разную роль общественного мнения.

В аристократии встречаются люди, которые в силу собственной души, воли могут бороться с мнением других, в демократиях все обстоит иначе «у них общественное признание кажется столь же необходимым, как воздух, которым дышим и человек, живущий в разладе с массами все равно, что не живет вообще».

Одна из причин порождающая тиранию общественного мнения – это равенство условий существования людей. Когда условия различаются, то люди отличны друг от друга. Большинство людей прислушивается к интеллектуалам, элите, а не к массе, если же в обществе наблюдаться равенство условий существования, то люди омассовляются, при этом уменьшается доверие к конкретному человеку и уменьшается доверие к мнению массы в целом.

Поскольку люди живут в равных условиях, то общественное мнение – это сумма индивидуального мнения. В демократии происходит освобождение человека от зависимости другого человека, но появляется зависимость человека от массы, от общества в целом, от реального большинства. Причем эту зависимость от мнения большинства испытывает не только отдельный человек, но и правительство.

Равенство оказывает двойственное влияние:

1. развничивает;

2. множество равных освобождает каждого отдельного человека от необходимости думать самостоятельно. Токвиль называет демократии – тиранией большинства.

 

Георг Гегель (середина 19 в)

 

Работа «Философия права»

Гегель рассматривает общественное мнение в связи с государственным устройством общества. Он выделяет в государстве законодательную и правительственную власть, и еще одна власть – совещательный момент, власть эту исполняет определенное сословие – это и есть общественное мнение, совещательный момент – это так называемые общие дела по поводу проблем, которые вызывают всеобщий интерес и составляют природу общественного мнения. Простые люди высказывают суждения о каких-то делах, далее их рассуждение получает более широкое распространение впоследствии дискуссий, эти дискуссии осуществляют люди, которые обладают некоторой властью, и в ходе дискуссии происходит отделение главного, основного от не главного, то есть общественное мнение вырабатывается рациональным путем.

Гегель критично подходит к роли общественного мнения в государстве считал, что, несмотря на рационализацию дискуссии в общественном мнении находится как истинное суждение, так и заблуждение. Поэтому общественное мнение не может быть критерием того, что на самом деле нужно. Общественное мнение может нанести какие-то проблемы, но оно не обладает способностью находить пути их решения. Общественное мнение не может оценивать само себя, критиковать. Его роль давать советы, а тот субъект, которому принадлежит решение – это монарх.

До середины 19 века общественное мнение было исключительно мнение элиты общества – информированные и нравственно достойные люди (писатели), которые в результате дискуссий вырабатывали какое-то мнения, которое потом оглашались через их труды, работы и это мнение противостояло другому мнению, общественное мнение → мнению толпы. Общественное мнение понималось как публичное высказанное мнение. К концу 19 в происходят некоторые изменения в политической жизни Европы: подъем массовых движений, подъем массовых манифестаций, начинает формировать первое средство массовой коммуникации – общенациональная пресса, общественное мнение уже не мнение элиты, а мнение аудитории, читающей прессу.

Работа 1901 «Общественное мнение и толпа» Тард прослеживает развитие популярной журналистики, формирование публики и появление нового общественного мнения, основу которого составляет публика – это результат нового соединения людей, характерного для индустриальных обществ.

Действия толпы по Гарду носят повторяющийся и неистовый характер, действия начинаются внезапно, по воле экстремальных обстоятельств (голодный бунт во Франции 18 в).

Действия толпы является локальным и неустойчивым, быстро вспыхивают и также быстро гаснут. Действия всякой толпы характеризуются бедностью воображения, придумываются одни и те же лозунги и символы.

Толпа всегда характеризируется «удивительной нетерпимостью, гротестностью высокомерия и подозрительностью, порожденной иллюзией всемогущества».

 

Тард противопоставляет толпу публике, которая появилась вследствие манифестации – публичное выражение общины, не носящие агрессивный характер.

Действия публики продуманы и рассчитаны, мене локальны, длятся дольше и могут продолжаться после окончания манифестации.

Существовало множество локальных газет, которые не подозревали друг о друге, они касались профессиональных нужд индивидов, о сплетнях вокруг личностных жизней. С появлением общенациональной прессы происходит передача мысли на расстоянии, позволяющая всем категориям населения принимать одновременное участие в обсуждении. По Тарду одновременно внушая множеству частных бесед одинаковые сюжеты пресса создает группы, члены которые хоть и пространственно разобщены, но имеет одну интеллектуальную сущность.

Расширение публики, считает Тард связано с количественным увеличением числа лиц, входящих в эту публику. Помимо публики оформляется новая группа, которую можно назвать лидерами мнений – журналисты, непосредственно участвуют в манифестациях, выступают от имени публики своей газеты.

Публика демонстрирует себя с помощью журналистики, навязывает себя государственным деятелям и в этом сила общественного мнения «Истинность и сила общественного мнения состоит не в его правильности, а в количественной силе, т.е. в числе индивидов, которые в данный момент разделяют это мнение. Это происходит потому, что общественное мнение не столько обсуждается, сколько механически потребляется».

 

Бентли рассматривает теорию носителей общественного мнения, Бентли рассматривает проблему групп давления или групп интересов как субъектов общественного мнения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.