Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уолтера Липпмана




1. Общественное мнение как «тематизация» социального пространства в теории Никласа Лумана.

2. Рационалистические концепции общественного мнения нормативно-морализующую теорию Юркена Хабермасса.

3. Интеграционные теории общественного мнения.

Теория общественного мнения как «спирали молчания» Элизабет Ноэль-Номан.

4. Инструменталистские теории общественного мнения.

5. Критика инструментализма в подходах к общественному мнению со стороны рационалистов (Г. Блумер и Пьер Бурдье), со стороны интеграционистов (Элизабет Ноэль-Нойман).

 

Уолтер Липпман это американский социолог и журналист. В 1922 «Общественное мнение», которое позднее стало классической теорией общественного мнения. В этой работе Липпман не просто описал общественное мнение.

Определение общественного мнения по Липпману: те черты внешнего мира, которые имеют отношение к поведению других людей в той мере, в какой это поведение пересекается с нашим, зависит от нас и интересует нас, - мы называем общественное мнение.

Он говорит, что те образы, которые существуют в сознании человека – образы себя, других людей и т.д. – все это составляет предмет общественного мнения.

Основной задачей его работы было раскрыть, разрушить иллюзию человеческого восприятия, людям кажется, будто они наблюдают действительность рационально, во всей полноте, используя при этом различные средства информации. Липпман берется отрицать это.

Первый реальный механизм восприятия – это редукция сложности. Липпман полагает, что окружающий мир настолько сложен, изменчив и обширен, что человек не может воспринимать внешнюю информацию по всей полноте. На самом деле человек воспринимает упрощенную модель внешнего мира, то есть он осуществляет редукцию сложности.

 

Второй механизм – это селективность или избирательность восприятия.

Человеческое сознание стремиться не к противоречивости, то время как окружающий мир это источник противоречий и искажений. Человек выбирает из мира те черты, которые соответствуют уже имеющимся в сознании образам или же не противоречат интересам и установкам людей.

Результат: либо человек видит то, что хочет увидеть или услышать, то есть выбираемая внешняя информация должна соответствовать ожиданиям человека, если такого соответствия нет, то человек может поступить трояким образом:

1. он сознательно или неосознанно делает вид, что противоречащей информации не существует;

2. он изменяет внешнюю информацию под себя;

3. человек изменяет собственные ожидания.

 

Липпман говорит о том, к каким результатам это приводит:

1. самореализующее пророчество, это означает, что предсказание или ожидание чего-то от внешнего мира осуществляется благодаря собственным действиям индивида.

2. коллизия, если человек исходит из ложных предположений, строит свои действия на них, то результат чаще всего не совпадает с реальностью и в итоге с опозданием и вынужденным дополнительным риском происходит вынужденная коррекция картин мира в нашей голове.

 

Символы, образы, фантазии, стандартные версии, привычные схемы, размышления и стереотипы. Все эти термины раскрывают термин стереотип.

Слово стереотип Липпман заимствовал из техники газетопечатанья. Человек воспринимает окружающий мир в стереотипной форме, при этом сами стереотипы не формируются индивидуально, а как бы извлекаются извне. Основной источник их формирования – это средство массовых коммуникаций. Почему? Он говорит, что всякая газета приходящая к читателю есть результат целой серии фильтров, то есть прежде чем информация приходит к читателю она претерпевает целый ряд упрощений и изменений.

Правила журналистики:

- журналистский текст должен быть ясным и передавать информацию без противоречий;

- внимание акцентируются на чрезвычайных фактах, конфликтов и неожиданностей;

- всякая информация должна содержать некоторую полезность для читателя, то есть у читателя должна быть личная заинтересованность в ней.

Поскольку критерии отбора у всех журналистов примерно одинаковы, то совпадение сообщений производит на читателя впечатление подтверждающихся известий. Сам человек, потребляя информацию из газет, выбирает уже в ней то, что соответствует уже имеющихся в его сознании стереотипам.

Такой механизм приводит к результату: в сознании массового читателя существует такая иллюзия, что то, о чем не сообщают, не существует на самом деле.

Из чего состоит общественное мнение по Липпману?

Липпман сравнивает свою теорию и предшествующие теории.

«Старая теория утверждает, что общественное мнение представляет собой моральное суждение относительно ряда факторов, теория же, которую я представляю, говорит, что общественное мнение преимущественно является морализованным и кодифицированным вариантом самых фактов».

 

«Социальные системы» 1984 г.

Никлас Луман: категории системы, наблюдателя, автопоэзиса, смысла и коммуникации.

Не дает специального определения для системы, все, что существует – система. Три этапа ее существования:

жизнь,

сознание,

коммуникация.

Все этапы существования Луман называет «наблюдение».

Наблюдатель – это лицо, группа лиц или система, которая наблюдает за другой системой.

Каждый наблюдатель воспринимает другую систему в определенных пределах, тоесть с некоторыми ограничениями.

 

Автопоэзис (взято из биологии) – самовоспроизводство. Способ воспроизведения системы из своих же элементов. Каждая система – это замкнутое образование, существующее само по себе, для его развития не нужно толчка из внешнего мира.

Смысл – это то значение, которое обладает наблюдаемое для наблюдателя.

Коммуникация – это автопоэтическая операция, состоящая из 3-х неразрывно связанных элементов:

информации,

сообщение информации,

понимание информации.

Ни один из этих элементов не может существовать без 2-х других.

 

Луман считает, что в обществе как в системе одновременно коммуницируется множество тем, одни становятся актуальными, тоесть отбираются обществом, а другие не отбираются. Этот процесс отбора актуальных тем Луман называет тематизация. Осуществляет это специальный механизм, который Луман называет общественным мнением. Луман говорит, что общество отбирает темы по определенным правилам внимания.

 

Правила:

- тема оглашается на повестке дня.

- далее она становится предметом обсуждения (доступной). Доступность достигается благодаря наличию в общественном мнении некоторых формул или стереотипов, которые задают привычные рамки.

- вокруг тех или иных тем формируются определенные позиции, которые отшлифовываются в дискуссиях.

 

Луман считает, что политическая система, которая базируется на общественном мнении должна быть единой не относительно правила принятия решения по каким-то вопросам, а относительно правил принятия во внимание.

В обществе происходит жесткая конкуренция вокруг тем и вокруг их места в общественном мнении. Темы живут в обществе своей жизнью и их распространение подчиняется своим законам, часто не зависит от других индивидов, поэтому Луман считает, что нету в общественном мнение субъекта, общественное мнение он не привязывает к отдельным индивидам или группам индивидов, а связывает это с темами.

 

Два случая существования темы:

1. Тема сливается полностью с мнением, по какой-либо теме имеется только одно мнение – это общественная мораль, которая порождает формы поведения людей, которые освещаются правом.

2. Тема и мнение о ней не совпадают, возникает конфликт и борьба между сторонниками и противниками какого-то мнения и в этой борьбе важнейшее место отводится средствам массовых коммуникаций, которые манипулируют сознанием людей, задавая не только саму тему, но и отношение к ней.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.