Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика Л.А.Йовайши




Определение профессиональных склонностей

Ключи

Обработка результатов

Бланк ответов

а б а б а б а б а б
                             

Подсчитывается сумма баллов по каждому показателю, обозначенному буквенным символом, с помощью «ключа».

А - склонность к работе с людьми,

Б - склонность к умственным видам работ,

В - склонность к работе на производстве,

Г - склонность к эстетике и искусству,

Д - склонность к подвижным видам деятельности,

Е - склонность к планово-экономическим видам работ или

степень материальной заинтересованности.

А: 36. 5б. 76. 96. 146 17a. 20б. 23a. 25а. 27а.

Б: 1a. 3a. 6a. l0б. 12б. 156. 18а. 21б. 25б. 28а.

В: 4б. 8б. 12а. 14а. 16а. 19а. 21а. 23б. 26б. 30б.

Г: 2a. 5a. 8a. 10а. 13б. 16б, 18б. 22б. 27б. 29б.

Д: 2б. 6б. 9a. 11a. 13a. 17б. 19б. 24a. 28б. З0а.

Е: 1б. 4а. 7а. 11б. 15а. 20а. 22а. 24б. 26а. 29а.

 

Уровень выраженности показателей определяется по таблице.

Шкала оценки выраженности профессиональных склонностей

Методика Л.А. Йовайши.

Определяемые качества Выборка (Пол) Условные обозначения показателей Уровень выраженности качества
Высокий   Выше среднего Средний Ниже среднего Низкий
Склонности Мужская А Б В Г Д Е ³ 18 ³ 18 ³ 24 ³ 17 ³ 21 ³ 15 16-17 22-23 14-16 19-20 13-14 14-16 20-21 12-13 17-18 11-12 13-14 18-19 10-11 14-15 9-10 £ 12 £ 12 £ 17 £ 9 £ 13 £ 8
Женская А Б В Г Д Е ³ 19 ³ 18 ³ 18 ³ 22 ³ 21 ³ 16 15-17 15-17 20-21 19-20 14-15 16-17 13-14 13-14 18-19 17-18 12-13 11-12 16-17 15-16 10-11 £ 14 £ 11 £ 10 £ 15 £ 14 £ 9

 

Анализ результатов и выводы

После оценки уровня выраженности каждой склонности можно выделить те сферы профессиональной деятельности, к которым проявляются наиболее выраженные склонности (высокий уровень).

Можно сравнить уровень выраженности склонностей с направлением своей будущей профессии и сделать вывод о том, проявляются ли склонности к своей профессии.

Например, для профессии менеджера, экономиста необходимы развитые склонности к работе с людьми (А), к умственным видам работ (Б), а также к планово-экономическим видам работ (Е). Однако, последний показатель включает в себя не только оценку склонности к планово-экономическим видам труда, но и степень материальной заинтересованности. Поэтому, чтобы дифференцировать эти части показателя Е, можно выдвинуть следующую гипотезу: так как планово-экономические виды работ относятся к умственной деятельности, то у человека должны быть на достаточно высоком уровне склонность Б. Если Б ниже Е, то преобладает мотив материальной заинтересованности в данном виде работ.

 

 

Инструкция: в вопроснике дается перечень положений или вопросов, имеющих два возможных ответа. Укажите, какому из ответов вы отдаете предпочтение, и внесите ответ в соответствующую клеточку таблицы склонностей. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаково интересными, в таком случае Вы должны все же отдать предпочтение одному из них.

 

 

БОЛЕЕ (А), ЧЕМ (Б)

 

ПРЕДПОЧИТАЮ (А), НО НЕ (Б)

 

ПРЕДПОЧИТАЮ (Б), НО НЕ (А)

 

БОЛЕЕ (Б), ЧЕМ (А)

 

 

1. Некоторые люди считают, что важнее:

 

а) много знать, чем

б) создавать материальные блага. Правы ли они?

 

2. Что вас больше всего привлекает при чтении книг:

 

а) прекрасный литературный стиль;

б) яркое изображение смелости и храбрости героев?

 

3. Какое награждение вас больше бы обрадовало:

 

а) за научное изобретение;

б) за общественную деятельность на общее благо?

 

4. Если бы вам предоставилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:

 

а) директора универмага;

б) главного инженера завода?

 

5. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:

 

а) то, что они несут людям искусство и красоту;

б) то, что они выполняют общественно-полезную работу?

 

6. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в будущем будет иметь доминирующее значение:

 

а) физика;

б) физическая культура?

 

7. Если бы вас предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:

 

а) на создание необходимых удобств (образцовая столовая. комната отдыха и пр.);

б) сплочение дружного и трудолюбивого коллектива?

 

8. Вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:

 

а) цвет, совершенство формы?

б) их внутреннее устройство (как и из чего они сделаны)?

 

9. Какие черты характера в человеке больше нравятся:

 

а) мужество, смелость, выносливость;

б) дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти?

 

10. Представьте, что вы профессор университета. Какому бы предмету вы отдали предпочтение в свободное от работы время:

 

а) занятиям по литературе;

б) опытам по физике, химии?

 

11. Вам предоставляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы бы охотнее поехали:

 

а) как известный спортсмен на международные соревнования;

б) как известный специалист внешней торговли с целью покупки необходимых товаров для вашей страны?

 

12. В газете две статьи разного содержания. какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность:

 

а) статья о машине нового типа;

б) статья о новой научной теории?

 

13. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:

 

а) слаженность ходьбы, бодрость, грациозность участников парада;

б) внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.)?

 

14. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:

 

а) чем-то практическим (ручным трудом);

б) общественной работой (на добровольных началах)?

 

15. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели:

 

а) выставку новых продовольственных товаров;

б) выставку новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии)?

 

16. Если бы в школе были только два кружка, какой бы вы выбрали:

 

а) технический кружок;

б) музыкальный?

 

17. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить больше внимания:

 

а) на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего;

б) на спорт, так как это нужно для укрепления их здоровья?

 

18. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали:

 

а) научно-популярную;

б) литературно-художественную?

 

19. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:

 

а) работа с машинами;

б) ходячая работа (агроном, лесничий, дорожный мастер)?

 

20. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:

 

а) подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага;

б) подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим это делать?

21. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь:

 

а) Поповым, Циолковским;

б) Менделеевым, Павловым?

 

22. Что важнее для человека:

 

а) создавать себе благополучный, удобный быт;

б) жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусства, создавать искусство?

 

23. Для благополучия общества необходимы:

 

а) правосудие;

б) техника. Что на ваш взгляд важнее для будущего человечества?

 

24. Какую из двух книг вы с большим удовольствием читали бы:

 

а) о достижениях спортсменов нашей стране;

б) о развитии промышленности в нашей стране?

 

25. Что обществу принесет больше пользы:

 

а) забота о благосостоянии граждан;

б) изучение поведения людей?

 

26. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым:

 

а) и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;

б) лучше создавать такую технику, которой можно было бы самим воспользоваться в быту?

 

27. Какие лекции с большим удовольствием слушали бы вы:

 

а) о выдающихся ученых;

б) о выдающихся художниках?

 

28. Какого характера научную работу вы бы выбрали:

 

а) работу с книгами в библиотеке:

б) работу на свежем воздухе в экспедиции?

 

29. Что бы вас больше заинтересовало в печати:

 

а) известие о розыгрыше денежно-вещевой лотереи;

б) сообщение о состоявшейся художественной выставке?

 

30. Вам предоставляется выбор профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:

 

а) физической культуре или другой работе, связанной с движением;

б) работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники?

 

За каждый совпавший ответ с ключом - 1 балл:

 

1. Склонность к работе с людьми:

ответ "а": 17,23,25,27

ответ "б": 3,5,7,9,14,20

 

2. Склонность к умственным видам работы:

ответ "а": 1,3,6,18,28

ответ "б": 10,12,15,21,25

 

3. Склонность к работе на производстве:

ответ "а": 12,14,16,19,21

ответ "б": 4,8,23,26,30

 

4. Склонность к эстетике и искусству.

ответ "а": 2,5,8,10

ответ "б": 13,16,18,22,27,29

 

5. Склонность к подвижным видам деятельности:

ответ "а": 9,11,13,24,30

ответ "б": 2,6,17,19,28

 

6. Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности:

ответ "а": 4,7,15,20,22,26,29

ответ "б": 1,11,24

 

Шкалы оценок для мужчин:

 

1. Склонность к работе с людьми:

0..12: низкий

13..14: ниже среднего

15: средний

16..17: выше среднего

18..30: высокий

 

2. Склонность к умственным видам работы:

0..12: низкий

13: ниже среднего

14..16: средний

17: выше среднего

18..30: высокий

 

3. Склонность к работе на производстве:

0..17: низкий

18..19: ниже среднего

20..21: средний

22..23: выше среднего

24..30: высокий

 

4. Склонность к эстетике и искусству.

0..9: низкий

10..11: ниже среднего

12..13: средний

14..16: выше среднего

17..30: высокий

 

5. Склонность к подвижным видам деятельности:

0..13: низкий

14..15: ниже среднего

17..18: средний

19..20: выше среднего

21..30: высокий

 

6. Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности:

0..8: низкий

9..10: ниже среднего

11..12: средний

13..14: выше среднего

15..30: высокий

 

Шкалы оценок для женщин:

 

1. Склонность к работе с людьми:

0..14: низкий

15: ниже среднего

16..17: средний

18: выше среднего

19..30: высокий

 

2. Склонность к умственным видам работы:

0..11: низкий

12: ниже среднего

13..14: средний

15..18: выше среднего

18..30: высокий

 

3. Склонность к работе на производстве:

0..10: низкий

11..12: ниже среднего

13..14: средний

15..17: выше среднего

18..30: высокий

 

4. Склонность к эстетике и искусству.

0..15: низкий

16..17: ниже среднего

18..19: средний

20..21: выше среднего

22..30: высокий

 

5. Склонность к подвижным видам деятельности:

0..14: низкий

15..16: ниже среднего

17..18: средний

19..20: выше среднего

21..30: высокий

 

6. Склонность к планово-экономическим видам работ или степень материальной заинтересованности:

0..9: низкий

10..11: ниже среднего

12..13: средний

14..15: выше среднего

16..30: высокий

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.