КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ. для студентов, обучающихся по специальности «Психология»
Учебное пособие ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ для студентов, обучающихся по специальности «Психология»
Иркутск
УДК: 159.9(075) ББК 88.3
Организация и проведение психологического исследования: учеб. пособие / Юркова М.Г. – Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2014. – с. 164
В пособии изложены наиболее важные для исследовательской практики начинающих профессиональную деятельность психологов методологические и методические проблемы исследования. Рассматриваются принципы и нормы организации исследования как практической деятельности психолога, последовательность необходимых этапов при проведении самого исследования. Выделяются некоторые особенности обработки и интерпретации психологической эмпирики. Цель – показать важность методологии исследования для начинающего исследователя и необходимость осуществления им каждого шага независимо от сложности и разнообразия задач, стоящих в конкретной работе. Предназначено для студентов специальности «Психология» всех форм обучения.
Рецензент: Диянова З.В., канд. пед. наук, доцент кафедры общей психологии ИГУ
СОДЕРЖАНИЕ
При проведении психологического исследования у студентов-психологов (и не только у них) часто возникают вопросы методологического и методического характера: с чего начать? Что представляют собой такие действия как выбор концепции данной работы, понятийного аппарата, методик, плана, интерпретации, последовательности действий и т.д. Эти вопросы целостно не излагаются ни в одной учебной дисциплине. Несмотря на то, что, как правило, к 4 курсу студент уже имеет опыт проведения самостоятельного исследования при выполнении курсовых работ, общего представления о строгой последовательности необходимых шагов в теоретической и эмпирической части деятельности у него не сложилось по простой причине – очень многое за него выполнялось руководителем, включая формулирование темы и выбор необходимой литературы. Вопросы методического характера достаточно плохо освещены в доступной литературе, разбросаны по монографиям или статьям различных авторов в виде отдельных замечаний или рекомендаций. Даже в обобщающих работах по психологическому исследованию (Д. Кэмпбелл, В.Н. Дружинин) не конкретизируются все необходимые этапы. Значительно лучше эти вопросы отражены в работах по методологии науки в отношении естественнонаучных исследований. В то же время не все положения, справедливые, например, для физики, подходят психологии. Кроме того, многие методологические работы психологам не известны, тем более студентам. А многие проблемы значимы только для психологии. Что характерно для сегодняшней методологии исследования в психологии? Отсутствие общепсихологической теории исследования, «размытые» границы научных школ, а отсюда – несогласованность в определении понятий и слабая согласованность различных эмпирических результатов между собой. Это далеко не все существующие методологические проблемы науки. Но студенты, приступая к конкретному эмпирическому исследованию, о методологических проблемах не задумываются. Гораздо чаще их интересует вопрос о том, что и как исследовать, где собирать эмпирику? Т.е. характер их вопросов скорее организационный и методический. И в последнюю очередь занимает их проблема обработки и интерпретации собранных данных, которая с неизбежностью появляется в конце исследования. Но отсутствие интереса к методологическим проблемам научного исследования не позволяет студенту (будущему бакалавру, магистранту, аспиранту…) «держать в голове» весь исследовательский путь от начала и до конца (например, до текста выпускной работы). Это приводит и к организационным, и к методическим просчетам, таким как: необоснованность выбора методик и теоретических оснований в конкретной эмпирической работе, а также некорректность применения математико-статистических моделей обработки. Цель данного пособия – представить эмпирическое психологическое исследование как целостный процесс, где вся последовательность исследовательских действий логически связана: каждый шаг вытекает из предыдущего и обусловливает последующий. Логика исследования позволяет избежать многих ошибок начинающему психологу (например, определиться с временными интервалами, нужными для выполнения конкретной части работы) и получить достаточно надежные результаты, т.е. хорошо обоснованные эмпирические факты, «встроенные» в теоретический и эмпирический контекст науки. Учебное пособие состоит из трех частей. В первой главе представлены теоретические посылы методологических основ выполнения любого психологического исследования, на которые начинающим исследователям в первую очередь надо обратить внимание. Во-первых, это вопросы планирования, продумывания типа и этапов исследования, написания программы исследования, а, следовательно, выбора проблемы и темы, целей, формулирования объекта, предмета и пр. Продвинутым в этой области исследователям советуем углубить свои познания или утвердиться в уже имеющихся приоритетах. Вторая глава содержит практические рекомендации и примеры планирования сбора эмпирического материала, его математической и статистической обработки, анализа и интерпретации данных. Также вы найдете стандарты и примеры с пошаговыми действиями компьютерной обработки данных некоторых типовых исследований. Третья часть содержит основные стандарты, нормы написания научных отчетов (некоторые мы с благодарностью позаимствовали из материалов уже неработающего на факультете психологии ИГУ доцента В.П. Устинова). А также вы найдете основные этические правила проведения исследований с человеком, во многом совпадающие с общими принципами работы психологов в нашей стране. В список литературы включены источники, использованные нами при написании пособия, и на которые заинтересованные лица могут опираться при расширении познаний в данной области науки. Приложения же содержат важные для каждого студента материалы оформления заключительных отчетов квалификационных исследований.
ГЛАВА 1. ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 757; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |