Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические проблемы науки




Проблемы методологии исследования являются не просто важными и актуальными на любом этапе развития науки, но особенно остро проявляются в современную эпоху, когда изменяются парадигмальные границы, усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Кроме того, в обществе возникают новые формы организации науки, создаются большие исследовательские коллективы, внутри которых ученым необходимо разработать единую стратегию исследований, единую систему принимаемых методов. В связи с развитием математики и кибернетики рождается особый класс так называемых междисциплинарных методов, применяемых в качестве "сквозных" в различных дисциплинах. Все это требует от исследователей усиления контроля своих познавательных действий, анализа самих средства, которыми пользуются в исследовательской практике. Доказательством того, что интерес современной науки к проблемам методологии особенно велик, является факт возникновения особой отрасли знания внутри философии, а именно логики и методологии научного исследования. Кроме того, представители конкретных наук все активнее занимаются анализом методологических проблем собственной области знаний. Возникший когда-то особый вид методологической рефлексии — внутринаучная методологическая рефлексия расширяется и укрепляется.

Все сказанное относится и к психологической науке со всеми ее отраслями, причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины. К одной из них можно отнести относительную молодость психологии как науки («большая предыстория и короткая история»). Во-вторых, сложность ее научного статуса (естественная или социальная) порождает необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами различных научных дисциплин. Это рождает специфическую задачу для психологии – своеобразного соотнесения, "наложения" друг на друга рядов закономерностей: психофизиологических и психофизических, как естесственнонаучных, и общественного развития, но самое главное, невозможность оторваться от философских основ изучения развития человеческого духа. Как известно, это отражается в различных исследовательских подходах: номотетическом и идеографическом.

В-третьих, и это самое важное – до сих пор неопределенность предмета изучения: психика (душа), сознание или бессознательное, поведение или личность и т.д., и т.п. Эта неустойчивость и несогласованность самих психологов в определении предмета не позволяют некоторым до сих пор считать ее наукой. Как видно, строение всего психологического знания достаточно сложно и складывается из направлений, отраслей, психологических школ не просто с различными методологическими основами, но парадигмальным разнообразием и тезаурусом. Тем не менее, исследовательская практика показала, что использование и разработка специфических психологических методов наряду с общенаучными приносят плоды познания, о которых с определенной долей вероятности можно говорить как объективных и надежных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.