Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и формы организаций




 

Организационная структура, как мы уже определили, является главным инструментом управления организацией, это организационная форма разделения труда по принятию и реализации управленческих решений.

Организационная структура управления – это совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой подсистемами.

Организационная структура управления регламентирует состав, величину, размещение, профиль деятельности, ответственность. Это внутреннее устройство системы управления, которое описывается совокупностью организационных единиц (структурных подразделений и должностных лиц), взаимоотношениями между собой этих организационных единиц и с объектом управления.

Основными элементами организационной структуры управления являются состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией различают звенья (отделы), уровни (ступени) управления, горизонтальные и вертикальные связи.

Звенья (отделы) управления – это структурные подразделения, отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции. К звеньям управления относятся и менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Связи между отделами носят горизонтальный характер.

Уровни (ступени) управления - это совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии.

Характерным для организационных структур управления является большое разнообразие форм, в основе которых лежат такие отличительные признаки, как размеры производственно-коммерческой деятельности организаций, производственный профиль, степень финансово-экономической самостоятельности, централизация управления. В состав организации может входить одна фирма или несколько компаний, объединенных системой участия. В связи с этим в настоящее время появились различные формы организаций:

- общества с ограниченной ответственностью, которые создаются юридическими лицами и гражданами путем объединения их вкладов в целях осуществления определенной хозяйственной деятельности,

- совместные предприятия, которые создаются на основе вложения капитала отечественных и зарубежных партнеров, совместно осуществляющих хозяйственную деятельность,

- акционерные общества как организационная форма объединения средств организаций и граждан в целях осуществления хозяйственной деятельности,

- холдинговые компании, создаваемые с целью владения контрольными пакетами акций.

В современной теории управления выделяется два типа управления организациями – бюрократический и органический. Они построены на принципиально различных основаниях и имеют специфические черты.

Исторически первым сформировался бюрократический тип. Соответствующую концепцию подхода к построению к построению организационных структур разработал в начале ХХ столетия Макс Вебер. Он предложил нормативную модель рациональной бюрократии, ключевые концептуальные положения данной модели следующие:

- четкое разделение труда,

- иерархичность управления, подчинение нижестоящего уровня вышестоящему,

- наличие заформализованных норм и правил, обеспечивающих однородность выполнения специалистами своих функций,

- осуществление найма на работу только в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности. Главные понятия бюрократического типа структуры управления – рациональность, ответственность, иерархичность.

М.Вебер считал, что состав и содержание управленческих работ должны определяться исходя из потребностей организации, а не людей, в ней работающих. Четко сформулированное предписание по каждой работе не должно оставлять места для индивидуального подхода. Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных организациях. Однако данный тип управления в современных условиях имеет определенные ограничения:

- бюрократический тип структуры управления не способствует росту потенциала персонала,

- вопросы стратегии и тактики развития организации решаются лишь на высшем уровне,

- становится невозможно управлять процессом изменений, направленных на совершенствование работы.

Другой тип структур управления – органический; он имеет сравнительно недолгую историю и возник как антипод бюрократическому типу управления, модель которого перестала удовлетворять многие предприятия. Новый подход отвергает представление об эффективности организации как «организованной» и работающей как часовой механизм. Считается, что эта модель обеспечивает приспособляемость организации к объективным требованиям реальной действительности. Постепенно формируется новый тип организации, в котором импровизации ценятся выше, чем планирование; предпочитается нахождение новых действий, а не цепляние за старые; ценятся больше дискуссии, чем успокоенность; поощряются поиски, сомнения и т.д. Принципиальные отличия данного типа управления от бюрократического – более высокая гибкость, меньшая связанность нормами и правилами.

Теоретические обобщения последних лет позволили сформулировать перечень свойств или черт, характеризующих органический тип структуры управления:

- решения принимаются на основе обсуждения, а не базируются на авторитетах и правилах,

- преобладает доверие, а не власть; убеждение, а не команда; работа на единую цель,

- главные интегрирующие факторы – это миссия и стратегия развития организации,

- правила работы формируются в виде принципов, а не в виде регламентов,

- имеется готовность к проведению в организации прогрессивных изменений.

Данный тип структур управления находится лишь в начальной фазе своего развития, широкое распространение получили лишь отдельные элементы этого подхода. Это говорит о необходимости рассмотрения особенностей организационного проектирования в новых условиях хозяйствования.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.