Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные тенденции развития компаний




 

Из большого разнообразия вариантов прогноза организационных структур управления компаний будущего рассмотрим один из них, развиваемый школой управления государственного университета управления.

 

Построение нового «информационного общества» предъявляет новые требования и к проектированию структур управления. По словам известного ученого в области менеджмента Питера Друкера, в настоящем столетии изменятся принципиальные основы деятельности компаний – произойдет переход от компаний, базирующихся на рациональной организации, к компаниям, базирующимся на знаниях и информации. В основе построения и функционирования компаний и их взаимодействия друг с другом будет лежать не узкая функциональная специализация, а интеграционные процессы в управленческой деятельности. Должны измениться не только сами компании, став организациями без внутренних перегородок, но и отношения меду ними как взаимоотношения без границ.

 

Иными словами, происходит переход к новой модели управления, в основе которой лежат интеграционные процессы в компаниях, их объединение с помощью глобальных информационных систем в стратегические альянсы и другие союзы самых разных типов. Компании объединяются вместе для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности.

 

В качестве основных направлений модификации компаний и структур управления ими можно выделить следующие:

-переход от узкой функциональной специализации к интеграции в содержании и характере управленческой деятельности;

-снижение числа иерархических уровней из-за трансформации структур в плоские и децентрализация ряда функций управления путем их преобразования в бизнес-единицы;

-повышение роли инновационной деятельности, создание в рамках компаний инновационных фирм и др.

 

Укрупненно прогнозирование изменений по объектам управления можно представить следующим образом:

-в области организации – переход от иерархии и бюрократии к сетям,

-в области основного принципа организации деятельности – переход от функциональной специализации к горизонтальной интеграции,

-в области критического фактора конкурентного преимущества - переход от капитала к знаниям,

-в области организационных структур управления – переход от функционеров к центрам прибыли,

-в области руководства – переход от автократичности к целевой ориентации,

-в области рынков – переход от внутренних к глобальным,

-в области ориентации деятельности – переход от прибыли к удовлетворению потребностей потребителей.

 

Анализ организационных структур компаний показывает признание в настоящее время принципа разнообразия вместо поиска единой концепции и идеальной структуры. Есть мнение, что в данном случае наука отстает от практики.

 

Рассмотрим два вида компаний будущего – горизонтальные корпорации и сетевые организации.

 

Горизонтальные корпорации

 

Считается, что горизонтальная корпорация займет ведущее место среди организаций будущего. Несмотря на различие моделей, можно выделить общие признаки таких горизонтальных корпораций.

 

Во-первых, организационная структура таких корпораций строится на базе не функционального, а процессного подхода. Происходит минимизация деятельности внутри каждого процесса, основная форма организации работ – межфункциональные рабочие группы-команды. В законченном виде горизонтальная корпорация должна иметь несколько менеджеров высшего звена, три-четыре промежуточных уровня управления.

 

Во-вторых, персонал горизонтальных корпораций должен работать совместно в автономных группах, их цель – наиболее полное удовлетворение потребностей конкретного покупателя

 

Опыт формирования организационных структур горизонтального типа показывает, что к основным преимуществам можно отнести следующие:

-возросшая гибкость компании, максимальное приспособление к постоянно меняющимся требованиям рынка,

-сокращение нерациональных затрат,

-мобилизация всех ресурсов компании.

Однако переход к данным структурам сложный, длительный и болезненный процесс.

 

Сетевые организационные структуры

 

Переход к современным методам управления неразрывно связан с сетевыми организационными структурами. К началу ХХ1 века использование сетевых принципов организации становится в западных странах ведущим направлением в менеджменте. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

-постоянным изменением внешней среды и необходимостью адаптации компаний к этим изменениям,

-постоянным усложнением коммерческой деятельности компаний,

-расширением пространства компании,

-наличием межорганизационных систем информации и коммуникации и др.

 

Необходимые условия для возникновения сетевых компаний создает информационное общество, которое характеризуется тем, что любой человек в любом месте в любое время должен иметь доступ к информации через автоматизированные системы связи, уметь использовать полученную информацию и воспроизводить новую. Появился термин «сетезация» - метод, заключающийся в формировании сети с ее узлами и связями для достижения целей. Сетевая модель призвана изменить мир. Новый организационный принцип в настоящее время проходит испытание в рамках крупномасштабного эксперимента. Результаты его позволяют сформулировать преимущества сетевых принципов построения компании: трудности, с которыми приходится сталкиваться и слабые места.

Преимущества следующие: приспосабливаемость компаний к изменяющимся условиям, концентрация деятельности на приоритетных направлениях, существенное сокращение издержек, сокращение административно – управленческого персонала и др.

Трудности обусловлены тем, что сетевая организация нарушает ряд сложившихся принципов управления и пользуется управленческими принципами, которые еще не уточнены и апробированы недостаточно.

Слабые места сетевой компании и сетевой структуры управления следующие: идет ориентация на ключевую специализацию, а не на многопрофильность компании; возникает высокая зависимость от кадрового потенциала; отсутствуют долгосрочные договора и материальная поддержка участников процесса; существует опасность усложнения работы и др.

Для сетевых структур типична зависимость как от рынка, так от ресурсов. Особенно возрастает ресурсная зависимость в связи с тем, что сетевые компании используют на договорных началах здания, технику и т.п. других компаний. В этих компаниях невозможно использование традиционных отношений в сфере занятости рабочей силы из-за срочных трудовых договоров и частичной занятости. Сетевые структуры перечеркивают некоторые испытанные организационно-управленческие принципы, а взамен формируются принцип взаимности, принцип доверия и принцип формирования сетевой культуры.

Современные коммуникационные технологии расширяют границы сотрудничества. Для эффективной совместной работы нет необходимости работать за соседним столом, находиться в одном офисе, городе, даже стране. Современные компьютерные технологии позволяют осуществлять работу в группах, которые называют виртуальными.

Понятие «виртуальный» из английского языка означающий «не имеющий физического воплощения».

Таким образом, операция по формированию сетевой структуры нельзя представить как последовательность этапов. Это итерактивный, непрерывный и длительный процесс, зависящий от организационной культуры компании, от отношения государства к бизнесу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.