Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мировоззрение, его структура и роль в жизни человека. Уровни мировоззрения




Рациоальности.

Мировозрен. – система взглядов, ценностей, убежден. человека на

мир и место человека в этом мире.

О. мировозр. вопросами являются: как возник окружающий мир создан ли мир богом

или друг. сущ. или сущ. извечн., изменчив ли мир.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. мифология

Мифология – представляет собой осмысление и представл. мира и

человека в фантаст. образах и сюжетах. Основные формы м-гии: сказки, легенды,

вымыслы, слухи и т.д.

В основе первобытной и антич. мифологии лежит олицетвор. природы, т.е.

уподобление ее человеку, человеческому способу существования.

Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил.

В недрах мифологии сформировалась религия.

Религия – форма мировозр. объясн. мир человека, через связь со

сверх естеств. существами, в этом сходство мифологии и религии.

Отличие заключается в том, что мифология просто предлагает свою картину мира,

а религия предписывает верить ей Þ основной признак религии – вера в

сверхестеств.

Ф-я возникла как альтернатива мифологии и религии. Первые философы стремились

отказ. от признания сверхъестественных сил, и объясн. мир исходя из него

сомого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить

те или другие предположения, господствующим методом их убедительности

являлись логика и здравый смысл.

Для объясн. мира фил. предлог. причины и обстоят., которые не противореч.

опыту, поскольку были ограничены возможности опытного познания явлений, то

господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись

понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф.

была главной формой понятийного теоретического мышления.

По характеру формирования и способу функционирования различают два уровня:

жизненно практический или уровень обыденного сознания.

теоритический.

+ 1-й базируется на здравом смысле и обширном повседневном опыте и

складывается стихийно, этот уровень назыв. жизненной философией. На формиров.

этого уровня оказ. влияние нац. и религиозные традиции, уровни образов.,

интелект. и духовной культуры, характер проф. деятельн. и друг. Этот ур.

включает в себя навыки, обычаи и традиции передов. из поколен. в поколен. и

познанный опыт каждого конкретного индивида.

- не отлич. глубок. продум., систематически, обоснов. эти недостатки

преодолев. на 2-ом уровне теор.

2: К этому уровню относ. и ф-я. Ф-я претендует на теоретическое

обоснование как содержания, так и способа достижения обобщен. знаний, а так

же норм, ценностей и идеалов определ. цели, средства и характер деятельности

людей. Ф=я видит свою задачу в том чтобы сделать мировозрен. предметом

теоретического анализа.

Соотношение этих уровней можно выстроить в историч. последовательности, и в

этом случае

1 - ому уровню соответствует мифология и религия

2 - ому - философия.

Билет№2

Античная философия, её особенности, основные направления, идеи, школы

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры

и философии. За этот период были созданы новое немифологическое.

мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение

о космосе.

Космос - (вселенная) мир, мыслимый, как упорядоченное едиство.

Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он

замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот -

все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается,

никто не знает. Космос - порядок, понятие предложено Пифагором.

В античной философии три этапа: досократовский (от рубежа 7 и 6 в. до н.э. до

перелома 5 и 4 в. до н.э.); классический (от второй пол. 5 в. до н.э. до

конца 4 в. до н.э.); эллинистическо-римский (с конца 4 в. до н.э. до 5 – 6 в.

н.э.).

Школы: 1. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр и Анаксимен) –

натурфилософы. Фалес произвел переворот в мировозрении, выдвинув идею

субстанции- усмотрев начало всего во влаге, т.е. попытался впервые найти

физическое начало без посредства мифов. Все происходит из воды и в воду же

обращается. Фалес называл бога универсальным интеллектом: бог есть разум мира.

Сл-но, милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно

был поставлен вопрос: «Из чего всё?».

2. Пифагор и его школа. Был тоже озабочен проблемой: «Из чего всё?», но

решал её иначе, чем милетцы. «Всё есть число» -вот его исходная позиция.

Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической

пропорциональностью. Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея

перевоплощения душ. Он считал- всё происходящее в мире сноваи снова повторяется

через определенные периоды врмени, а души умерших через какое-то время

вселяются в других, животворяя их телесность.

3. Элейская школа.

1. Сократа - Платона развивала концепцию идей, на основе к-рой

можно было объяснять не только природу, но и человека и общество.

2. Аристотель- развивал учение о форме, что позволило лучше понять

сущность отдельной вещи.

3. Киники, стоики, эпикурейцы, скептики были заняты поисками удела, смысла

жизни чел-ка. Их общий призыв: будь мудрым.

Билет№3

Бог, человек и мир в средневековой философии

Возникло феод. Общество. Монастыри были центрами просвещения и культуры.

Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Ф. была

объявлена служанкой богословия, кот. должна была использовать свой рацион.

аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта фил. получила название

“схоластики”.(опиралась на форм. логику Аристотеля)

Одни христианские идеологи склонялись к отрицанию, другие к использованию

учений философов идеалистов древности. Так возникла литература апологетов

(защитников) христианства, а за тем патристика - сочинения отцов церкви,

заложивших основы философии христианства.

Не создав философской системы, апологеты, наметили круг вопросов, которые

стали основными для христианских философов (о боге, о творении мира, о

природе человека и его целях). Апологетика использует логические доводы,

обращенные к разуму, для доказательства бытия бога, бессмертия души.

Разбирает доводы, обращенные против религии и отдельных догматов.

Наиболее влиятельный из отцов церкви - это Августин (354 –430 н.э.).

Доказывал, что бог является высшим бытием, Бог сотворил мир из ничего по

своей доброй воле, а не по необходимости. Мир представляет собою непрерывную

лестницу существ, восходящую к создателю. Особое место занимает человек,

который соединяет природные материальные тела и обладает разумной душой и

свободой воли. Душа нематериальна, бессмертна. Субъективно человек действует

свободно, но на самом деле все, что он делает, делает через него бог. Развил

христианскую концепцию всемирной истории.

Схоластика. главное. направление в развития философии средневековья. Она

преподавалась в школах и университетах. 3 периода: 1) ранняя схоластика (9-

12вв) 2) период зрелости (13в) 3) упадок (14-15вв). Центральный вопрос – об

отношении знания к вере. Считалось, что истина уже дана в библейских текстах

и необходимо правильно истолковать их. Так как библейские тексты отличались

иносказательным характером, то для их толкования требовалась изощренная

логика.

Природу разделяют на четыре части:

1) природа несотворенная и творящая (бог); 2) природа сотворенная и творящая

(идеи, непосредственные причины единичных вещей); 3) природа сотворенная и

нетворящая (конечный мир и земное бытие человека); 4) природа нетворящая и

несотворенная (бог как цель мирового процесса). Мир вечно мыслим богом.

Фома Аквинский (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов

христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего

Аристотеля считал христианское понимание соотношения идеального и

материального как соотношение изначального принципа формы с неустановившимся

принципом материи (слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и

материи рождает мир индивидуальных явлений. Причислен к лику святых.

Билет№4

Философия нового времени

В 16 веке: гг Фрэнсис Бэкон. Основная задача философии-познание природы и

подчинение её власти человека.Признаёт существование Бога, но в своей философии

он материалист.Познание начинается с чувственного опыта.Чувственное

познание-это опыт и эксперимент.

Рене Декарт Рационалист. Ставит проблему нового метода научного

исследования. Всё имеет свою причину. "Существует вокруг меня объективный

мир, как причина моих впечатлений, ощущений". Этот окружающий мир-субстанция.

Она обладает двумя категориями: 1. случайные свойства субстанции 2.

необходимые свойства субстанции. У человека есть врожденные идеи, например,

идея Бога.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.