Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №17




Наука в системе культуры

Совокупность матер. и дух. ценностей, а также способов их созидания, умение

использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к

поколению и составляет культуру. Культура - все созданное человеком;

совокупность созданных и создаваемых человеком ценностей; качественная

характеристика уровня развития о-ва. Ценность - факт культуры, и она

социальна по своей сути. Огромный пласт из этих культурных ценностей и вообще

существенную форму их выражения составляет система символов. Стержень

культурных ценностей - понятие нравственности. Там, где есть человек, его

деят-сть, отношения между людьми, там имеется и культура. Культура:

материальная и духовная (не противопоставлять!

Термин "культуры" первоначально означал возделывание почвы, т.е. изменения в

природном объекте под воздействием человека.

Уже в этом выразилась особенность культуры – заложенное в ней человеческое

начало, единство культуры, человека и его деятельности.

В дальнейшем слово "культура" получило более обобщенное значение, и им стали

называть все созданное человеком.

Культура – это особенный, деятельный способ освоения человеком мира, включая,

как внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека в

значении его формирования и развития.

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, является очевидным.

Мир культуры – это мир материальных и идеальных, духовных ценностей, мир

объектов материальных и идеальных, взятых в его отношении к человеку.

Культура представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику

развития человека как общественного существа.

Идея культуры выражала степень развития разумного начала, поступательного

исторического развития, воплощенного в религии, науке, искусстве, праве,

морали.

Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия,

философия в качестве различных форм самопознания разума.

Немецкая классическая философия рассматривала культуру как процесс морального

(Кант), эстетического (Шиллер), философского (Гегель) сознания.

B XIX в. завершается формирование "классической" модели культуры. В этой

модели человек – субъект культуры – выступает как разумное динамическое

существо, развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

В марксистской философии такая модель культуры получила материалистическую

интерпретацию. Культура осознается не как чисто духовная проблема воспитания

и просвещения индивида, а как проблема создания необходимых условий (прежде

всего материальных) для всестороннего и целостного развития человека.

Существует деятельный подход в понимании культуры. В рамках этого подхода она

рассматривается как способ организации и развития человеческой деятельности.

Культура представлена в продуктах материалистического и духовного труда, в

социальных нормах и духовных ценностях.

Существует множество различных видов культуры, отражающих многообразие форм

деятельности общественного человека.

Единство мира культуры определяется целостностью последнего, действующего,

как целостное существо. Культура не существует вне своего живого носителя –

человека.

3 этапа культуры: дикость, варварство, цивилизация

Билет№18

Инфор-ная революция и становления инф. об-ва

Современное об-во называют информатизационным, т.к. информация образует

важнейший элемент его жизнедеятельности. Информатизация, как процесс

перехода к информационному об-ву, коснулась всех сфер человеческой жизни.

Новые информационные технологии открывают следующую страницу в развитии науки

и жизни научного об-ва в целом. Электронная почта, компьютерные конференции

обеспечивают возможность тесного контакта ученых, интенсивного обсуждения

интересующих проблем. Информатизация научных исследований - это реализация

комплекса мер, направленных не обеспечене полного и своевременного получения

достоверных знаний об объектах исследований.

Информатизация образования является ключевым условием подготовки

специалистов, способных ориентироваться в окружающем мире. В сфере этой

деятельности претерпевают смысловой наполнение базовые задачи образования.

Информация образования - процесс, в котором политические, социально-

экономические, технологические и правовые механизмы тесно связаны на основе

широкого применения ЭВМ, средств, систем коллективной и личной связи.

Цель информатизации - глобальная рационализация интеллектуальной

деятельности, обеспечивающей автоформализацию предметных областей и автономию

процесса познания каждого индивида за счет свободного доступа ко всем видам,

формам и уровням учебных знаний.

Сущность информатизации образования составляют структурирование

профессиональных знаний в заданных предметных областях и обеспечение

свободного доступа обучаемых к базам данных.

Компьютерное моделирование-эффективное средство обучения. Полезным средством

может быть компьютер и при изучении тем, требующих усвоения большого объема

цифровой и иной конкретной информации. Компьютеры дают новые возможности

хранения хода и результатов решения многообразных задач, включая допускаемые

при этом типичные ошибки. Помимо развития индивидуальных форм обучения будут

появляться и новые формы совместного обучения.

Компьютеры выступают средством общения людей.

INTERNET- глобальная компьютерная сеть, охватывающая весь мир, обеспечивает

связь различных информационных сетей.

 

Билет№19

Категория «Материя» и истор. формы представлений о ней, Формы существования

Понятие материи является основной категорией в философии, оно

означает сущность мира, признание объективной реальности, существование

независимо от сознания человека.

Греческие философы (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр и др.) пришли к выводу, что

существует материал, из которого состоят все вещи (это позднее было названо

субстанцией).

Фалес считал, что все состоит из воды; Анаксимен – из воздуха; Гераклит – из

огня; Эмпедокл – признавал 4 стихии: огонь, воду, воздух, землю; Анаксимандр

считает, что основу мира составляет ненаблюдаемое вещественное начало –

апейрон; Демокрит – все состоит из атомов и пустоты; Пифагор – из чисел

(материалисты).

Атомы имеют разную форму: шарообразную, угловатую, крючкообразную.

Взгляды философов Древней Греции носили наивный, но диалектический характер.

Платон – в основе мира лежат идеи, которые он признавал кирпичиками

материального мира, но наделял их не физическими, а геометрическими

свойствами. Свойства атомов зависят от того, какую геометрическую форму они

имеют и какими математическими идеями они порождаются (идеалисты).

Философы считали, что субстанцию мира или основу чувственно воспринимаемого

мира составляют конкретные элементы, и в этом заключается физический подход к

пониманию материи.

В связи с революцией в естествознании в конце 19 – начале 20 вв. появляется

философский подход к пониманию материи: материя – это

философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана

человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается

нашими ощущениями, существуя независимо от них.

В философском понятии материи можно выделить 3 аспекта:

логический – материя как философская категория;

онтологический – (онтология – учение о бытии; бытие – единство объективной и

субъективной реальности) – материя как объективная реальность;

гносеологический – (гносеология – теория познания) – материю можно познать

через копирование, фотографирование, отображение;

заключительная формулировка: материя может существовать независимо от наших

ощущений.

В философской категории материи можно выделить еще несколько аспектов:

материя – это то, что прямо или косвенно вызывает ощущения;

материя – это то, что существует вне и независимо от сознания человека;

материя – это то, отражением чего является сознание, мышление.

 

Билет№20

Диалектика




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.