Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и значение демократических принципов правосудия




Концепция разделения властей и ее основное значение.

Конституция Российской Федерации - правовая основа деятельности правоохранительных органов

Акты об организации выявления и расследования преступлений

(то есть, осуществления оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия)

a. ФЗ «О Прокуратуре РФ» (1992)

b. Закон «О милиции» (1991)

c. Положение о МВД

d. ФЗ «О Федеральной службе безопасности» (1995)

e. ФЗ «О государственной охране» (1996)

f. Закон «О федеральных органах налоговой полиции»

g. Таможенный Кодекс

h. Закон «О Государственной границе»

i. ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (1995)

j. Закон «О частной детективной и охр деятельности» (1992)

k. УПК.

6. Акты об организации юридической помощи:

a. ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»(2002)

b. ФЗ «О производственной кооперации» (1996)

c. ГПК

d. УПК

e. Основы законодательства РФ о нотариате (1993)

f. Положение о Минюсте

 

 

 

Конституция РФ – правовая основа деятельности правоохранительных органов.

 

Самым главным и первостепенным источником права является Конституция.

Она была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.

 

Ст.2: Россия является демократическим правовым государством.

Ст.15 часть 1: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ.

 

В Конституции содержатся:

· общие нормы, определяющие основные направления правоохранительной деятельности (например, ст.45. п.1. «Защита прав является обязанностью государства»;

· нормы непосредственно относящиеся к правоохранительной деятельности (например, ст.129 определяет статус прокуратуры)

Ст.129

1.Прокуратура РФ составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

2.Генеральный прокурор назначается на должность и освобождается с должности Советом Федерации по представлению Президента.

3.Прокуроры субъектов назначаются Генеральным прокурором по согласованию с субъектом.

4.Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором.

· Иные важные для ПОРФ статьи, а именно:

o Ст.21 п.2 – никто не может быть подвергнут пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему обращению или наказанию

o Ст.22 п.2 – арест возможен только по судебному решению

o Ст.32 п.5 – право граждан участвовать в отправлении правосудия

o

 

Глава 7 Конституции содержит статьи, касающиеся судебной власти (ст.118 – 129):

статус судей, Верховного Суда, Высшего арбитражного суда, Конституционного суда.

 

 

 

Разделение государственной власти на три самостоятельные и равнозначные ветви власти является одним из признаков станов­ления правового государства.

В соответствии со ст. 10 Конститу­ции РФ «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполни­тельную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Сама государственная власть едина, ее источником в РФ является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь идет только о распределении полномочий между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Сама государственная власть едина, ее источником в РФ является многонациональный народ России. Ни один из государственных органов не может присваивать себе полномочия по осуществлению суверенной государственной власти. Речь идет только о распределении полномочий между различными государственными органами: законодательными, исполнительными и судебными.

Конкретное содержание принципа разделения властей (не закреплено в Конституции):
законы должны обладать высшей юр.силой и приниматься только предст. органом;

· исп.власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством

· между З и И ветвями должен быть обеспечен баланс полномочий;

· судебные органы независимы и в пределах своей компетенции самостоятельны;

· споры о компетенции должны решаться только конст. путём и через правовую процедуру (т.е.Конст.суд).


Судебная власть - это реализуемая судами возможность ока­зывать воздействие на поведение людей и социальные процессы с помощью применения юридических мер воздействия. В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ «Судебная власть осуществляется посредством конституционного, граждан­ского, административного и уголовного судопроизводства».

Субъ­ектом судебной власти является суд, обладающий исключитель­ными возможностями и способностями оказывать воздействие на поведение людей.

 

Функции судебной власти:

· Конституционный контроль - контроль за изданием норма­тивных актов и действиями государственных органов и высших должностных лиц в целях соответствия их требованиям, содер­жащимся в Конституции РФ.

· Правосудие - важнейший и исключительный элемент су­дебной власти. Правосудие - это осуществляемая судом правоох­ранительная деятельность по рассмотрению и разрешению граж­данских и уголовных дел при обязательном соблюдении закона и установленного законом порядка, обеспечивающих законность, обоснованность и справедливость судебных решений.

· Контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.

· Разбирательство и разрешение материалов (дел) об административных правонарушениях, подведомственных судам.

· Обеспечение исполнения приговоров и иных судебных ре­шений.

· Разъяснение действующего законодательства по вопросам су­дебной практики.

· Участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.

 

Исключительной особенностью судебной власти является осу­ществление правосудия.

 

Одним из необходимых условий функ­ционирования судебной власти является обеспечение их независи­мости при осуществлении основных функций — правосудия или конституционного контроля.

Принятие решений по конкретным делам ограждается от постороннего влияния, как внешнего, так и внутреннего (вышестоящие судебные инстанции или судебное начальство). Этого нет в законодательной и исполнительной вла­сти.

Функционирование судебной власти, несмотря на ее само­стоятельность и независимость, происходит во взаимодействии с законодательной и исполнительной ветвями власти.

 

Принципы правосудия – это общие руководящие, основные, исходные правовые положения, определяющие организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.

В совокупности принципы образуют «каркас» для всех конкретных законодательных предписаний, регулирующих правосудие. В большинстве своем, эти принципы закреплены в актах, имеющих высшую юридическую силу – Конституции и ФЗ.

Признаки принципов правосудия:

1. имеют объективно – субъективный характер. - закреплены в нормах различных отраслей законодательства и в то же время отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан.

2. являются руководящими положениями, т.е обязательны для соблюдения всеми судебными инстанциями и должностными лицами, и ими руководствуется законодатель в правотворческом процессе.

3. носят общий характер, т.к закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов.

4. все принципы правосудия закреплены в законе, поэтому приобретают точность формулировок и общеобязательность соблюдения. Соответствуют международным стандартам.

5. образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.