КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы изучения межличностных отношений
Взаимоотношения в коллективе, группе. Человек в группе, коллективе вступает в отношения двоякого рода: деловые (официальные) и личные (неофициальные). Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений. Деловые, официальные отношения возникают на основе совместной деятельности, фиксируются законом, регулируются установленными положениями, правилами. Личные, официальные отношения складываются на базе личных взаимоотношениях, на основе симпатии, общих интересов. Взаимоотношение — взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. В процессе общения намечается несколько вариантов соотношения деловых и личных взаимоотношений. 1. Совпадение положительной направленности. В группе, не имеющей деловых противоречий между членами, добрые личные контакты способствуют успешному выполнению стоящей задачи. 2. Натянутые деловые и недобрые личные. Это предконфликтная или конфликтная ситуация. 3. Нейтральные деловые и такие же личные. Обе стороны не выходят за рамки инструкции. Это строго деловые отношения. Личные не проявляются, так как для этого нет почвы.
Межличностные отношения в группе, коллективе изучаются при помощи наблюдения, эксперимента, беседы, анкетирования, анализа сочинений «Наш класс», социометрии, ранжирования, метода оценки, метода парных сравнений. Метод оценки состоит в том, что ученика просят оценить каждого одноклассника по 5-7 балльной системе с точки зрения своего отношения к нему. Метод парных сравнений заключается в том, что каждому ученику предъявляются заранее составленные списки, где предусмотрены все возможные в данном классе пары, и он должен выбрать такие, которые предпочитает в разных ситуациях. Метод ранжирования требует, чтобы каждый ученик расположил всех одноклассников в том порядке, в каком он их предпочитает в той или иной ситуации (по доброте, честности, отзывчивости и т.п.). Метод незаконченных предложений: — Самый лучший человек в классе… — Наш класс— это… — Мой настоящий друг тот, кто… Метод «Лестница». Разместить на лестнице всех одноклассников по доброте, справедливости и т.д. Я
Метод специальных ситуаций: Если бы был пожар, кого бы вы вытянули в первую очередь. Социометрия — метод, позволяющий определить место каждого члена коллектива. Впервые разработан Джекоболем Леви Морено (1934г.) В Беларуси исследованием коллективов при помощи социометрии занимался Я.Л.Коломинский. По процедуре социометрия представляет собой вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях. Вопросы о желании человека совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора. Критерии выбора могут быть сильными (с кем ты хочешь сидеть за одной партой, кого возьмешь в новый класс) и слабыми (с кем пойдешь в кино, на день рождение). Могут быть положительными (все перечисленные ранее) и отрицательными (с кем бы ты не хотел играть, жить в одной комнате). Можно использовать несколько критериев. Для этого необходимо заготовить карточку. 1 критерий: 1-й выбор, 2-й выбор, 3-й выбор 2 критерий: 1-й выбор, 2-й выбор, 3-й выбор 3 критерий: 1-й выбор, 2-й выбор, 3-й выбор Количество выборов можно не ограничивать, то есть ученик называет столько имен, сколько хочет. Это позволяет выявить степень активности в общении, общительность ученика. Чаще всего выбор ограничивают до 3-х выборов, так как легче обрабатывать. Форма проведения — групповая (примерно с 3-го класса) или индивидуальная (дошкольники, мл.школьники). Проводится несколько раз. Первый — лишь после того, как убедились, что дети познакомились, знают друг друга по именам и фамилиям. Затем через 6-7 недель повторить. «Выбор в действии». «Поздравь товарища» —для подростков, старшеклассников и студентов. «У кого больше» — для дошкольников и мл. школьников. Готовится по 3 картинки на каждого ребенка. На оборотной стороне карточки ставится номер, присвоенный каждому ученику в опытах. Значение выбора в действии: 1. Выбирают не словом, а действием. 2. Выражают симпатии. 3. Обеспечение строгой анонимности. Подготовительный этап: – 3 карточки или открытки – 3 совмещенных помещения Вход—Экспериментальная—Выход – фотографии того, кому дарят, или тетради, или дневники (чтобы дети знали, кому дарить и экспериментатор тоже знал, кому дарят). Перед началом проводится индивидуальная беседа. — подари картинку трем ученикам. — поздравь с праздником — победит тот, у кого больше. Никто не будет знать, кому ты подарил. Далее составляется социометрическая матрица— таблица. Взаимные выборы обводим кружком. Затем строится социограмма или карта групповой дифференциации. Она представляет собой 4 окружности. Мальчики обозначаются треугольниками, девочки—кружочком. В центре круга — ученики, которые получили больше всего выборов. 8-9 выборов, если в коллективе 35-50 членов. Это «звезды», обычно 1-2 человека. Во второй окружности размещаются «предпочитаемые». Ребята, получившие 4-7 выбора. В третьей окружности — «пренебрегаемые». 1-3 выбора. В четвертой — ни одного, «изолированные». За окружностью располагаются «отвергаемые». Это те, кого назвали при ответе на вопрос «кого бы не хотел…». Уровень благополучия отношений в группе можно считать высоким, если сумма «звезды» и «предпочитаемые» больше, чем сумма «пренебрегаемые» и «изолированные», и низкий, если наоборот. Наиболее благоприятное эмоциональное самочувствие у того, кого выбрали те, кого он выбрал.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 2882; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |