КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акты прокурорского надзора
Средства реагирования прокурора на нарушение законов реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает единого письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзора. Для некоторых из них, например, для протестов, вносимых в порядке уголовного судопроизводства, установлена письменная форма, для других, таких, как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная формы [3, c.190]. Одним из основных, наиболее последовательно отражающих специфику прокурорского надзора полномочий по устранению нарушений закона является право опротестования противоречащих закону правовых актов. Принесение протеста следует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Во всех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не должен уклоняться от реагирования на них. По своему правовому содержанию протест прокурора означает требование об устранении имеющихся в правовом акте положений, противоречащих закону, приведении акта в соответствие с действующим законодательством либо его отмене. Правом принесения протеста наделены только прокурор и его заместитель. Помощники прокурора, прокуроры отделов могут осуществлять подготовку проектов протеста, но вносить их от своего имени они не вправе. Протест прокурора в порядке общего надзора — это документ прокурорского реагирования на издание противоречащего закону правового акта. Закон придает этому документу особое значение и поэтому устанавливает предельный (не более 10 дней) срок рассмотрения протеста, делая исключение лишь для представительных (законодательных) органов или органов местного самоуправления, которые должны рассмотреть протест на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения, прокурор вправе установить и сокращенный срок рассмотрения протеста. Протест должен быть принесен в определенной форме. Ответ в любом случае должен быть направлен прокурору в письменной форме [Приложение Б]. Представление - акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление прокурора, как правило, вносится в случаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщение и анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность нарушения закона, незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных должностных лиц, организаций и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с тем или иным органом или должностным лицом. Куда направить представление, решает прокурор в зависимости от имеющихся материалов, характера нарушений. В представлении прокурор вправе ставить вопрос об отмене конкретных правовых актов, а также о привлечении определенных лиц к дисциплинарной, материальной или административной ответственности. При подготовке представления могут быть использованы материалы общенадзорных проверок, а также данные, полученные в ходе прокурорской деятельности по другим отраслям надзора [ 3, c. 215]. Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлении, должны быть тщательно проверены. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дня поступления представления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихся в нем требований. В этот же срок прокурору или его заместителю должно быть сообщено в письменной форме о мерах, принятых по представлению. Представление составляется в установленной форме, с указанием тех же положений, которые необходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено и параллельно внесению протеста на конкретный акт.[Приложение В] Постановление — акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения закона мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, производства по делу об административном правонарушении или дисциплинарного производства либо о привлечении лица к материальной ответственности. Постановление содержит следующие реквизиты: наименование акта (Постановление), дату и место его вынесения, должность и фамилию прокурора, описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который нарушен, указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон, предложение прокурора о наложении административного взыскания, наименование органа, куда направляется постановление для исполнения, разъяснение о праве обжалования постановления вышестоящему прокурору, указание на сроки рассмотрения постановления и сообщения о его рассмотрении прокурору, должность, классный чин, фамилию прокурора, его подпись. Постановление прокурора или его заместителя до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или вышестоящим прокурором [Приложение Г]. Предписание -акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, который выносится прокурором или его заместителем в случаях нарушения законодательства, носящего явный характер и могущего причинить существенный вред правам и законным интересам граждан и юридических лиц, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено [13, c.218]. Предписание направляется органу или должностному лицу, допустившему нарушение законодательства, либо вышестоящему в порядке подчиненности органу или должностному лицу, правомочному устранить такое нарушение. Предписание должно содержать указание на акт законодательства, который нарушен, характер правонарушения и конкретное предложение о мерах по его устранению. Предписание подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или его заместителю. Орган или должностное лицо могут обжаловать предписание вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок со дня поступления и о результатах рассмотрения сообщить заявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решение вышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение Д]. Официальное предупреждение - акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения лицом правонарушений, влекущих ответственность, установленную законодательством, либо совершения готовящихся им противоправных действий, объявляемый такому лицу в целях предупреждения совершения им правонарушений [3, c.238]. Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется лицу, в отношении которого оно вынесено, либо объявляется ему лично под расписку. При несогласии с официальным предупреждением лицо, в отношении которого оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, решение которого по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке [Приложение Е]. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основа нормальной жизни общества и его членов, законность, т.е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Прокурорский надзор — один из важнейших методов охранения законности. От его успешного проведения во многом зависит процесс построения правового государства в республике, поскольку законность — неотъемлемый, если не основной его атрибут. Это отраслью государственной деятельности занимается прокуратура — единая централизованная система органов. Ее деятельность регулируется Конституцией и Законом Республики Беларусь «О прокуратуре». В прокурорском надзоре выделяют направления: общий надзор, надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, надзор за соответствием закону судебных решений и надзор за выполнением законов в местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания и других мер принудительного воздействия государства. Получив навыки составления различных форм документов, мы смогли без дополнительной помощи, самостоятельно составлять такие документы как Постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела и возобновлении производства по делу и Постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока проверки по заявлению (сообщению) о преступлении [Приложение К, Л]. По итогам прохождения практики цели и задачи были достигнуты, а именно изучены: 1. основы деятельности органов прокуратуры; 2. цели, основные направления и принципы деятельности органов прокуратуры; порядок разрешения поступающих от граждан и организаций заявлений и жалоб, содержащих сведения о нарушении законов, а также жалоб на вступившие в законную силу судебные решения; 3. предмет общего надзора и полномочия прокурора при осуществлении общего надзора; полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону судебных решений; 4. полномочия прокурора при осуществлении надзора за соответствием закону действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 5. полномочия прокурора при осуществлении надзора за законностью и обоснованностью судебных решений; 6. полномочия прокурора при осуществлении надзора за соблюдение законов в местах содержания задержанных, предварительного заключения, при исполнении наказаний; в какой форме прокурор реагирует на нарушения законодательства государственными органами, иными организациями и физическими лицами. А также сформированы навыки: 1. составления проектов представления, постановления, письменного предписания и официального предупреждения; 2. составления проектов кассационных протестов; 3. составления проектов заявлений о возбуждении гражданских и уголовных дел. На мой взгляд, прокуратуре принадлежит одно из важнейших мест в системе правоохранительных органов, а должность прокурора является почетной и трудной работой, привлекательной для любого юриста. Считаю, что условия, созданные мне руководством прокуратуры Барановичского района полностью соответствуют требованиям программы по прохождению хозяйственно-правовой практики, что позволило мне ближе узнать структуру и задачи органов прокуратуры, изучить законодательство в данной отрасли, что нашло отражение в настоящем отчете.
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 3016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |