Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового регулирования промышленной собственности 1 страница




ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОРСКОГО ПРАВА И СМЕЖНЫХ ПРАВ

 

Основы правового регулирования авторского права и смежных прав:

1) закон Республики Беларусь 16 мая 1996 г. N 370-XIII «Об ав­торском праве и смежных правах» с изменениями и дополнениями;

2) Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года;

3) Договор ВОИС по авторскому праву 1996 года;

4) Всемирная конвенция об авторском праве 1952 года;

5) Международная конвенция об охране прав исполнителей, произ­водителей фонограмм и вещательных организаций 1961 года;

6) Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам 1996 года;

7) Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 года.

 

2.1 Понятие и объекты авторского права

 

Авторское право не только заслужено играет ведущую роль в охране культурного наследия отдельно взятой страны, но и способ­ствует обогащению мирового культурного достояния человечества. Появлению авторского права мы обязаны Древней Греции, где авто­ру гарантировалось, что его произведение дойдет по публики в неизменном виде. Практика выплаты гонорара за произведения ли­тературы, науки и искусства появилась в Древнем Риме. Однако вплоть до изобретения книгопечатания в Европе авторское право практически не развивалось. Лишь после появления первых «поли­графических предприятий» и зарождения «пиратства» в этой сфере была осознана необходимость законодательного закрепления прав авторов на их произведения. Первый национальный закон в области защиты авторского права появился в Англии в 1709 году. Им стал Статут Анны, который ввел принцип копирайта, означающего моно­польное право автора публиковать свое произведение в течение определенного периода времени. Впоследствии подобные законы были приняты во Франции, США и других странах. Законодатели разрабатывали нормативные акты, закрепляющие и расширяющие права авторов на произведения литературы, науки и искусства, объ­являя права на результаты творческой деятельности священными. На территории Российской империи правовое регулирование ав­торского права началось в 1828 году в связи с принятием Цензурно­го устава, который также закреплял исключительное право автора на пользование и продажу своего произведения. В настоящее время авторские права на территории нашего государства охраняются в со­ответствие с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах», который в значительной степени воспринял уже имеющийся международный опыт, а также обязательства Беларуси, принятые в соответствие международными договорами.

Авторское право охраняет произведения, то есть выражение мыс­лей, а не сами мысли, которые не могут быть восприняты другими людьми, а, следовательно, не могут быть объектами правовой охра­ны. Для получения защиты со стороны государства результаты твор­ческой деятельности должны быть выражены в какой-либо объек­тивной форме: письменной, устной, в виде звукозаписи, видеозапи­си, изображения, объемно-пространственной и другой форме. Причем любое произведение науки, литературы и искусства подле­жит охране независимо от его качества. Тем не менее, существует требование, которому должны соответствовать все такие произведе­ния: оригинальность. Достаточно сложно определить точное право­вое значение данного термина. В странах общей системы права произведение не должно быть копией другого произведения, автор должен продемонстрировать минимальный уровень мастерства, профессионализма и самостоятельности суждений. В странах континентальной системы права требования более строгие: произве­дение должно нести отпечаток индивидуальности автора, творче­ский уровень должен превышать обычное мастерство, должен быть продемонстрирован профессионализм или самостоятельность мыш­ления.

К объектам авторского права законодательство относит следую­щие: литературные произведения (романы, поэмы, рассказы, драма­тургические произведения, переводы; в некоторых странах к литературным произведения относят частные письма, руководства по расторжению брака, экзаменационные материалы и так далее); научные произведения, в том числе статьи, диссертации, произведе­ния научного характера и другие; драматические, музыкально-дра­матические, сценарные произведения; хореографические произведе­ния и пантомима, музыкальные произведения; аудиовизуальные произведения (автором аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария и автор музыкального произведения); произведения живописи, графики, скульптуры и другие произведения изобразительного искусства, которые отража­ют реальность в зрительно воспринимаемых образах; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; компьютерные программы, базы данных, и так далее.

Не являются объектами авторского праваофициальные доку­менты (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официаль­ные переводы; государственные символы и знаки (флаг, герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки); произведения народного творче­ства, авторы которых не известны. Авторское право также не рас­пространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирова­ния, концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковую, даже если они выражены, отображены, объяснены или во­площены в произведении.

Законодательство выделяет два вида прав авторов на произве­дения литературы, науки и искусства: личные неимущественные права (право авторства, право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование, право на отзыв), а также имущественные права, которые позволяют автору получить экономическую выгоду от результатов его творческой деятельности: право на воспроизведе­ние произведения, право на распространение, право на прокат ори­гиналов или экземпляров, публичный показ оригинала или экзем­пляров произведения, право на публичное исполнение произведе­ния, право на импорт, право на передачу в эфир, право на сообще­ние для всеобщего сведения, право на переделку или иную перера­ботку, право на вознаграждение. Личные неимущественные права принадлежат автору, не переходят по наследству, сохраняются после передачи имущественных прав. Имущественные права принадлежат автору или нанимателю, переходят по наследству или в порядке пра­вопреемства, передаются по договору. За каждый вид использования произведения науки, литературы и искусства автор имеет право по­лучать вознаграждение. Возможность свободно передавать или от­чуждать имущественные права на основе гражданско-правовых до­говоров, по сути, превратила такие права в объект хозяйственной деятельности.

Законодательством отдельно урегулирован вопрос об исполь­зовании авторского права на служебные произведения. Так, личные неимущественные права на произведение, созданное в порядке вы­полнения служебного задания или служебных обязанностей (слу­жебное произведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебное произведение принадлежат нанимателю, если догово­ром между ним и автором не предусмотрено иное. Автор служебно­го произведения не вправе препятствовать его обнародованию нани­мателем.

Законодательство Республики Беларусь включает не только охрану прав авторов на произведения литературы, науки и искус­ства, но и предоставляет защиту таких прав в случае их нарушения со стороны третьих лиц.

 

2.2 Понятие и объекты смежных прав

 

Субъектами смежных прав выступают исполнители, производи­тели фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. Смежные права можно реализовать только при условии строгого соблюдения авторских прав. Так, исполнитель осуществляет свои смежные права при условии соблюдения прав автора исполняемого произведения, производитель фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права в пределах прав, по­лученных по договору с исполнителем и автором записанного или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Законодательство выделяет следующие смежные права исполни­теля: право на имя; право на защиту репутации ‑ право на защиту исполнения от всяческого искажения или любого посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя; право на использование исполнения в любой форме, включая право на по­лучение вознаграждения за каждый вид использования исполнения (записывать ранее не записанное произведение, распространять оригинал или экземпляры исполнения, записанного на фонограмму, посредством продажи или иной передачи собственности, воспроиз­водить запись исполнения, сдавать в прокат оригинал или экземпля­ры записанного на фонограмму исполнения и прочее).

Личные неимущественные права исполнителя охраняются бес­срочно. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнителя.

Производителям фонограмм принадлежат такие права, как право на использование фонограммы в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования фонограм­мы. Производитель фонограммы имеет право воспроизводить (пря­мо или косвенно) фонограмму, переделывать или иным образом перерабатывать фонограмму, распространять оригинал или экзем­пляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности, импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, сдавать в прокат оригинал или экземпляры фоно­граммы, доводить до всеобщего сведения фонограмму.

Имущественные права производителя фонограмм действуют в течение 50 лет с момента первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

Организации эфирного вещания вправе использовать передачу в любой форме и давать разрешение на использование передачи, включая право на получение вознаграждения за предоставление та­кого разрешения. Исключительное право организации эфирного ве­щания давать разрешение на использование ее передачи означает, что организация имеет право осуществлять следующие действия: передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного веща­ния, сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю, записы­вать передачу, воспроизводить запись передачи, сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом и так далее.

Организации кабельного вещания пользуются исключительным правом давать разрешение на использование ее передачи, которое включает право совершать следующие действия: сообщать для все­общего сведения по кабелю ее передачу другой организацией ка­бельного вещания, передавать передачу в эфир, записывать переда­чу, воспроизводить запись передачи и так далее.

Права организаций эфирного или кабельного вещания действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.

 

2.3 Правовое регулирование использования авторского права и смежных прав

 

В Республике Беларусь предусмотрены различные способы ис­пользования произведений.

1) использование произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с указанием автора правомерно обнародованно­го произведения и источника заимствования:

1.1 цитирование или использование в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видео записях учебного характера отрывков из опубликованных произведений

1.2 воспроизведение или сообщение в передачах радио и телеви­дения, в сети Интернет статей из газет и журналов; публично произ­несенных речей, докладов; произведений в обзорах текущих собы­тий; произведений искусства открытых для свободного посещения

1.3 воспроизведение произведений для судебного или админи­стративного производства, исполнение при оказании ритуальных услуг.

2) допускается без разрешения автора (иного правообладателя) и без выплаты вознаграждения воспроизведение правомерно опубликов­анных произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях.

3) переходят в общественное достояние произведения на которые истёк срок охраны, объекты авторского права и смежных прав, кото­рым никогда не предоставлялась охрана на территории Республики Беларусь.

4) передача прав по авторскому договору предусматривает получен­ие явно выраженного согласия автора произведения. При этом ав­торский договор должен содержать следующие условия: конкретные права передаваемые по договору (способ использования произведения; возможность передачи прав третьим лицам); террито­рия; срок действия договора; вознаграждение (в виде твердо зафик­сированной суммы в виде процента от дохода за использование; другими способами).

 

2.4 Основы регулирования выплаты авторского вознаграждения

 

Вопросы регулирования авторского вознаграждения рассмотре­ны в следующих нормативно-правовых актах, принятых в Республи­ке Беларусь:

1) «Об управлении имущественными правами авторов на коллектив­ной основе и минимальных ставках авторского вознаграждения за использование некоторых видов произведений литературы и искус­ства» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08 мая 1997г. №452);

2) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за издание произведений науки, литературы и искусства» (Постановление Со­вета Министров Республики Беларусь от 01 ноября 1996г. №697);

3) «О минимальных ставках авторского вознаграждения за создание произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусс­тва» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 сентября 2002г. №1319);

4) «О минимальных ставках и порядке выплаты авторского и иных видов вознаграждения в кинематографии» (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. №616).

Предусмотрены следующие ставки авторского вознаграждения за издание произведений литературы:

lхудожественная проза ‑ 6,5 базовых величин за авторский лист;

lнаучные издания ‑ 4,5 базовых величин за авторский лист;

lучебники для ВУЗов ‑ 8,0 базовых величин за авторский лист;

lучебники для школ, техникумов ‑ 6,0 базовых величин за ав­торский лист;

lсправочники ‑ 4,0 базовых величин за авторский лист;

lнаглядные пособия, таблицы ‑ 3,0 базовых величин за авторский лист.

Законодательством Республики Беларусь определены такие минимальные ставки авторского вознаграждения за использование музыкальных произведений:

lЗвукозапись ‑ 8 % (от отпускной цены экз.);

lТелерадиовещание ‑ 1 % (от суммы доходов);

lКабельное телевидение ‑ 5 % (от суммы доходов);

lКонцерты ‑ 5 % или 10 % (от суммы валового сбора);

lДискотеки (платный вход) ‑ 5 % (от суммы валового сбора);

lРестораны, кафе ‑ 7 % (от гонорара исполнителей) или 0,1% (от суммы дохода).

 

2.5. Коллективное управление авторскими правами и смежными правами

 

Какая инфраструктура и какие системы могли бы помочь в за­рождении и развитии местной музыкальной культуры? Одной из таких наиболее эффективных систем является система так называе­мого коллективного управления авторскими и смежными права­ми, которая уже создана в ряде стран по инициативе правительств или при участии соответствующего частного сектора. Коллективное управление представляет собой осуществление авторских и смежных прав организациями, действующими в интересах и от имени вла­дельцев прав. Организация коллективного управления договарива­ется с пользователями (например, радиостанциями, вещательными организациями, дискотеками, кинотеатрами, ресторанами и так далее) или группами пользователей и дает им разрешение на ис­пользование произведений, охраняемых авторским правом, из свое­го репертуара за плату и на определенных условиях. На основе своей документации (информации о членах и их произведениях), а также программ, представленных пользователями (например, реестры музы­кальных произведений, переданных по радио), организация коллективного управления распределяет авторский гонорар меж­ду своими членами в соответствии с принятыми правилами рас­пределения. Тариф для покрытия административных расходов, а в отдельных странах также для стимулирования социально-культурной деятельности, обычно вычитается из общей суммы гонораров. Гоно­рар, выплачиваемый владельцам авторских прав, соответствует сте­пени использования их произведений и сопровождается расчетом такого использования. Эти виды деятельности и соответствующие операции обычно выполняются с помощью компьютеризированных систем, специально разработанных для этой цели. Коллективное управление полезно, так как в настоящее время не возможно какому-либо конкретному лицу или компании отслеживать все случаи ис­пользования их музыкальных произведений или записей в мировом масштабе или даже в национальном масштабе, хотя эта ситуация может измениться с техническим прогрессом в соответствующей отрасли. Имея дело в основном с публичными исполнениями, например, на телевидении, радио, дискотеках, а также непосред­ственно на концертах, общества по коллективному управлению играют существенную роль в отслеживании того, как и где исполь­зуются музыкальные произведения, определении компенсации за такие использования, в предоставлении расчетов, кому и какая сумма полагается от общей собранной компенсации, а также в осу­ществлении своевременного распределения компенсации среди своих законных получателей. Это огромная работа, и она прово­дится организациями разного масштаба.

Для создания и стимулирования отраслей, связанных с культурой, во всем мире и особенно в развивающихся странах и наименее раз­витых странах большое внимание должно быть уделено созданию обществ коллективного управления и повышению эффективности их функционирования. Это является одним из эффективных путей гарантии соблюдения авторских прав, что позволяет одновременно помочь артистам, музыкантам, сочинителям песен и другим лицам, кто участвует в творческом и деловом процессе музыкального бизнеса, получить свой доход от затраченных усилий. Это также яв­ляется одним из важных путей, способствующих росту местных отраслей промышленности, а значит и развитию национальной экономики, а также национальной культуре.

 

 

Основы правового регулирования промышленной собственности:

1) закон Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» от 16 декабря 2002г. №160-З;

2) закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках об­служивания» 1993 г. (с изменениями и дополнениями);

3) закон Республики Беларусь «О географических указаниях» 2002г.(с изменениями и дополнениями);

4) закон Республики Беларусь «О правовой охране топологий инте­гральных микросхем» 1998г. (с изменениями и дополнениями);

5) закон Республики Беларусь «О патентах на сорта растений» 1995г. (с изменениями и дополнениями);

6) Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883г.;

7) Договор о патентной Кооперации от 19 июня 1970г. (английская аббревиатуры РСТ) (Республика Беларусь – с 14 сентября 1994г.);

8) Мадридское соглашение о международной регистрации знаков от 28 июня 1989г. (Республика Беларусь с 14 апреля 1993г.);

9) Евразийская патентная конвенция от 09 сентября 1994г.;

 

3. 1 Понятие патента

 

Право промышленной собственности начало зарождаться в связи с увеличением роли промышленности в развитии экономики сред­невековых государств, когда цеха перестали справляться с возрастающим числом заказов на производство тех или иных това­ров. Истоком права промышленной собственности стал компромисс между ремесленниками и государством, в соответствие с которым ремесленники открывали свои секреты производства, тщательно охраняемые и передаваемые из поколения в поколение, а государ­ство обязалось защищать их монопольные права.

Патент является наиболее эффективной экономико-правовой формой защиты прав на объекты промышленной собственности. Под патентом понимается документ, выдаваемый от имени государ­ства лицу, подавшему в установленном законом порядке заявку, в подтверждении его монопольных прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец. Одна из основных функций патен­та заключается в удостоверении авторства, приоритета на объект промышленной собственности, а также исключительного права на его использование. Это означает обязанность любого лица, желаю­щего воспользоваться в своих интересах защищенным патентом объектом промышленной собственности, получить разрешение от его правообладателя. Приоритет на объект промышленной соб­ственности устанавливается по дате подачи заявки, оформленной в соответствие с требованиями законодательства, в патентный орган. Предусмотрено также получение конвенционного приоритета, кото­рый означает, что заявка, поданная в одной стране-участнице кон­венции, обладает во всех других странах приоритетом в течение года, исчисляемого с момента подачи заявки в первой стране.

Патент имеет ряд ограничений в действии:

а) патент имеет территориальное ограничение: это означает, что действие документа распространяется на территорию того государ­ства, где он был выдан;

б) патент имеет ограничения по сроку действия: патент на изобретение действует в течение 20 лет с правом продления на 5 лет; патент на полезную модель действует в течение 5 лет с правом продления срока действия патентным органом по ходатайству па­тентообладателя не более, чем на 3 года; патент на промышленный образец действует в течение 10 лет с правом продления на 5 лет.

Исключительное право на использование запатентованного изобретения, полезной модели, промышленного образца осуще­ствляется патентообладателем в период действия патента начиная с даты публикации в Официальном бюллетене патентного органа сведе­ний о выдаче этого патента.

Патентообладатель должен использовать права, предоставляе­мые патентом, без нанесения ущерба правам других лиц, интересам общества и государства.

По требованию патентообладателя нарушение его исключи­тельного права должно быть прекращено, а лицо, виновное в нару­шении, обязано возместить патентообладателю причиненные убыт­ки в соответствии с законодательством.

Нарушением исключительного права патентообладателя призна­ются осуществленные без его согласия:

1) изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта, изделия, изготовленных с применением запатентован­ных изобретения, полезной модели, промышленного образца, а также совершение названных действий в отношении средства, при функционировании или эксплуатации которого в соответствии с его назначением осуществляется способ, охраняемый патентом;

2) применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в гражданский оборот либо хранение для этих целей про­дукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым па­тентом на изобретение.

Не признаются нарушением исключительного права патен­тообладателя:

1) применение средств, в которых использованы защищенные па­тентами изобретения, полезные модели, промышленные образцы, в конструкции или при эксплуатации транспортных средств (мор­ских, речных, воздушных, наземных и космических) других стран при условии, что указанные средства временно или случайно нахо­дятся на территории Республики Беларусь и используются для нужд соответствующего транспортного средства. Такое действие не признается нарушением исключительного права патентообладателя, если транспортные средства принадлежат гражданам или юридиче­ским лицам стран, предоставляющих такие же права гражданам и юридическим лицам Республики Беларусь;

2) проведение научного исследования или эксперимента над сред­ством, в котором использованы защищенные патентом изобретение, полезная модель, промышленный образец;

3) применение средств, содержащих защищенные патентами изобре­тения, полезные модели, промышленные образцы, в случаях возник­новения чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы) с последующей выплатой па­тентообладателю соразмерной компенсации;

4) применение средств, в которых использованы защищенные патен­тами изобретения, полезные модели, промышленные образцы, в лич­ных целях без получения прибыли;

5) разовое изготовление лекарств в аптеках по рецепту врача с при­менением защищенного патентом изобретения;

6) применение, предложение к продаже, продажа, ввоз или хранение для этих целей продукта, содержащего защищенные патентом изобре­тение, полезную модель, промышленный образец и введенного в гра­жданский оборот в Республике Беларусь без нарушения прав патен­тообладателя.

Любое физическое или юридическое лицо, которое до даты прио­ритета изобретения, полезной модели, промышленного образца, защи­щенных патентом, и независимо от их автора создало и добросовест­но использовало на территории Республики Беларусь тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, сохра­няет право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема такого использования (право преждепользова­ния).

Патент на изобретение, полезную модель, промышленный обра­зец в течение всего срока его действия может быть признан недей­ствительным полностью или частично в случаях:

1) несоответствия охраняемых изобретения, полезной модели, про­мышленного образца условиям патентоспособности, установлен­ным настоящим Законом;

2) наличия в формуле изобретения, полезной модели признаков, от­сутствовавших в первоначальном описании (формуле);

3) неправомерного указания в патенте автора (соавторов) или патен­тообладателя (патентообладателей).

Действие патента прекращается досрочно:

1) на основании заявления патентообладателя, поданного в патент­ный орган;

2) при неуплате в установленный срок годовой пошлины за поддер­жание патента в силе;

3) при признании патента недействительным.

Если действие патента было прекращено вследствие неуплаты в установленный срок годовой пошлины за поддержание патента в силе и не истек срок действия патента, то по ходатайству патен­тообладателя действие такого патента может быть восстановлено патентным органом при условии уплаты задолженности по пошли­не и пошлины за подачу такого ходатайства в установленном разме­ре.

Любое физическое или юридическое лицо, которое с момента прекращения действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец до даты его восстановления использовало на территории Республики Беларусь тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема такого использования (право послепользования).

Субъектом права промышленной собственности является физи­ческое и юридическое лица. Выделяют два вида прав на объекты промышленной собственности: личные неимущественные и имуще­ственные права. Личные неимущественные права принадлежат ав­тору изобретения, полезной модели, промышленного образца, то есть лицу, творческим трудом которого данный объект был создан. Право авторства является неотчуждаемым, личным правом и охра­няется бессрочно. Также к личным неимущественным правам отно­сят право создателя объекта промышленной собственности быть упомянутым при опубликовании сведений об этом объекте, право на подачу заявки, если объект промышленной собственности не яв­ляется служебным. Имущественные права на объекты промышлен­ной собственности имеют экономическое содержание и заключают­ся в исключительном праве патентообладателя на использование охраняемого решения, праве на уступку патента, праве предоставле­ния лицензии, праве на получение вознаграждения. Имущественные права на объекты промышленной собственности могут принадле­жать, как физическому лицу (автору), так и юридическому лицу (например, нанимателю при создании служебного объекта промыш­ленной собственности).

 

3.2 Правовая охрана изобретений

 

В качестве изобретения охраняется техническое решение в лю­бой области техники, относящееся к продукту (устройству, веще­ству, штамму микроорганизмов, культуре клеток растений, живот­ных) или к способу (совокупности действий, совершаемых над объектов с целью получения определенного результата). Изобрете­нию предоставляется правовая охрана, если оно отвечает следую­щим критериям одновременно:

1) новизна изобретения — изобретение считается новыми, если оно не известно из уровня техники. Под уровнем техники понимаются любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приори­тета изобретения. Общедоступность означает возможность полу­чить информацию из источников, открытых для ознакомления на за­конном основании (литература, ресурсы Интернет, конструкторская документация и так далее). Новизна имеет место, если новое изоб­ретение отличается от уже известного решения;

2) изобретательский уровень — предложенное решение должно яв­ляется результатом творческой деятельности автора. Решение не должно быть очевидным, оно должно представлять собой каче­ственное развитие науки и техники;

3) промышленная применимость — изобретение должно иметь та­кие характеристики, которые позволят использовать его в промыш­ленности, сельском хозяйстве и других отраслях производства. Это означает, что изобретение не должно быть исключительно теорети­ческим решением.

Законодательно предусмотрены объекты, которые не являются изобретением: открытия, а также научные теории и математические методы, решения, касающиеся только внешнего вида изделия и направленные на удовлетворение эстетических потребностей и так далее (п.2 ст. 2 Закона).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.