ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ ПСИХОЛОГИИ
«Психология» древнегреч. - «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIX вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.
Психология — это наука о психике и психических явлениях. (2)
Предметом изучения психологии является изучение психики. Как наука, психология изучает отдельные факты психической жизни человека, выявляет закономерности их развития, раскрывает механизмы, лежащие в их основе (3).
Предметом психологии являются человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции; закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним (1).
Происхождение понятия «психология»
В средние века люди больше интересовались Богом и душой, нежели особенностями индивидуального разума. Эпоха Ренессанса возродила интерес к отдельной личности, подготовив сцену для возникновения психологии, произошедшего в XVII в. В XVIII столетии психология приобрела социальное значение, а в XIX стала наукой. История слова «психология» отражает ее развитие. Хотя этимологические корни имеют греческое происхождение (psuche — душа + logos — слово), термин «психология» возник только в XVII в., а широкое хождение получил только в XIX. Ранее вместо него люди писали о «науке человеческой природы», «ментальной» или «моральной» науке. В течение длительного времени ученые, изучающие природу человека, были в равной степени психологами, социологами, антропологами, экономистами и политологами (4).
ХРОНОЛОГИЯ
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
ВАЖНЕЙШИЕ ИТОГИ ПЕРИОДА
6 век до н.э. по 5 век н.э. Эпоха античности
(Аристотель, Платон, Алкмеон, Гиппократ, Гален, Гераклит, Демокрит, Сократ, Пифагор, Гален, Филон, Плотин)
Предмет изучениядуша
Формирование 2-х направлений объяснений душевного мира:
1. материалистический
2. идеологический.
Эмпирические знания.
Выделения проблем душа и тела.
Вводятся понятия врожденное и приобретенное. Волевая регуляция поведения.
Человек и культура (10).
Античностьознаменовала собой новый этап в истории человечества: культурный расцвет, возникновение многочисленных философских школ, появление выдающихся исследователей и первые попытки подвести под явления окружающего мира философскую, а часто и научную основу, были предприняты шаги понять и описать психику человека. Начало науки психологии было положено именно в античности, а у истоков формирования этой науки стояли великие древнегреческие мыслители и философы: Платон, Аристотель, Гиппократ, Демокрит.
Анимизм(от лат. - душа) был одним из первых мифологических учений о душе в античной философии и рассматривал психику человека с точки зрения мифологии и психологии богов. Душа понималась как особый признак, который не виден за конкретными повседневны ми вещами и который покидает человеческое тело с его последним дыханием. (20)
Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом "псюхе". Пифагор. (19)
Переход от анимизма к гилозоизмуознаменовал революцию в античной научной мысли. В гилозоизме весь мир, космос считался изначально живым; границы между живым, неживым и психическим не проводилось -все они рассматривались как порождения единой живой материи. Гилозоизм покончил с анимизмом и впервые подчинил душу (психику) общим законам природы. (20)
Гилозоизм - учение о всеобщей одушевленности мира, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. (19)
Гилозоисту Гераклиту космос представлялся в виде "вечно живого огня", а душа ("психея") – в виде его искорки. Ввел термин «логос»
эпоха эллинизма (синтез элементов культур Греции и стран Востока)
Возникает философия скептицизма, рекомендующая вообще воздерживаться от суждений, касающихся окружающего мира, по причине их недоказуемости, относительности, зависимости от обычаев и т. п. (отказ от поисков истины позволит обрести душевный покой, достичь состояния атараксии (отсутствие волнений)). (19)
Стоики. (Зенон) Школа стоиков возникла в IV веке до н.э. Представляя космос как единое целое, состоящее из бесконечных модификаций огненного воздуха – пневмы, стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. Согласно этому учению мировая пневма идентична мировой душе, "божественному огню", который является Логосом – судьбой. Счастье человека усматривалось в том, чтобы жить согласно Логосу. Стоики подчеркивали, что сильный человек в любых условиях, даже в рабстве и в тюрьме, является внутренне свободным. (19)
Эпикурейцы. (Эпикур, Лукреций) Школа Эпикура (конец IV века до н.э.). В своих представлениях о природе эпикурейцы опирались на атомизм Демокрита.(живое тело, как и душа, – состоит из движущихся в пустоте атомов, которые в момент смерти рассеиваются по общим законам все того же вечного космоса).
Так, врачи Герофил и Эразистрат, труды которых не сохранились, значительно усовершенствовали технику изучения организма, в частности, головного мозга. К числу важнейших сделанных ими открытий относится установление различий между чувствительными и двигательными нервами; через две с лишним тысячи лет это открытие легло в основу важнейшего для физиологии и психологии учения о рефлексах (19).
Алкмеон: мозг – орган души.
Демокрит: душа – поток огненных атомов (весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц – атомов) (19)
Сократ: познай самого себя. Перенос центра исследовательских интересов с окружающей действительности на человека (19).
Платон: душа и царство идей. Обожествление числа. Душа постоянна, неизменна и бессмертна. Она является хранительницей нравственности человека. Идея о внутреннем конфликте души.
Аристотель: душа – способ организации тела. Душа не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Центральным органом души Аристотель считал не мозг, а сердце, связанное с органами чувств и движений посредством циркуляции крови. Аристотель преобразовал ключевые объяснительные принципы психологии: системности (организации), развития, детерминизма.Гиппократ: учение о темпераментах. Начало научной типологии, лежащих в основе современных учениях об индивидуальных различиях.
Гален синтезировал достижения античной психофизиологии в детально разработанную систему, служившую основой представлений об организме человека на протяжении последующих столетий. Описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы. Широкой известностью в течение многих столетий пользовалось развитое Галеном (вслед за Гиппократом) учение о темпераментах как о пропорциях, в которых смешаны несколько основных "соков". Темперамент с преобладанием "теплого" он называл мужественным и энергичным, преобладанием "холодного" – медлительным и т.д. Большое внимание Гален уделял аффектам.(19)
Филон: пневма как дыхание. Тело – это прах, получающий жизнь от дыхания божества. Это дыхание и есть пневма.
Плотин (основатель римской школы неоплатонизма): понятие о рефлексии. В основе существования всего телесного он видел эманацию (истечение) божественного, духовного первоначала. Плотина психология впервые в ее истории становится наукой о сознании, понимаемом как "самосознание".
Августин: понятие о внутреннем опыте. Придал трактовке души особый характер: считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом (от лат. "волюнтас" – воля). Воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта(19).
Направления развития античной психологии
В трудах древнегреческих мыслителей, направленных на объяснение генезиса и структуры души, можно обнаружить три основных направления.
Первое направление объясняло психику, исходя из законов движения и развития материального мира, из идеи об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы, из осмысления произвольности жизни души от физического мира и их внутреннего родства.
Второе направление, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план психобиологической проблемы было крупным
шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.
Третье направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не природой, а человеческой культурой, а именно от понятий, идей, этических ценностей. Эти формы, действительно играющие огромную роль в структуре и динамике психических процессов, были, однако, начиная от пифагорейцев и Платона, отчуждены от материального мира, от реальной истории культуры и общества и представлены в виде особых духовных сущностей, чувственно воспринимаемых телом.
Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческой природе. Античные мудрецы и испытатели подняли на невиданную дотоле высоту культуру теоретической мысли, которая, преобразуя данные опыта, срывала покровы с видимостей здравого смысла и религиозно-мифологических образов.(20)
ИТОГИ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
1. объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Вопрос о месте психического в материальном мире.
2. направление, созданное Аристотелем, ориентировалось преимущественно на живую природу; исходной точкой для него служило отличие свойств органических тел от неорганических. Поскольку психика является формой жизни, выдвижение на передний план этой проблемы было крупным шагом вперед. Оно позволило увидеть в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.
3. проблема психогностическую (от греч. "гнозис" – знание). Под ней надо понимать широкий круг вопросов, с которыми сталкивается исследование психологических факторов, изначально связывающих субъекта с внешней по отношению к нему реальностью – природной и культурной. Направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно – от понятий, идей, этических ценностей.
Античные ученые поставили проблемы, веками направлявшие развитие наук о человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в человеке телесное и духовное, мышление и общение, личностное и социокультурное, мотивационное и интеллектуальное, разумное и иррациональное и многое иное, присущее человеческому бытию (19).
5 век по 13 век
Период средневековья
(Августин Блаженный, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Авиценна, Ибн-Син, Ибн-аль-Хайсама)
Развитие учения о душе, на базе медицинских знаний и теологии, зависимости от мест.
Развитие естественнонаучных знаний о душе
Официальной наукой о душе стало богословие
Формирование психологии «томизма» Ф. Аквинский
Начало опытной методологии исследования.
Первые периодизации психического развития. (10)
.
Развитие психологии в Европе в эпоху Средневековья
Период Средневековья начинается с падения в V в Римской империи и утверждения христианства, культивировавшего неприятие всякого знания, основанного на опыте, греховность попытки понять устройство и предназначение человеческой души, отличное от библейского понимания природы и предназначения человека. Естественно-научное исследование природы приостановилось, наука была поставлена на служение Церкви. Окончанием этого «мертвого» для психологии периода считается XV в., когда произошло возрождение искусства, светской науки,
открытие Америки., Средневековая философия была тесно связана с христианской религией, и это позволяло развиваться лишь тем научным мыслям и идеям, которые непосредственно отражали и разделяли религиозные и светские позиции христианства. Основные взгляды и концепции понимания человеческой природы разрабатывались идеологами христианства и носили отпечаток догматов христианской религии. (20)
Развитие психологии в этот период было связано с изменением ее предмета, так как официальной наукой о душе стало богословие. Поэтому психология должнабыла либо полностью уступить богословию исследование психики, либо найти себе такую нишу для исследования, которая не входила бы в противоречие с официальной наукой богословием. В связи с этим представления о душе в психологии носили этико-религиозный характер в течение всего средневекового периода. После начального этапа развития психология начала стремиться к тому, чтобы найти свое место в исследовании души, определить тот круг вопросов, который ей может быть отдан богословием. Это привело частично к пересмотру предмета психологии - в содержании души была выделена особая категория, подлежащая научному исследованию. В XII-XIII вв. в психологии возникло направление деизма, которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.(20)
Аврелий Августин(354-430) Предметом познания является Бог, и в то же время он выступает и в качестве причины познания, помогая находить людям правду. Душа определяется как самостоятельная субстанция, которая не является ни телесным свойством, ни видом тела.(20)
Фома Аквинский(1225/26-1274) основал свою философскую концепцию понимания души на аристотелевском понимании пассивной материи и активной формы. Душа бессмертна, так как является субстанцией, чистой и независимой от всякой материи вообще и телесной оболочки в частности. Душа - это формирующий принцип, дающий основу всей человеческой жизни. (20)
Ибн-Син – Медицинская психология - отводилась роль аффектов в регуляции и развитии по ведения организма. Созданный Ибн-Синой "Канон медицинской науки" обеспечил ему "самодержавную власть во всех медицинских школах средних веков". Ибн-Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психологии. Он изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды, придавая при этом важное значение воспитанию
Ибн-аль-Хайсама (ХI век) (в латинской транскрипции Альгазена.
Изучал феномены - бинокулярное зрение, смешение цветов, контраст и т.д. Он указывал, что для полного восприятия объектов необходимо движение глаз – перемещение зри тельных осей.
Исходная сенсорная структура зрительного восприятия рассматривалась как производное от законов оптики, имеющих опытное и математическое основание, и от свойств нервной системы. (19)
В период Средневековья в умственной жизни Европы воцарилась схоластика (от греч. "схоластикос" – школьный, ученый). Этот особый тип философствования ("школьная философия"), господствовавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов.
Наследие Аристотеля католическая церковь вначале запретила, но затем принялась "осваивать", адаптировать соответственно своим нуждам. С этой задачей справился Фома Аквинский (1225-1274), учение которого позже было канонизировано в папской энциклике (1879) как истинно католическая философия (и психология) и получило название томизма (несколько модернизированного в наши дни под именем неотомизма).
Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины.
В Англии против томистской концепции души вы ступил номинализм (от лат, "немей" – имя). Он воз ник в связи со спором о природе общих понятий, или универсалий. Суть спора состояла в том, существуют ли эти общие понятия сами по себе, самостоятельно и независимо от нашего мышления, или представляют собой только имена, реально же познаются лишь конкретные явления. Номинализм способствовал развитию естественнонаучных взглядов на познавательные возможности человека. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков.
14 век по 16 век
Эпоха Возрождения
актуализация ценностей античного мира.
(Л. Да Винчи, Коперник, Хуан Луис Вивес)
Развитие одуше.
Отказ от души, как предмет исследования.
Принятия научного метода исследование
Введение термина Психология.(10)
Развитие психологии в эпоху Возрождения
Ученые эпохи Возрождения считали главной задачей возрождение античных ценностей, очищение античной картины мира от «средневековых варваров». Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, в частности, к его пониманию души в трактате «О душе», и здесь начинаются споры и разногласия. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души - главного вопроса в церковном вероучении. Первая группа (аверроисты) разделял разум (ум) и душу и считал разум, как высшую часть души, бессмертным, а вторая группа (александристы) настаивала на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом. Активно идеи эпохи Возрождения развивались в Италии и Испании. (20)
Итальянец Леонардо да Винчи(1452-1519) считал, что человек может воплощать свои духовные силы в реальные ценности и преобразовывать природу своим творчеством, а высшей ценностью является не божественный разум, а сила и продукт творца.
Испанский врач Хуан Луис Вивес(1492-1540) в книге «О душе и жизни» утверждал, что главным и единственно верным способом познания природы человека являются наблюдение и опыт.. Также он утверждал, что на природу ребенка можно влиять, если правильно его воспитывать.
Другой врач, Хуан Уарте(ок. 1530-1592), в своей книге «Исследование способностей к наукам» впервые в истории психологии поставил задачу изучить индивидуальные различия между людьми с целью определения их пригодности к различным профессиям. В целом этап развития психологии в эпоху Возрождения можно охарактеризовать, с одной стороны, как возвращение к традициям и ценностям античной философии и психологии с их антропоцентризмом и определением души как главного предмета изучения, но с другой -и возникновением принципиально новых, неизвестных античным философам и мыслителям особенностей понимания человеческой природы, как, например, примат творчества и творца над всеми остальными элементами мироздания. (20)
начало 17 века по 19 век
Эпоха Просвещения
(Френсис Бэкон,
Рене Декарт,
Бенедикт Спиноза,
Г. Лейбниц,
Джон Локк,
Т. Гоббс
Д. Гартли,
Христиан Вольф,
И. Кант,
Жан Батист Ламарк,
Й. Прохазка
Кондильяк,
Ламетри,
Кабанис
Гельвеция,
Ж. Ж. Руссо,
Д. Дидро
Т. Браун
Ст. Милль.
А. Бэн.
Эббингауз,
Т. Циген,
Г. Э.Спенсер)
Изучение сознания
Формирование эмпирической и интроспективной психологии.
Вводится Ассоциативная психология и Бессознательная психика.(10)
Психология и ее предмет в Новое время и в эпоху Просвещения
В эпоху Просвещения психология искала собственный предмет исследования, конкретное определение области своей деятельности. Эта область понималась как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и самого себя, и главным здесь виделась осознанность этого процесса. Происходит уточнение предмета психологии как науки о сознании. Исследование содержания и функций сознания подвело ученых к изучению его роли в человеческой жизни, следовательно, и в поведении человека. Наблюдается двойственность предмета психологии того времени: изучение сознания и путей его формирования, а также этапов развития образа мира и себя, с одной стороны, и изучение поведения и движущих сил и регуляции не только внутренней, но и внешней активности индивида - с другой.
В связи с развитием механики и физики Ньютона утвердился новый взгляд на природу как на гигантский механизм, а человеческое тело виделось своеобразной машиной- автоматом, функционирующей по принципу любого механизма по строгим законам физики.
В исследовании процессов познания наблюдались две противоположные точки зрения.
Сенсуализмопределял в качестве основы всех человеческих знаний ощущения, процесс познания рассматривался как единый, имеющий несколько ступеней -от ощущения к мышлению, т. е. процесс постепенного восхождения от частного к общему.
Рационализмотдавал приоритет мышлению, выделял в процессе познания два этапа: первый этап состоял из нескольких ступеней и заключался, как и в сенсуализме, в восхождении от частного к общему при переходе от восприятия к логическому мышлению, но понятие, которое формировалось таким образом, не является окончательным и объективным. Поэтому выделялся второй этап познания - интуитивное мышление, которое черпает знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия, осознавая всеобщие законы и свойства предметов.
Решение проблемы эмоций и свободы человека основывалось на позиции ученых античности, которые считали, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и вызываются ею), поэтому свобода связывалась с возможностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельности.
Основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения
В XVIII в. в Европе наступает эпоха Просвещения, определяемая как период безграничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эра торжества науки над Средневековьем. Представители этого движения считали главной задачей «просветление общества» и как следствие поднятие его на более высокую ступень эволюционного развития. Суть этого процесса они видели в избавлении общества от древних суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного фанатизма. Взамен устаревших идей просветители предлагали ориентироваться только на разум, на первоначальную природу человека, на его опыт. Идеи просветителей носили революционный характер.
В психологической мысли в эпоху Просвещения существовали следующие направления:
1) эмпиризм,родоначальником которого считается английский философ Дж. Локк, определял опыт как основополагающий фактор развития человека и изучал механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом;
2) сенсуализмпредставлял собой учение о доминировании чувственного познания над рациональным.
Оба направления отрицали существование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижизненного развития;
3) ассоцианизмкак направление в идеалистическом учении о душе. Единицей признана ассоциация как механизм формирования и приобретения опыта. В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов:
- на первом этапе ассоциация выделилась как объяснительный принцип отдельных психических явлений, прежде всего процессов припоминания;
- на втором этапе - этапе классического ассоцианизма - были созданы целостные концепции психики и сформировано понимание психики как источника формирования механических связей, или ассоциаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления;
- третий этап включал в себя экспериментальное и практическое изучение сформированных на предыдущих этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активности субъекта.
Становление французской эмпирической психологии в XVIII в.
В эпоху Просвещения активно развивалась французская эмпирическая психология, отличительными чертами которой стали внимание к проблемам активности человеческого сознания и зависимость ее от общественных условий. Французские сенсуалисты выступали против любых учений, рассматривающих человека и природу как субъект, на который могут влиять некие силы, не выводимые из опыта и разума. Развитие психологической мысли и изучение сознания шло в двух направлениях. В первом направлении, представителями которого являются Кондильяк, Ламетри, Кабанис, психика определялась как функция высокоорганизованной материи - головного мозга, что способствовало экспериментальному изучению тех явлений, которые ранее определялись как создания души, имеющей бестелесную, божественную природу. Второе направление, представленное теориями Гельвеция, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, представляло индивидуальную психику как результат влияния социальных условий, нравов и обычаев, духовного мира людей, которыми движет собственная энергия культурного творчества.
Теории французских материалистов эпохи Просвещения оказали существенное влияние и подготовили почву для дальнейшего развития психологии, физиологии, нейрофизиологии и других наук о природе человека. В своих теориях они утвердили принцип целостности человека, выражавшийся в нераздельности психических явлений и мозга, который их производит, а также отстаивали нераздельную связь человека с социальной и культурной средой. В учениях французских материалистов впервые среда и наследственность рассматривались как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка и влияющие на формирование всех его способностей.
Французский сенсуализм провозгласил чувственный опыт единственным источником рационального знания об окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение связей внутри психики, а не умозрительные теоретизирования по этому поводу являются единственно верным источником получения научного знания.
Отечественная психологическая мысль в эпоху Просвещения
Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась под влиянием господствующего феодально-крепостнического строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе, стремясь искоренить из недр общества всевозможные суеверия и предрассудки.
В. Н. Татищевв своих работах развивал идеи зависимости умственного развития ребенка от просвещения и обучения. Источником индивидуального ума он считал опыт других людей, который передается посредством,языка и письменности.
И. Михайловв своей книге «Наука о душе», ставшей первой в России книгой по психологии, систематизировал весь багаж психологических знаний, опираясь на эмпиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся опытному изучению явления человеческой психики -ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.
М. В. Ломоносоввыдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения, объясняющую ощущения с материалистической точки зрения как результат воздействия на органы чувств человека предметов внешней среды.
А. Н. Радищевразвивал идеи Ломоносова и выдвигал следующие психологические идеи.
1. Человек - это целостный организм, имеющий в совокупности различные, порой противоположные друг другу характеристики.
2. Душа не рассматривается как совокупность чувств, мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно важных органов - мозга и нервов, не может быть самостоятельной, так как ее существование невозможно без этих органов.
3. Индивидуальное сознание формируется благодаря ведущей роли языка и речи.
4. Развитие способностей обусловлено не только воспитанием, но и влиянием природы. При этом каждый человек неограничен в своем совершенствовании.
5. Воля обусловлена вниманием, которое является выражением мышления, и помогает человеку справляться со своими страстями.
6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее способность к «мысленное» неразрушима, вечна.
Английская ассоцианистическая психология в XIX в.
Ассоцианизм в X I X в. развивался под сильным влиянием естествознания, физики, химии и биологии, а также имел тесную связь с философией позитивизма. В своем развитии ассоцианистическая психология прошла три этапа.
1. Первый этап - начало X I X в. - расцвет ассоцианизма, когда были созданы классические теории и разработаны основные положения этой концепции. Главными представителями этого периода являются Т. Браун и Дж. Ст. Милль.
2. Второй этап - середина X I X в. - переломный период, когда происходил пересмотр основных взглядов классического ассоцианизма на предмет и методы исследования, что способствовало началу его кризиса. Это проявилось в теориях Дж. Ст. Милля, А. Бэна.
3. Третий этап - конец X I X в. - кризис классического ассоцианизма, обусловленный произошедшими на предыдущем этапе изменениями во взглядах, в область психологического исследования вводится метод эксперимента. Представителями этого периода считаются Г. Эббингауз, Т. Циген, Г. Э.Спенсер.
Заслугами ассоцианистов являются:- введение в область психологического знания и дальнейшее развитие понятия опытного, прижизненного формирования содержаний сознания, что стимулировало развитие педагогики и формирование многих законов
обучения и развития; - введение понятия и теории ассоциации, которые так-,же оказали существенное влияние на изучение законов приобретения знаний и научения;
- первый этап - появление некоторого эмоционального представления, трактуемого индивидом как задача вспомнить что-либо;
- второй этап - активное продуцирование ассоциаций различного характера и содержания, следующих друг за другом, и анализ каждой из этих ассоциаций на предмет соответствия исходному представлению;
- третий этап - нахождение уже имеющейся в сознании идеи, которая соответствует или ассоциируется с исходным, требующим припоминания представлением, и, следовательно, припоминание этого представления на основе найденной идеи.
начало 19 века по 60-е годы 19 века
(Эрнст Генрих Вебер, Пьер Бугер, Фехнер, Гельмгольц, Франц Йозеф Галь, Иоганн Фридрих Гербарт, Дарвин, Спенсер, Поль Брок)
Деятельность нервной системы органов чувств. Скорость протекания психических процессов. Соотношение между физическим и психическим.
Формирование естественно научных предпосылок к психологии как самостоятельной науки.
Метод эксперимента.
Формирование психофизика и психометрия.
Учение о рефлексе. (10)
Естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки
Выделяются следующие естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки в середине XIX в.
1. Постепенное отделение психологии от философии, так как для психологии назрела необходимость разделения предметов и методов, в частности ориентация на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи больше теоретической наукой, нежели практической, не могла дать психологии необходимых инструментов.
2. Внедрение в психологию исходя из исторической необходимости обрести свой, отличный от философского, метод познания новых методов исследования, в частности заимствованного из естествознания метода эксперимента, а также математических методов подсчетов результатов опытов.
3. Активное развитие физиологии в начале X I X столетия, которая, обладая конкретным предметом исследования -человеческим телом и изучая строение его органов, ставила психические функции человека в зависимость от особенностей его анатомии и объясняла причины и механизмы его функционирования не как следствия влияния и особой организации души, являющейся некоей бестелесной и божественной субстанцией, а как целиком и полностью зависящие от особенностей анатомии и физиологии человека. Не на уровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте была доказана зависимость некоторых аспектов поведения человека от физиологических, т. е. материальных, факторов.(20)
с 60-х годов 19 века по конец 19 века
(Вильгельм Вундт,
Титченер,
Кюльпе,
Альфред Бине,
Кеттел,
Уильям Джеймс,
Кеннон,
Эббингауз,
Торндайк,
Гальтон
Тейлор
Мюнстерберг.
Брентано
Джеймс
Кюльпе)
Непосредственное содержание сознания. Психические акты и психических функций. Психика и сознание связи с адаптивной функцией поведения.
Первый раскол в психологии 2-х направлений:
1. индивидуальная и физиологическая психология.
2. Духовно - научная психология (ориентированная на историю культуры). (10)
Направления в развитии психологии как самостоятельной науки в конце XIX - начале XX в.
Становление психологии как самостоятельной науки стало возможным благодаря постепенному ее превращению из науки описательной в науку экспериментальную. Годом рождения психологии принято считать 1879г., местом рождения - психологическую лабораторию в Университете г. Лейпцига, а «отцом» - немецкого психолога Вильгельма Вундта, который ввел в психологическую науку метод эксперимента и создал свою экспериментальную психологию. Развитие научного психологического знания в указанный период можно разделить на три направления.
1. Экспериментальная психология В. Вундта, предметом которой стало изучение сознания путем разложения его содержаний на простейшие элементы и последующий их анализ. В Германии экспериментальные методы Вундта разрабатывались Г. Эббингаузом в опытах по исследованию памяти. В Европе возникает Вюрцбургская школа профессора 0. Кюльпе, предметом ее изучения становится мышление. В Америке возникает структурализм Э. Титчинера как концепция понимания сознания.
2. Развитие других отраслей психологической науки, использующих эксперимент как основной исследовательский инструмент:
- дифференциальная психология Ф. Гальтона в Англии, изучающая специфику различий между людьми;
- метод тестов, разрабатываемый английскими исследователями А. Бине и Спирменом, американскими учеными Р. Кеттелом и Ст. Холлом, который на основе этих методов создает свою науку о развитии ребенка - педологию;
- формирование возрастной психологии как самостоятельной области научного знания;
- новая наука психотехника, или индустриальная психология, пионерами которой являлись Ф. Тейлор и Г. Мюнстерберг.
3. Развитие функционализма Ф. Брентано как противника экспериментальной психологии В. Вундта, а также всего ассоцианистического направления в психологии в целом. Дальнейшее развитие в Америке этого направления осуществляется учеником Ф. Брентано В. Джеймсом. (20)
Начало 20 века по 30-е годы 20 века
(Д.Уотсон,
Э. Торндайк
М. Вертгеймер,
В. Келер,
Фрейд,
К. Кофака,
Курт Левин,
Адлер,
К.Г. Юнг,
Выготский,
Узднадзе,
В. Штерн,
Э. Дюркгейм
Леви-Брюль)
Поведение. Целостные Психические структуры. Бессознательное. Сознание. Смысл структура душевной жизни. Установка.
Открытый период кризиса психологии. Направления:
Бихевиоризм – 1913 г. Д.Уотсон, Э. Торндайк
Гельштальпсихология –1912 г. М. Вертгеймер, В. Келер, К. Кофака). Курт Левин – (теория поля)
Психоанализ– с 1895 г. Фрейд
Французская социальная школа. (Французский философ Э. Дюркгейм (1858-1917) и его ученик Л. Леви-Брюль (1857-1939) создали социологическую концепцию и разработанный на ее основе общественно-исторический подход к психике человека.)
Индивидуальная психология – направление психоанализа– А. Адлер
Понимающая психология.
Аналитическая психология –направление психоанализа – 30-60 г. 20 в.К.Г. Юнг.
Теория установок(Узнадзе)
Культурно - историческая теория (Выготский).
Психотехника.В. Штерн, Г. Мюнстерберг.
Педология.– 1936 г. Постановление ЦК ВКП «О педелогических извращениях в системе наркомпросов» (10) - науки о целостном развитии ребенка. Л. С. Выготский является одним из основателей этого движения в России. (10)
Развитие науки психотехники в начале XX в.
В начале XX в. в связи с серьезным ростом промышленного производства и экономики на базе экспериментальной психологии начинает развиваться ее прикладное направление - психотехника, или индустриальная психология, главной задачей которого является изучение психологических основ и механизмов труда на производстве. Термин «психотехника» был введен психологом Вюрцбургской школы В. Штерном, а выделение этого направления в самостоятельную область знания происходит благодаря работам немецкого психолога Г. Мюнстерберга.
Психотехника изучала следующие проблемы, одновременно являющиеся и ее задачами: проблема утомления в процессе работы, определение оптимальной продолжительности рабочего времени, исследование особенностей воздействия (психология влияния), проблема грамотного руководства подчиненными с психологической точки зрения, вопросы и организация производственного обучения, приспособление техники к психологическим возможностям человека, изучение методов анализа профессий, определение профпригодности, профотбор кадров для предприятия, профориентация.
В решении задач психотехники широко использовались следующие тесты.
1. Изучение различных способностей кандидата при профотборе и профориентации: уровень развития памяти, мышления, внимания, общего интеллекта и других функций.
2. Анализ требований профессии к нервно-психическим функциям работника: быстрота реакции, время, затрачиваемое на решение задачи, и общая оценка пригодности или непригодности работника для выполняемой им работы.
Применение тестовых методов в психотехнике оказало влияние и на развитие психологии вообще, так как результаты самонаблюдения теперь отходили на второй план и не интерпретировались как главный результат исследования, а являлись лишь показателем того, насколько внутреннее состояние испытуемого при выполнении экспериментальной задачи соответствует его состоянию в реальных условиях трудового процесса. Начинают формироваться предпосылки «открытого» кризиса, в который психология вступила в 20-30-е гг. прошлого, XX столетия.(20)
«Открытый кризис» в психологии в 20-30-е гг. XX в.
В начале XX в. в различных отраслях психологии проводилась масса исследований, результаты которых по-новому отвечали на главнейшие вопросы этой науки. Психология как наука о сознании начинает претерпевать изменения своего предмета, что обусловило возникновение кризиса в ее развитии. Предпосылки, обусловившие возникновение «открытого кризиса»:
1) понимание учеными практической и теоретической несостоятельности старых установок, взглядов и методов исследования явлений и феноменов науки;
2) интенсивное развитие дифференциальной, возрастной психологии, зоопсихологии обеспечило появление новых направлений, концепций и взглядов на предмет психологической науки;
3) развитие новой биологии, которая меняла представление о сознании как о замкнутом в себе субъекте и тем самым расширяла сферу непознаваемых путем классического метода интроспекции явлений - поведение животных, детей, психически больных людей.
Психология сознания распалась на 5 крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом по одному из пунктов старой психологии сознания, выдвигая свой предмет и свои методы исследования.
1. Гештальтпсихология- целостный, а не атомистический подход к изучению сознания.
2. Бихевиоризм- замена сознания на поведение как предмет изучения, исключение из области методов исследования интроспекции как не обладающего характеристикой объективности.
3. Глубинная психология- область бессознательных явлений психики как предмет изучения.
4. Французская социологическая школа- понимание человека с точки зрения взаимодействия с обществом как фактором его развития.
5. Описательная психология- изучение духовно-научной зависимости человека от общества.Вильгельм Дильтей - основатель описательной психологии
Благодаря разразившемуся кризису психология получила ряд новых самостоятельных направлений, каждое из которых впоследствии активно расширилось и дало науке множество интереснейших взглядов и концепций, дальнейшее развитие этих психологических школ шло в направлении взаимодействия друг с другом, и это расширило и обогатило психологию как науку.(20)
С конца 30-х годов по начало 50-е годы
Э. Толмен, Кларк Халл,
Э. Фром
Изучение предшествующего периода является Эволюция
Необихевиоризм.– Э. Толмен, Кларк Халл
Неофрейдизм.– Э. Фром (гуманистическая психология – экзистенциальная)
Генетическая психология.
Персонолистическая концепция личности
Этногенетическая.
С 50 -е годы по настоящее время
К. Рождерс, Шарлота Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Гольлштейн, М. Айзенк, Дж. Брунер, Дж. Келли
Процесс ориентировки. Когнитивная структура и их роль в поведении Личности.
Гуманистическая психология– К. Рождерс, Шарлота Бюлер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Гольлштейн
Когнитивная психология.– М. Айзенк, Дж. Брунер, Дж. Келли
Логотерапия.
Теория поэтапного формирования действий и понятий.
Активная дискуссия о предмете психология.
С Вундта начинается родословная психологии как самостоятельной науки. 1879 году он создал в Лейпциге первую в Европе экспериментальную психологическую лабораторию, ставшую вскоре Международным центром психологических исследований. В 1874 г. в своей книге «Основания физиологической психологии» описал предмет, методы и задачи психологии (труд ставший точкой отсчета в выделении психологии в самостоятельную науку).
В XVIII веке немецкий ученый Христиан Вольф ввел в научный оборот термин "психология". (1)
Психология изучает:
возникновение и развитие психики;
сознание человека как высшую форму психики
обусловленность психики человека биологическими и социально - историческими факторами;
нейрофизиологические основы психической деятельности;
структуру психики человека
закономерности формирования психических образов;
отражательно-регуляционную сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов
индивидуально-психологические особенности личности;
психологические особенности поведения человека в социальной среде;
психологию конкретных видов человеческой деятельности.
Психологические знания необходимы человеку для правильной организации его взаимоотношений с другими людьми, эффективной организации своей деятельности. Они нужны ему также для самоанализа и личностного самоусовершенствования. (1)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление