КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Научное наблюдение
Наблюдение – целенаправленное систематическое организованное мероприятие, связано с ощущением и наблюдение внешнего мира. Наблюдение м.б. связано с переживанием и состоянием человека – интроспекция. Научное наблюдение связано с научной теорией, а житейское наблюдение связано с личными качествами, особенностями. Науч. набл. связано с целенаправленностью. Наблюдение в науке имеет систематический и упорядоченный характер. Должен быть план наблюдения, цель каждого пункта, карта наблюдения. Многие наблюдения требуют объяснения, интерпретации. Интерпретационное наблюдение тоже делают в рамках теоретического положения, на базе строятся гипотезы. При интерпретации данных наблюдений необходимо, чтобы отмечались объективные факты, которые можно проконтролировать. В качестве данных наблюдения в науку входят не просто восприятия наблюдения предметов, а результаты их рациональной переработки. Подлинная интерпритация данных наблюдения, когда они свидетельствуют для подтверждении или отрицания гипотезы, поэтому необходимым условием использования таких данных их релевантность (возможность проверить) к проверяемой гипотезе.
Научное наблюдение призвано осуществлять 3 функции:
В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фиксации проявлений их поведения (18).
Можно наблюдать: 1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...); 2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела); 3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвижность, дистанцию, скорость, направление движений...); 4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...). Наблюдательность - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Научное наблюдение отличается от житейского следующими свойствами:
Как метод психологического исследования, наблюдение имеет свои сильные и слабые стороны.
Классификация наблюдений
B зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений: - включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности.При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем; - стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы "со стороны". П о характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений: - скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или "замаскирован" под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, "извне", используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру); - открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более естественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует пристального внимания к себе. В зависимости от объекта наблюдений, противопоставляют друг другу два вида: - внешнее, за поведением других людей; - интроспекцию (от лат. "гляжу внутрь", "всматриваюсь"), то есть самонаблюдение. Относительно времени исследования различают наблюдение: - однократное, единичное, производимое только один раз; - периодическое, осуществляемое в течение определенных промежутков времени; - - лонгитюдное (от англ. "долгота"), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследователя и объекта в течение длительного времени. По характеру восприятия наблюдение может быть: - сплошным, когда исследователь обращает свое внимание в равной степени на все доступные ему объекты; - выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (скажем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодействия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.д.) Пo характеру регистрации данных наблюдение подразделяют на: - констатирующее, где задача исследователя - четко зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения, собрать факты; - оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. (используется шкала рейтинга). По степени стандартизированности процедур выделяют: - свободное, или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних стадиях научной работы; – структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступлений от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обычно применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые (18).
Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |