Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научное наблюдение




 

Наблюдение – целенаправленное систематическое организованное мероприятие, связано с ощущением и наблюдение внешнего мира. Наблюдение м.б. связано с переживанием и состоянием человека – интроспекция. Научное наблюдение связано с научной теорией, а житейское наблюдение связано с личными качествами, особенностями. Науч. набл. связано с целенаправленностью. Наблюдение в науке имеет систематический и упорядоченный характер. Должен быть план наблюдения, цель каждого пункта, карта наблюдения. Многие наблюдения требуют объяснения, интерпретации. Интерпретационное наблюдение тоже делают в рамках теоретического положения, на базе строятся гипотезы.

При интерпретации данных наблюдений необходимо, чтобы отмечались объективные факты, которые можно проконтролировать. В качестве данных наблюдения в науку входят не просто восприятия наблюдения предметов, а результаты их рациональной переработки. Подлинная интерпритация данных наблюдения, когда они свидетельствуют для подтверждении или отрицания гипотезы, поэтому необходимым условием использования таких данных их релевантность (возможность проверить) к проверяемой гипотезе.

 

Научное наблюдение призвано осуществлять 3 функции:

  1. результаты наблюдения должны давать информацию для формирования новых проблем, возникающих с обнаружением несоответствия между новыми фактами и старыми способами
  2. связана с эмпирической проверкой гипотезы теорий, которые невозможно проверить с помощью эксперимента.
  3. полученные в наблюдении выборки могли эмпирически проверятся

 

В психологии под наблюдением понимают метод изучения психических особенностей индивидов на основе фик­сации проявлений их поведения (18).

 

Можно наблюдать:

1) речевую деятельность (содержание, последовательность, продолжительность, частоту, направленность, интенсивность...);

2) экспрессивные реакции (выразительные движения лица, тела);

3) положение тел в пространстве (перемещения, неподвиж­ность, дистанцию, скорость, направление движений...);

4) физические контакты (касания, толчки, удары, передачи, совместные усилия...).

На­блюдательность - способности подмечать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства пред­метов и явлений.

Научное наблюдение отличается от житейского следую­щими свойствами:

  • целенаправленностью; наблюдатель должен отчетливо понимать, что он собирается воспринимать и для чего, иначе его деятельность превратится в регистрацию отдельных ярких и отчетливых второстепенных раздражителей, а существен­ный материал останется неучтенным;
  • систематичностью, которая позволит достоверно отли­чить случайное от типичного, закономерного;
  • планомерностью, так как следование плану, программе способствует повышению эффективности исследования, опре­деляя, каким образом будет произведено наблюдение; когда, где, при каких условиях;
  • аналитичностью, ведь оно предполагает не только кон­статацию наблюдаемых фактов, но и их объяснение, выявле­ние психологической природы;
  • регистрацией результатов, что позволяет исключить ошибки памяти, уменьшить тем самым субъективизм выводов и обобщений;
  • оперированием системой однозначных понятий, спе­циальных терминов, способствующих четкому и недвусмыс­ленному обозначению наблюдаемого материала, а также еди­нообразию возможных интерпретаций (18).

 

Как метод психологического исследования, наблюдение име­ет свои сильные и слабые стороны.

 

«+» «–»
1. Богатство собираемых сведений обеспечивает анализ как вербальной информации, так действий, движений, поступков); 2. Сохранена естественность условий деятельности; 3. Допустимо использование разнообразных технических средств; 4. Необязательно получение предварительного согласия испытуемых.   1. Субъективно (результаты во многом зависят от опыта, научных взглядов, квалификации, интересов, пристрастий, работоспособности исследователя); 2. Невозможно контролировать'ситуацию, вмешиваться в ход событий без их искажений; 3. Вследствие пассивности наблюдателя требует значительных затрат времени

Классификация наблюдений

 

B зависимости от степени вовлеченности исследователя в изучаемую среду выделяют два вида наблюдений:

- включенное, когда имеет место личное участие наблюдателя в воспринимаемой и регистрируемой им деятельности.При этом другие люди обычно считают его участником события, а не наблюдателем;

- стороннее, когда событие происходит без непосредственного участия в нем наблюдателя, действующего как бы "со стороны".

П о характеру взаимодействий с объектом существуют следующие виды наблюдений:

- скрытое, при котором люди не знают, что они являются наблюдаемыми. (Психолог при этом или "замаскирован" под обычного участника событий, то есть его поведение для окружающих вполне соответствует ожидаемому в данной ситуации, не вызывает подозрений, или же он наблюдает за ними опосредованно, "извне", используя, скажем, зеркало Гезелла или скрытую видеокамеру);

- открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении. Обычно через какое-то время они привыкают к присутствию психолога и начинают вести себя более ес­тественно, если, конечно, наблюдатель не провоцирует присталь­ного внимания к себе.

В зависимости от объекта наблюдений, противопо­ставляют друг другу два вида:

- внешнее, за поведением других людей;

- интроспекцию (от лат. "гляжу внутрь", "всматриваюсь"), то есть самонаблюдение.

Относительно времени исследования различают наблю­дение:

- однократное, единичное, производимое только один раз;

- периодическое, осуществляемое в течение определен­ных промежутков времени;

- - лонгитюдное (от англ. "долгота"), характеризующееся особой протяжённостью, постоянством контакта исследовате­ля и объекта в течение длительного времени.

По характеру восприятия наблюдение может быть:

- сплошным, когда исследователь обращает свое внима­ние в равной степени на все доступные ему объекты;

- выборочным, когда его интересуют лишь определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций (ска­жем, такие как частота проявлений агрессии, время взаимодей­ствия матери и ребенка в течение дня, особенности речевых контактов детей и педагогов и т.д.)

Пo характеру регистрации данных наблюдение подраз­деляют на:

- констатирующее, где задача исследователя - четко за­фиксировать наличие и характеристики значимых форм по­ведения, собрать факты;

- оценивающее, где исследователь сравнивает факты по степени их выраженности в каком-либо диапазоне. (используется шкала рейтинга).

По степени стандартизированности процедур выделяют:

- свободное, или поисковое наблюдение, которое, хотя и связано с определённой целью, но лишено четких ограничений в выборе того, на что надо обращать внимание, какие моменты фиксировать и т. п. В нем допустимо изменение предмета исследования и правил, если возникает в этом необходимость. Наблюдение такого вида обычно применяется на ранних ста­диях научной работы;

– структурированное, или стандартизированное, когда происходящие события фиксируются без малейших отступле­ний от заранее разработанной программы. При этом четко определены правила наблюдения, предписано все содержание исследовательских действий, введены единообразные способы регистрации и анализа данных. Подобное наблюдение обыч­но применяется там, где от исследователя требуется выделять уже известные и ожидаемые характеристики реальности, а не подыскивать новые (18).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1087; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.