Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции эксперимента




Эксперимент как метод эмпирического познания.

 

Эмпирические данные м.б. получены 2 способами. В обычных не экспериментальных условиях исследователь наблюдает интересующее его явление и нередко вынужден ждать, когда оно появиться и не могут влиять на результат. В эксперименте исследователь сознательно вмешивается в ход процесса, чтобы получить более точные и надежные результаты.

Эксперимент – это специальный эмпирический метод, заключающийся в том, что он обеспечивает возможность активного практического воздействия на изучаемое явление и процессы.

Исследователь не ограничивается пассивным наблюдением, а сознательно вмешивается в естественный ход протекания. Эксперимент не только поиск эмпирических зависимостей, но он предполагает между эмпирическим наблюдением и понятием.

План проведения эксперимента, само проведения и интерпретация гораздо большей степени зависят от теории, чем поиск и интерпретация данных наблюдения. В настоящее время эксперимент используется не только в опытных, естественных науках, но и в науках изучающих живую природу, в том числе в психологии. Большими достижениями современными науками с помощью эксперимента удалось связать мысль и опыт, теорию и практику. Эксперимент – это вопрос к природе, она может сама ответить на поставленный вопрос.

Эксперимент (от лат. "проба, опыт") - ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зави­симостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

В отличие от наблюдения, эксперимент - активный снособ познания реальности, он предполагает планомерное вмешатель­ство ученого в исследуемую ситуацию, управление ею. Если пассивное наблюдение позволяет нам ответить на вопросы "Как? Каким образом нечто происходит?", то эксперимент даст возможность найти ответ на вопрос другого рода - "Почему, это происходит?"

 

Основное предназначение эксперимента заключается в достоверном выявлении научных фактов и закономерно­стей. Его результаты должны быть независимы от особенностей личности исследователя (18).

  1. эксперимент осуществляется операциями абстрагирования, т.е. создается экспериментальные условия для выделения существующих факторов и сохранения неизменных несуществующих второстепенных факторов.
  2. абстрагирование и эксперимент относят к качественно различным эмпирическим уровням при исследовании
  3. эксперимент служит критерием истинности знаний.
  4. эксперимент работает на теорию (в идеальном эксперименте изменяется и переменные и др условия. Соответствия идеального эксперимента реальному, выражается во внутренней валидности (достоверности результатов) которая обеспечивает реальный эксперимент, чем больше внутренней валидности, тем более безупречный эксперимент. Те переменные, которые нарушают внутреннюю валидность называют побочными (фактор времени, индивидуальные различия, задачи, которые встают перед испытуемым)
  5. эксперимент должен соответствовать внешней реальности, но полное соответствие не всегда достижимо. Мера соответствия характеризует внешнюю валидность. От внутренней валидности зависит достоверность экспериментальных результатов, а от внешней переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их в др сферах реальности.

 

1. Селекция или отбор групп по составу

2. статистическая регрессия

3. экспериментальный отсев (неравномерное выбывание при сравнении групп)

4. естественное развитие (изменение состояния испытуемых – голод, болезнь итд)

5. эффект истории

6. эффект тестирования (влияние предварительного тестирования)

7. инструментальная погрешность (определяется методом фиксации поведения испытуемого)

8. взаимодействие факторов

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-02; Просмотров: 1622; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.